20230713 Вырица

13 июля 2023 г.
Руководитель А. Бабкин

Мне почему-то хочется бывать в местах прошлого, например, когда мы летом жили на даче в Вырице. Наверное потому, что в те времена так сильно хотелось расширить свои познания о тех местах, что желание это просто преследовало меня и позже. Тем более, что позже много узнала я о прошлом Вырицы, чего до перестройки и знать не могла.

И вот вижу в планах СПВД:

Здесь в 1941 году они впервые вступили в бой за Ленинград. Лужский оборонительный рубеж. Прогулка по берегу реки Оредеж. Ст.Вырица-пос.Вырица-р.Оредеж-пос.Мины-Братская могила воинов Лужского рубежа-прогулка вдоль берега Оредеж-плотина бывшей Вырицкой ГЭС-дача купца Матвея Бородавкина-музей писателя-фантаста Ивана Ефремова-ст.Вырица. Сбор-на Витебском вокзале на 2-м этаже перед турникетами к 8-50 (э/п 9-05 “Комфорт” на Оредеж, 2-й вагон от начала состава). Руководитель-А.Бабкин Темп-3-4 км/час. 18 км.

Долго мучилась, идти-не идти, т.к. этот самый Бабкин славится продолжительными походами, в основом более 20 км., и представлялся мне марафонцем ростом ок. 2 м с грубым обветренным, немного изможденным лицом. Захожу на вокзал через верхний встибюль к месту сбора немного раньше назначенного времени. Никого нет ни знакомых мне, ни отдаленно напоминающих нашу компанию из СПВД. Метаюсь поблизости, слегка недовольна, наконец, меня подхватила женщина из СПВД, но я её раньше не знала, познакомились на ходу.

Внешность Бабкина не совпадала с нарисованным мною образом, и если бы не моя попутчица, я никогда не догадалась бы, кто это. После Шушар он начал "перепись", нас оказалось 9 человек, причем всех я увидела впервые.

Выходим в Вырице. Я спросила, мы на какой стадии пути попадем в музей. Бабкин ответил, что в музей он вообще не собирается, сегодня у него поход только вдоль Оредежа. Я удивилась и сказала, что тогда надо так и записывать в плане. Он отвечает, что я так не записывал. Я, и не только я, показали ему план в телефоне. Единственный среди нас мужчина показал ему текст на бумаге. Бабкин все равно очень громко и даже несколько раздражительно утверждает, "он - это не он, и вообще музей он сегодня не планировал". Женщины стали смягчать, говоря, да ладно, мы пойдем, куда поведете. Я рассердилась. Но не возвращаться же! Была мысль самой идти, да любопытство к познанию новых мест пересилило. Отправились.

Идем вдоль ж/д полотна к Сиверскому шоссе. Дорожка неширокая, рядом идти не получается. Он что-то бубнит в "говорильник". Я не очень далеко от него, но ничего не разобрать.

Перешли через ж/д пути. Идем немного по Сиверскому шоссе, сворачиваем на Софийскую ул, параллельную ж\д , затем поворачиваем по Пограничной ул. свернули на продолжение Лужской ул. и натыкаемся на забор, что оказалось неожиданностью для гида. Но нашелся маленький проходик, после кот. мы оказались на нужной ему тропинке. Я спросила ещё на платформе, проходили ли Вы сами ранее этот маршрут . Оказалось, что НЕТ! Конечно, это не Ида Абрамовна, второго такого гида как она в природе нет. Он идет по навигатору, а остановиться во время рассказа ему в голову не приходит.

Идем по тропинке, настоящей лесной, местами сыровато, но т.к. последние дни было сухо, проблем не было, но я злюсь, т.к. я рассчитывала на музей и сравнительно цивилизованные дороги и одета соответствующим образом. Очень боялась, что где-нибудь все же промокнут ноги, и придется возвращаться. Обошлось. Странно, но здесь черника менее зрелая, чем в моем позавчерашнем походе с Ларисой. Мы выбрались, наконец, к берегу Оредежа. Берега крутые, течение сильное. Красота!

Идем вдоль Оредежа. Дороги полевые, очень комфортно, кругом ни души. Пейзажи - ... где современный Шишкин? Идем хорошим темпом, но часто хочется поглазеть по сторонам чуть более внимательно, отдохнуть не ногам, а глазам. Но у гида задача нагрузить только ноги. Идем довольно долго. Очень красиво во все стороны. На одном из пригорков остановились перекусить недалеко от Никольского. В Никольском река делает несколько таких замысловатых изгибов, что я не выдержала и сфотографировала.

Я не люблю снимать пейзажи, потому, что не умею; не передать мне всю ту завораживающую прелесть , которая меня захватывает. Ну уж, как получилось. На этом изгибе гид предложил, и многие изъявили желание выкупаться. Он сам не купался, я, конечно, тоже, ведь я собиралась в музей, но кто очень хотел - купался. Женщины сказали, что вода очень-очень, холодная.

