4. Katajanokka нас первым делом встречает православный Успенский собор (архитектор А.М. Горностаев, 1868), кладка которого перекликается с краснокирпичными зданиями бывших торговых складов — ныне переделанных в рестораны — на набережной Канаваранта (Kanavaranta). Одно из них, угловое, у самого моря, было построено в 1913 году по проекту архитектора Вальдемара Аспелина (Waldemar Aspelin) (1854–1923) — того самого, который в начале XX века выстроил Высший административный суд (бывший Дом радио) на Fabianinkatu. Практически сразу за Успенским собором начинается прекрасно сохранившийся квартал с застройкой в стиле финского модерна («национального романтизма»). В основном этот оазис югенда ограничен улицами Satamakatu, Luotsikatu, Kauppiaankatu и Kauppiaankatu. Это так называемая «старая» — западная — часть района Катаянокка, она-то и представляет особый архитектурный интерес, а вот в восточной части Катаянокки длительное время находилась военно-морская база и верфь; там жилые кварталы появились лишь в 1970-х годах. Западная Катаянокка — совсем другое дело. Это, пожалуй, наиболее однородный и качественный район финского модерна в Хельсинки. Уже в 1903 году его описывали как «самый необычный и любопытный район финской столицы». Здесь можно встретить целые кварталы в стиле югенд, застроенные в 1901-1910 годах, — поистине уникальное место. Тут нет ни одного одинакового здания. Приятно побродить по этим улицам, среди разноцветных домов с причудливыми башенками и эркерами. Если быть достаточно внимательным, то можно заметить на дверях, под карнизами, между окнами фантастические элементы декора, навеянные образами финской природы, — стоит только приглядеться. Обогнув Успенский собор слева, выходим на улицу Satamkatu. В доме под номером 11, на углу с Laivastokatu, находится светлый дом с эркером, построенный в 1911 году всё тем же Вальдемаром Аспелином. На той же улице находится два интереснейших дома в стиле модерн. На углу Satamakatu, 7 и Luotsikatu, 1 красуется один из самых известных образцов финского модерна — так называемый дом Тальберга (Tallberg) (1897-1898). Эта постройка стала первой работой архитектурного бюро Gesellius-Lindgren-Saarinen. Хотя Элиэлю Сааринену на тот момент было всего 25 лет и, как и его компаньоны, он совсем недавно окончил Политехнический институт, именно он и его коллеги выиграли конкурс на этот ответственный заказ. Этот жилой дом с магазинами был построен для коммерсанта Юлиуса Тальберга (Julius Tallberg) буквально за один год. Справа от дома Тальберга, на той же улице Satamakatu (дом № 5), также на углу с Luotsikatu, находится зеленоватый дом «Aeolus» («Эол»), первоначально тоже жилой дом с магазинами. Его построил в 1903 году архитектор Селим А. Линдквист (Selim A. Lindqvist) (1867-1939), знакомый нам по дому Лундквиста на Алексантеринкату и вилле Йоханна. На эркере дома «Aeolus» можно разглядеть изображение раздувающего щеки покровителя ветров — Эола. Сворачиваем теперь на Луотсикату (Luotsikatu). Это не улица, а настоящий праздник модерна, так что глаза разбегаются. Уже один из первых домов по этой улице (Luotsikatu, 4, архитектор Густав Эстландер, 1906 год) привлекает внимание оригинальными купольными «бомбочками», нахлобученными поверх эркеров. Это родной дом знаменитой писательницы и художника Туве Янссон (Tove Jansson) (1914–2001), «мамы муми-троллей». По той же стороне улицы находится дом «Oihonna» (адрес: Luotsikatu, 6), построенный в 1905 году по проекту Альберта Нюберга (Albert Nyberg). Дальше начинаются и вовсе сказочные образцы модерна. Напротив, в доме № 5 по Луотсикату (угол с Katajanokankatu, 6) находится еще один дом «Эол» (только в отличие от своего тезки на Satamakatu, пишется он Eol) — романтическая постройка Гезеллиуса–Линдгрена–Сааринена. К тому времени, когда строилось это здание — а было это в 1903 году — финская троица уже успела выполнить целый ряд выдающихся проектов: помимо знакового дома Тальберга, были построены павильон Финляндии на Всемирной выставке в Париже, Дом врачей, а также уникальная вилла «Виттреск» и дом «Олофсборг», который мы увидим чуть дальше. Массивный, спокойный дом «Eol» отличается тем, что его нижняя часть покрыта шероховатой штукатуркой более темного цвета, чем верхняя гладкая часть. Помимо эркеров и зубчатых карнизов, стоит обратить внимание на обрамленную каменными блоками дверь со смачной металлической отделкой и двумя рельефными изображениями неведомых зверей по бокам. На ближайшем перекрестке расположен дом «Norma» (адрес: Luotsikatu, 10/Katajanokankatu, 3), построенный архитектурным бюро von Essen Kallio & Ik?l?inen в 1904 году. Этот могучий розовато-рыжий угловой дом особенно напоминает замок. Такому впечатлению способствует, в частности, выделенное декоративными бойницами- машикулями выступающее завершение угловой части. По другую сторону улицы Луотсикату находится дом под названием «Семафор» (Semafor) (адрес: Luotsikatu, 7). Его построил в 1903 году архитектор Бруно Фердинанд Гранхольм (Bruno Ferdinand Granholm). Некоторое время назад здание и вправду было раскрашено что твой семафор (фото можно посмотреть тут); в нынешней расцветке оно выглядит более невзрачно, но зато и меньше выделятся на фоне солидных, добропорядочных соседей. Сворачиваем по Katajanokankatu на улицу Kauppiaankatu. Здесь можно увидеть очередной неприступный «замок» — вышеупомянутый дом «Олофсборг» («Олафсборг») (Olofsborg), построенный архитектурным бюро Gesellius-Lindgren-Saarinen в 1903 году (адрес дома: Katajanokankatu, 1/Kauppiaankatu, 7). Заказчиком и исполнителем выступила строительная компания Olofsborg. Вместе с тем название здания связано с тем, что в поисках национальной самобытности зодчие черпали вдохновение в архитектуре местных средневековых замков и, в частности, крепости Олавинлинна (или по-шведски она называется как раз Олафсборг). Рядом с домом «Олофсборг» находится замечательный дом-«утюг» под названием «Kataja» (адрес: Kauppiaankatu, 2/Kruunuvuorenkatu, 7). Его построили в 1902 году архитекторы из бюро Usko Nystr?m, Petrelius & Penttil?. Здание напоминает плывущий корабль. Напротив дома «Kataja» можно увидеть великолепно отреставрированный комплекс складских и конторских зданий в стиле модерн. К этому комплексу, в частности, относится белое здание Satamamakasiini 5, построенное в 1907 году по проекту неоднократно упоминавшегося архитектора Селима А. Линдквиста (адрес: Ankkurikatu, 5 / Laukkasaarenkatu, 1-15). Модерн здесь не суровый, северный, а скорее непривычно легкий, изящный. Специалисты усматривают тут отпечаток венского и даже шотландского модерна (Макинтоша). Собственно конторы архитектор разместил по торцам, в более высоких и нарядных пристройках, чем протяженная складская часть. Очень симпатичное здание и, к тому же, в прекрасном состоянии. Трудно даже догадаться, что оно создавалось под простые склады. Завершая нашу прогулку по району Катаянокка, направляемся на запад, в сторону материка. На Kruunuvuorenkatu, 3 стоит обратить внимание на необычный дом «Panu», построенный в 1903 году по проекту Георга Васастьерна (Georg Wasastjerna) и К.В. Полона (K.V. Pol?n). Самой примечательной деталью фасада является целый выводок каменных сов, разместившихся под эркером. Отметим также своеобразный герб с промышленной и морской символикой. Последнее историческое здание, которое мы увидели, уже покидая район Катаянокка, недалеко от Успенского собора, — построенная в 1901 году бывшая таможня и склады (Tulli- ja pakkahuone) архитектора Карла Густава Нюстрёма (Carl Gustaf Nystr?m) (1856–1917) (адрес: Satamakatu, 1/ Katajanokanlaituri, 5). Архитектор Нюстрём, известный нам, в частности, по таким постройкам, как Старый рынок и Музей дизайна Хельсинки, на этот раз соорудил внушительную каменную крепость с заостренными щипцами и увенчанными пузатыми «набалдашниками» башнями. Сегодня здание занимает ресторан «Alexandria».