Литература:

  1. П.Я.Канн "Прогулки по Петербургу"
    Санкт-Петербург "Палитра" 1994
  2. Шульц мл. C. "Храмы Санкт-Петербурга. История и современность"
    Санкт-Петербург "Глаголъ" 1994
  3. "Зодчие Санкт-петербурга. XX век"
    Составитель В.Г.Исаченко.
    Санкт-Петербург. Лениздат 2000

Фонтанка 59

Когда в 1862 году сгорели почти все здания Апраксина двора , его владелец, представитель семьи Апраксиных граф Антон Степанович Апраксин дал обет после восстановления рынка построить рядом церковь. Каменное двухэтажное здание церкви с колокольней было построено в "русском стиле" на набережной Фонтанки рядом с домом Министерства внутренних дел (Фонтанка 57) по проекту архитектора Людвига Францевича Фонтана в 1884-1887 годах. Внутренняя отделка церкви продолжалась до 1895 года, когда она была освящена во имя Воскресения Христова. Изнутри стены были облицованы дорогим мрамором, образа набраны из мозаики, царские врата отлиты из бронзы, а в окнах установлены витражи. Внизу была размещена часовня, находившаяся вблизи двух крупнейших рынков города - Гостиного и Апраксина Дворов, церковь пользовалась большой популярностью. С 1919 года храм стал приходским. Он закрывался с 20 июня по 3 августа 1922 года, а с 6 декабря 1928 года был закрыт окончательно. Здание церкви передали соседней типографии им. Володарского под столовую и красный уголок. Снесли его в середине 1930-х годов. В 1960-х на его месте постоили корпус Лениздата.

Современный дом 59 — значительный по протяженности пятиэтажный корпус построен в 1958 - 1964 годах. Его авторы — архитекторы С. И. Неймарк и В. Ф. Хрущев. Это было время борьбы с "излишествами" в архитектуре и полного аскетизма в выборе средств. И если анализировать произведение на фоне складывавшегося тогда комплекса социальных требований к архитектору, то авторы справились с задачей успешно. Лишенный декоративного убранства фасад подчеркивает административное, деловое назначение здания, которое неплохо вписалось в застройку нейтральным фоном. Оно не выпадает из ее масштаба, мягко вписывается в среду, способствует еще лучшему прочтению расположенных по соседству выдающихся архитектурных произведений. В городе это здание стало известно как Дом прессы или Дом печати. Еше в начале 1990-х на крыше красовались огромные синие буквы ЛЕНИЗДАТ. Сейчас букв нет.