12 ноября 2023 г. Руководитель Вишневский Роман

План похода:

“Славная история Карельского перешейка от Баира Иринчеева” Ст.Выборг-Вокзальная площадь-лютеранский собор Св.Петра и Павла-уникальный музей “Военная история Карельского перешейка” с авторской экскурсией его основателя-историка Баира Иринчеева (взрослые-300 руб., льготники-100 руб.)-по Крепостной улице-Ильинская церковь-ст.Выборг.

Сбор-на Финляндском вокзале в э/п 9-30 “Ласточка” (4-й вагон от начала состава). Руководитель-Р.Вишневский Темп-3 км/час

Погода отвратительная, но очень хотелось посетить этот недавно возникший музей. Я рассчитывала на темпераментную прогулку, не более 2 часов в музее, далее опять темпераментная прогулка. Поэтому для обуви решила использовать резиновые сапоги. Очень жалела.

В электричке я дважды прошла первые 5 вагонов, но Рому не обнаружила. Осталась в 4-ом вагоне, увидев знакомые лица. Когда мы вышли за территорию вокзала, Рома появился на сразу и повел нас к ближайшему кафетерию, где на веранде, под навесом стал нас записывать. Мне непонятно, почему бы не сделать это в электричке. Я спросила про экскурсию , поняла, что Рома знает о ней не больше, чем я. Я звонила в субботу в их рабочие часы, но телефон не отвечает. Рома сказал, "как придём - так придем, т.е. как получится".

Мы вышли на Треугольную площадь, где устроился один из медведей, до войны находившийся у вокзала. Полюбовались на дом Пиетинена (1908, арх.Шульман? У меня на карте написано арх. Б.Юнг и О.Бомансон) с головами героев Калевалы.

дом Пиетинена

Потом пошли по набережной вдоль бухты Салаккалахти. Впечатление удручающее. Ограда разваливается, тротуар в непосредственной близости от нее тоже. Он полностью огорожена, близко к воде не подойти.

Прошли мимо площадки с Якорями. Она находится на набережной 40-летия ВЛКСМ. До войны эта набережная называлась Салаккалахденкату.

Якорная площадка

Остановились напротив здания рынка, поговорили о рыночной площади и Круглой башне.

Подошли к памятнику Кнутсону как раз на то место, Рома указал, откуда видет памятник Петру 1. Тут я не удержалась, стала снимать, хотя дождь ощутимый.

Петр и Кнутсон смотрят друг на друга почти сквозь Выбогский замок, но не совсем, как об этом часто пишут, т.к. замок мешал бы им видеть друг друга.

Здание музея (1898 арх. И.Бломквист), перед которым находится памятник, на ремонте, соседний с ним дом постройки, как и музей, конца 19 века (1897 арх. К.Диппель) тоже на ремонте .

Я сфотогрфировала античных богинь, здесь олицетворяющих морскую торговлю (или мореплавние) и промышленность.

Свернули на Крепостную улицу и вдруг Рома завел нас в кафе, так ему захотелось. Некоторые остались с ним, а некоторые изъявили справедливое недовольство, сказав, что хотят на экскурсию. Рома сказал, ну так идите, они ушли. Я зашла в кафе, но не для еды, а для туалета. Т.о я не примкнула ни к той, ни к другой группе и пошла одна, нисколько не расстраиваясь, решив просто разузнать о музее на месте, т.к. он наверняка не работает.

По пути зашала в Лютеранский собор, там шла служба, я немного послушала. Служба с моим присутствием длилась недолго, все пошли пить чай.

Лютеранский собор

А я поснимала собор ( он тоже требует ремнота снаружи, хотя внутри все безукоризненно, так мне показалось) и медведя, который находился до войны у здания вокзала, а также сфотографировала издалека

Православный собор

Тут меня догнала та группа, которая оставалась в кафе, и уже с группой мы вошли в музей. Тут Рома порекомендовал замечательную и дешевую столовую - пройти по улице рядом с православным собором к набережной, по набережной свернуть направо. Только наличными расплачиваться!!!

Музей существует с 2013 г. Занимает территорию бывшей военной части. Ещё при Павле 1 на этом месте были расквартированы какие-то военные, находились казармы для солдат, а офицерский корпус существует до сих пор.

Баира Иринчеева не оказалось, обещали, что он придет только к 15.00. Я вышла с территории музея в 16.00, его ещё не было. Но нам экскурсию проводил совершенно удивительный молодой человек, к сожалению не узнала его имени, который в принципе ведет экскурсии в режиме non-stop.

Музей сейчас состоит из трех частей. По окончании экскурсии по каждой из частей он спрашивает, кто ещё не был в к-либо части, и если таковые находятся, он начинает экскурсию по этой части сначала. Просто фантастика. Я провела там почти 4 часа. Помещения неотапливаемые, в некоторых холоднее, чем на улице. Мне в резиновых сапогах было некомфортно, но было так интересно, что я просто не могла уйти, не прослушав и не осмотрев все три части.

Это:

1 - Трехмерная диорама, посвященная финской войне
2 - "Подвиг женщин на защите Отечества" и контактный музей макетов оружия Первой и Второй мировых войн
3 - Гранд-макет "Выборг 1913" - Выборг 110 лет назад

Музей в стадии становления, хотя сделано уже очень много. В части 1 экспонаты, на мой взгляд, излишне натуралистичны, но можно оправдать создателей тем, что рассчитывали не на меня. В части 2 - много узнала о достойнейших женщинах. Впечатление портит лишь пошлейшая картина метающей гранату sex-woman. 3 часть - макет ещё не закончен, да и помещение пока не оформлено.

На улице нам гид рассказал про реальный самолет (не макет), двигатели нашего бомбардировщика, двигатель танка - все это обнаружено поисковиками в лесах и болотах Карельского перешейка.

Двигатель самолета (не помню, какого), также найденный в болотах

Так находящиеся здесь финские солдаты увековечили память о родных местах

Выходила из музея одна, не знаю, заходил ли кто-нибудь из туристов в Ильинскую церковь, я пошла прямо на вокзал, т.к. начинало темнеть. Рому я потеряла где-то в музее.