Центр. Kluuvi Пройдя еще немного по Фабианинкату, выходим на широкий бульвар Эспланада (фактически это два параллельных бульвара: Северная (Pohjoisesplanadi) и Южная (Etel?esplanadi)). Это уже территория района Kluuvi. Бульвар начинается от фонтана «Хавис Аманда» (Havis Amanda) — или просто Manta. Фривольный облик этой встающей из вод морской нимфы изваял в 1908 году финский скульптор Вилле Вальгрен (Ville Vallgren) (1855–1940), чем вызвал у жителей тогдашнего Хельсинки (Гельсингфорса) самые противоречивые эмоции. В двух шагах от «Аманды», на углу Похйойсэспланади (Pohjoisesplanadi) и Унионинкату (Unioninkatu), находится большое кафе, занимающее исторический зал «Югендсали» (Jugendsali). Название зала говорит само за себя: это любопытнейший образец финского дизайна в стиле модерн (он же югенд или ар-нуво). Впрочем, само здание, если не знать о существовании в нем такого интересного помещения, ничем не намекает на скрытую за арочным порталом: на вид — совершеннейший неоклассицизм, модерном и не пахнет. Собственно, так оно и есть: этот почти петербургский особняк был построен в 1816 году по проекту шведско-финского архитектора Пера Гранстедта (Pehr Granstedt) (1764–1828) для зажиточного русского купца Егора Ушакова. Сначала это был жилой дом с конторами и хозяйственными постройками, а в 1896 году его выкупил банк Privatbanken. Тогда-то, в 1904 году, и появилась вся эта неожиданная национально-романтическая начинка: знаменитый финский архитектор Ларс Сонк (Lars Sonck) (1870-1956) осуществил реставрацию здания, устроил во внутреннем дворе банковский зал и добавил арочный вход со стороны Pohjoisesplanadi. Собственно дизайном интерьера занимался финский архитектор Вальтер Юнг (Valter Jung) (1879–1946) — брат уже знакомого нам Бертеля Юнга. Вот этот-то бывший банковский зал, оформленный в стиле финского модерна, мы сегодня и видим, только теперь здесь находится не банк, а уютный кафетерий Aschan Caf? Jugend. Все основные детали оформления дошли до наших дней, а совсем недавно была завершена реставрация, вернувшая югенд-залу прежний блеск. В 1922 году банк Privatbanken объединился с Union Bank в странах Северной Европы, и в доме продолжали размещаться банковские помещения. С 1962 года здание перешло в собственность города, было отреставрировано и стало использоваться в административных целях, а зал переименовали в «Югендсали» (Jugendsali). С 1984 по 2004 год здесь располагался городской офис туристической информации и проводились выставки, а совсем недавно было открыто кафе. Пройдем еще немного вперед и свернем с Эспланады на уже знакомую нам улицу Фабианинкату (Fabianinkatu). Почти сразу же по левую руку от нас будет здание биржи (P?rssitalo) (адрес: Fabianinkatu, 14). Это массивное сооружение построил в 1911 году выдающийся финский архитектор Ларс Сонк, сыгравший ведущую роль в развитии финского модерна (национального романтизма). Массивный фасад здания выполнен из природного камня (светлого гранита), выражая уверенность и достоинство, как и положено финансовому учреждению. А мы идем еще немного вперед по Фабианинкату до пересечения с торговой улицей Алексантеринкату (Aleksanterinkatu или в обиходе просто Aleksi), которая названа в честь царя Александра I (ранее она носила имя Suurkatu, ее переименовали уже после смерти монарха). Эта центральная улица Хельсинки интересна и с архитектурной точки зрения. Буквально напротив друг друга находятся дома № 13 и № 44. Под № 13, на углу с Mikonkatu, находится дом Лундквиста (Lundqvistin liiketalo), построенный в 1900 году по проекту известного финского архитектора Селима А. Линдквиста (Selim A. Lindqvist) (1867-1939). По стилю архитектуры это здание, разумеется, никто не станет относить к северному модерну, это скорее югендштиль, характерный для Центральной Европы.Сегодня здесь помещается универмаг Aleksi 13 По другую сторону Aleksanterinkatu, напротив Aleksi 13, можно увидеть здание страхового общества «Похьола» (Pohjola) (Pohjolan talo), построенное в 1901 году прославленным архитектурным трио Гезеллиус–Линдгрен–Сааринен (Gesellius-Lindgren-Saarinen) (адрес дома: Aleksanterinkatu, 44). Перед нами, пожалуй, не только самое известное сооружение на Алексантеринкату, но и чуть ли не самое популярное здание Хельсинки в стиле финского модерна.