Литература:

  1. П.Я.Канн "Прогулки по Петербургу"
    Санкт-Петербург "Палитра" 1994
  2. Канн П.Я. "Прогулка от Летнего дворца до Зимнего дворца по Дворцовой набережной Петербурга"
    Санкт-Петербург "Петроградский и К" 1996

Дом Адамини

Перспектива канала Грибоедова. Дом Адамини.

В юго-западной части Марсова поля архитектор Доменико Адамиии в 1823—1827 годах выстроил дом, который вошел в историю как одно из лучших жилых зданий своего времени. Он и в наши дни украшает старинную часть города. С этого дома начинается нумерация зданий на правом, нечетном берегу Мойки. Здание фасадами обращено на Мойку, на Марсово поле и Аптекарский переулок. Восьмиколонный портик на южном, обращенном к Мойке фасаде замыкает перспективу канала Грибоедова со стороны Невского проспекта. Дом играет важную роль в оформлении западной границы Марсова поля. Закругленный угол декорирован пилястрами. Плоскости стен украшает лепной фриз из грифонов и растительного орнамента. Дом Адамини (дом 7 по Марсову полю) — значительное достижение русского классицизма.

В нижнем этаже обращенного на Мойку корпуса первый владелец здания купец Антонов намеревался устроить лавки, в связи с этим арки первого этажа предполагалось сделать открытыми, наподобие галерей торговых рядов.

Дом Адамини стал одной из первых жертв фашистских варваров: 26 ноября 1941 года на него обрушились две фугасные бомбы. Одна из них разрушила центральную часть обращенного на Мойку фасада, вторая разбила внутреннюю часть корпуса со стороны Марсова поля. Сразу же после окончания войны была произведена реставрация здания.

В стенах дома Адамини жили многие выдающиеся деятели науки и культуры. Мемориальная доска гласит, что здесь жил и 25 июля 1837 года умер русский ученый — изобретатель электромагнитного телеграфа Павел Львович Шиллинг. Он был одним из образованнейших людей своего времени. Физик, исследователь языков и культуры народов Дальнего Востока, он поражал современников разносторонностью своих знаний и интересов. Шиллинг внедрил электрическое взрывание пороховых зарядов под землей на дальних расстояниях, создал первую литографию в России, приспособив ее для нужд картографии. Он создал особый способ воспроизведения китайских текстов и применил его при печатании книги «Сан-Цзы-Цзин» («Троесловие»), переведенной знаменитым китаеведом Н. Я. Бичуриным на русский язык. Первый экземпляр из тиража этой книги переводчик подарил А. С. Пушкину. Пушкин дружил с Шиллингом и хотел участвовать в Сибирской экспедиции под его руководством. Но в январе 1830 года Пушкин был извещен, что Николай I отказал ему.

9 октября 1832 года Шиллинг в своей квартире впервые демонстрировал собравшейся публике изобретенный им электромагнитный телеграфный аппарат. Для большей наглядности опыта Шиллинг снял у владельца дома купца Антонова целый этаж. Биограф Шиллинга писал: «Для демонстрации передатчик был установлен в одном конце здания, где собирались приглашенные, в небольшом зале, а приемник — в другом конце, в рабочем кабинете П. Л. Шиллинга.

В конце 1916 года в просторной квартире третьего этажа в доме Адамини поселился весьма популярный тогда писатель Леонид Андреев. В его просторном кабинете шесть окон были обращены на Мойку. Из окон, обращенных на Марсово поле, он наблюдал похороны жертв Февральской революции (вскоре он опубликовал брошюру «Памяти погибших за свободу»). Отсюда Андреев выехал на дачу в Финляндию, где прошли последние месяцы его жизни. В 1921 —1922 годах в этом доме у своей подруги актрисы О. Глебовой-Судейкиной жила Анна Ахматова., так называемой «китайской комнате». Первая в мире телеграмма, состоявшая из десятка слов, на глазах у собравшихся была лично принята П. Л. Шиллингом моментально и верно». Этот сеанс вызвал такой интерес в столице, что Шиллингу пришлось после 9 октября многократно публично повторять свой опыт. «Настанет день,— говорил Шиллинг,— и мысль человеческая сможет преодолевать любое пространство с быстротою молнии. В том состоит сокровенная мечта моя...»

Шиллингу не довелось увидеть воплощенной свою мечту. Лишь через несколько лет телеграфный кабель соединил аппараты, расположенные в крайних корпусах Адмиралтейства. Прошел еще год, и царь велел установить такую же связь между Петергофом и Кронштадтом. Внезапная смерть Шиллинга прервала эту работу.

Дом Адамини. Дом Адамини.

В конце 1916 года в просторной квартире третьего этажа в доме Адамини поселился весьма популярный тогда писатель Леонид Андреев. В его просторном кабинете шесть окон были обращены на Мойку. Из окон, обращенных на Марсово поле, он наблюдал похороны жертв Февральской революции (вскоре он опубликовал брошюру «Памяти погибших за свободу»). Отсюда Андреев выехал на дачу в Финляндию, где прошли последние месяцы его жизни. В 1921 —1922 годах в этом доме у своей подруги актрисы О. Глебовой-Судейкиной жила Анна Ахматова.

Дом Адамини.

В послевоенные годы здесь жили выдающиеся писатели — В. Ф. Панова (кв. 4), Эльмар Грин (кв. 19), Б. Ф. Чирсков (кв. 33), Л. Н. Рахманов (кв. 58), Е. А. