Сначала немного своих впечатлений.
Мне давно хотелось посетить это место. Живя недалеко, я о нем не знала. Сейчас после приземления всех витающих мифов стало ещё более интересно. Наслышано было много, да и просто интересно как некая архитектурная изюминка. К счастью, нашлись люди, они себя называют хранителями Ротонды, которые защиают этот архитектурный памятник от толп придурков, наносящих ему ущерб. Для нормальных любознательных, вроде меня, организованы "приёмные часы" и "график работы", существует консьерж, по совместительству гид по Ротонде, есть телефон, куда можно позвонить.
Конечно, несколько неожиданно в этом месте такое увидеть. Сейчас пройти к Ротонде можно через длинный темный коридор, в кот. попадаешь с парадной во дворе дома 57 по Гороховой.
Ко всякой мистике я отношусь более, чем скептически, поэтому никакого дыхания "иных миров" не почувствовала. Но оригинальная акустика действительно существует. И планировка лестниц со странной площадкой нетривиальна. Я думаю, что это потому, что мы не знаем первоначального замысла архитектора (даже имя его неизвестно), который разрешил бы многие загадки Ротонды. Сейчас вокруг колонн обычные квартиры, для кот. также, по-видимому, осуществлялись переделки, что и привело к теперешнему иррациональному восприятию пространства.
Сейчас ведутся исследования по истории этого строения и территории вокруг него. Еще многое предстоит выяснить. Документально известно, что Гороховая улица продлена до Фонтанки в 1739 году. Т.е. к середине XVIII века этот угол уже существовал. Создание двух площадей на Фонтанке при пересечении ее с Гороховой улицей было предусмотрено еще в 1769 г. А. В. Квасовым, который был главным архитектором Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга. А принадлежали эти земли Савве Яковлеву. В 1780-1790 гг. для него был выстроен дом.
Небольшой, трехэтажный, этот дом по Фонтанке выглядит монументальным благодаря восьмиколонному портику на главном фасаде. Иногда его называют домом Яковлева, иногда домом Евментьева. Среди архитекторов в разных изданиях упоминаются Авраам Иванович Мельников (он много строил для Яковлева), Евгений Ипполитович Ферри-де-Пиньи, Егор Иванович Винтергальтер. Неизвестно, как выглядела Ротонда изначально и кто из архитекторов что внес в её облик. Она объединяет корпус по Фонтанке с корпусом по Гороховой.
На первом этаже расположен вестибюль с шестью свободно стоящими по кругу колоннами на всю высоту дома.
На втором этаже лестничная площадка по стенам плавно огибает ротонду, |
на третьем этаже вертикали пилястр на стенах завершаются куполом.
На третьем, последнем этаже горизональная площадка с невысокой металлической решеткой. |
Лестницы тоже металлические (на них когда-то лежали ковры) с чугунными перилами.
Хранители Ротонды издали небольшой буклет "РОТОНДА: ДВЕРЬ В ДРУГОЙ МИР" (мифы и легенды). Автор текста Инна Сергиенко, снимки Виктора Федотова. Мне удалось этот буклет заполучить. Но не все там написанное я безоговорочно принимаю. Вот некоторый текст оттуда.
Говорили, что этот дом избрали для своих собраний петербургские масоны. Доказательств этому нет. Точно известно, что во второй половине XIX века беспрерывно сменяли друг друга различные увеселительные заведения, просуществовавшие здесь до закрытия в 1918 г. Новая власть переселила сюда располагавшийся напротив храм Сретенья Господня, который был ею закрыт в конце 1920-х.
Статус и славу культового места Ротонда получает в конце советской эпохи. Первыми, кто обрел приют здесь - немногочисленные неформалы 1970-х - питерские рок-музыканты, местные и заезжие хиппи, завсегдатаи "Сайгона" и прочая контркультурная братия. Коллективная память питерской Системы любовно хранит список имен легендарных посетителей Ротонды. Здесь якобы бывали Башлачев, Кинчев, Цой, Шевчук, музыканты групп "Пикник", "Аукцион", но это надо уточнять.
Многие ветераны питерского андеграунда с ностальгией вспоминают времена расцвета Ротонды, когда туда можно было прийти в любой момент, и встретить теплый прием компании, где непременно окажется кто-то знакомый, погреться, узнать новости, послушать, как играют и поют очередные музыканты, разжиться сигаретой, пивом, а то и косячком, вступить в бесконечные разговоры о смысле жизни и расширении сознания. Тогда-то этот дом и получил своё иронически-патетическое название "Центр мирозданья", отражающее статус и функцию Ротонды как центра выработки и распространения важной информации "для своих"
" Здесь есть энергетический столб - сквозь нее идет, посередине. И есть такие люди - они всё знают, что там происходит. Всё, что говорят там - знают..." - вспоминают обитатели Ротонды. С тех пор важнейшим элементом культурного пространства Ротонды стали надписи, густо покрывающие её стены. Короткие и длинные, в стихах и в прозе, ёрнические и романтические, трагические и шутливые, они создавали неповторимое многоголосье Системы, нередко вступая в диалог друг с другом:
Но стены белы, как вновь выпавший снег, О, Боже, шептал я перилам, Быть может, услышу когда-нибудь смех гитары и флейты - как было. Но стены молчали, в ответ тишина, в душе просыпалась тревога. О, Боже! О Боже! Ведь мне никогда здесь не было так одиноко! Ты не одинок! Откликнись! Будем ждать тебя, Ира, Маша. (граффити на стене Ротонды 1988 г).Вот снимки из буклета. Сделал их Виктор Федотов, но когда в этом буклете не указано.
Мои снимки в середине текста сделаны во время экскурсии 02.01.2020. Граффити отсутствуют. Присутствует новогодняя атмосфера. Hас, экскурсантов, много. Внизу детская коляска и велосипед. Никакой мистики.
Мне понравилась статья в интернете "Я живу в доме с ротондой": https://www.the-village.ru/village/city/where/241729-rotonda