Прошли Никольское, перешли Сиверское шоссе. Проходим Мины. Здесь мемориальный уголок, посвященный подвигу 41 стрелкового корпуса, который был первым соединением, задержавшим врага на дальних подступах к Ленинграду так, что врагу пришлось изменить свои планы. Братская могила и памятник.

Есть небольшой музей в жилом доме, но был закрыт. Организован этот комплекс сравнительно недавно, когда были частично рассекречены архивы и стала понемногу проявляться правда о войне, начались поиски останков погибших здесь. На гранитных досках имена, которые удалось восстановить. Работы продолжаются. Количество этих досок растет. Сколько здесь погибло наших солдат точно неизвестно.

Немного отошли от берега, идем по улице с очень интенсивным движением, пока не свернули опять так, чтоб идти вдоль берега Оредежа, потом опять по улице. Подошли к Чуриковскому дому, кот. на карте назван "церковь братьев трезвенников", и дальше опять по берегу, не переходя через мост на ул. Соболевского. Здесь на углу памятник Николаю Румянцеву, руководителю интернационального антифашистского комитета в Лейпциге. Он погиб в концлагере в 1944 г.

Я, зная, что мы еще пойдем к плотине, полагала, что мы пойдем по другой стороне реки - так короче, да и к музею ближе. Хоть я и поворчала про себя, но эта сторона реки оказалась очень интересной, и я тут никогда не была. Сделали небольшую остановку на перекус. Купаться здесь никто не захотел. Берега очень красивые, частично цивилизованные. Ж/д мост совсем рядом.

Переходим ж/д под мостом. Какое сильно течение! Идем по той же стороне реки. Эти места мне известны, я тут бродила с детьми. Но я их совсем не узнаю. Пышная растительность, очень мало людей, т.е. никого, дорожка прихотливее и живописнее. Доходим до того места, где мы выходили к реке с "нашего " берега. Сейчас здесь мост, который в конце нашего пребывания тут построили. Какие красивые берега! Подошли к плотине. Впечатляет. Даже жаль, что теперь она не нужна.

До пляжа, куда мы ездили из Красниц, мы сегодня немного не дошли, прошли рядом прямо на плотину, пляж остался справа.

По плотине перешли реку. По этому берегу, возможно, не пройти, гид вывел нас на Коммунальный проспект. Идем по Коммунальному, слева оздоровительный лагерь "Ювента", возможно, он и загородил берег. В глубине яркосинее здание в форме паралеллепипеда. Оно обозначено на карте как дача Бородавкина, которая и записана в плане. Смотреть тут совершенно не на что, тем более, что находится оно в глубине участка за забором. Непонятно, зачем в плане было акцентировать на этой даче внимание.

Возвращаемся к берегу. Идем вдоль берега до Почтовой ул. Сворачивваем на Почтовую.

Прошли в непосредственной близости от почты, метров 50, за кустами. Это чрезвычайно интересное здание - купца и банкира Бумагина бывшая дача. В те времена я этого не знала, для меня это была просто почта в доме, не приспособленном для этого. Здесь всегда было тесно, душно и скучно. Купец явно не планировал в этом здании толпы народа. Издалека оно еще существует. Но наш гид занят исключительно ногами, близко мы не подошли, не рассмотрели хорошенько. Обидно. Ведь мимо идем.

Дойдя до конца Почтовой, проходим маленький участок Лесной ул. и сворачиваем на ул. Ефимова. Ооо! Именно на ней находится музей Ивана Ефремова! Вот она, моя цель! Пересекли Коммунальный пр., который выходит прямо к центру платформы. 2 или 3 человека откололись, пошли к вокзалу. Я, конечно, осталась. И вот он, музей! Находится в здании библиотеки. Располагается в небольшой комнате, где собраны материалы, связанные с жизнью Ивана Ефремова. Мы свалились, как снег на головы сотрудников, ну никак не ожидали нас встретить. Рассказали немного о Ефремове и судьбе его произведений. Было очень интересно для меня, я узнала о Ефремове больше. Интересный экспонат - сапоги Ефремова, которые служили ему всю жизнь (!)

После экскурсии представитель библиотеки предложила нам посетить выставку картин художника, местного жителя Андрея Губарева.

Ну вот и достигнута цель моей экскурсии. Долго же я шла, как и написал гид в плане, 18 км. Но у меня словно сил прибавилось, ведь цель достигнута! Довольные и счастливые мы отправились на станцию.

В итоге самая приятная, интересная и познавательная для меня часть пути - это вдоль Оредежа, хотя я ворчала про себя, что музей сегодня мне недоступен, и при каждом повороте мне хотелось сократить путь так, чтобы оказаться поближе к музею. В конце пути мы все-таки попали в музей, и было мне счастье.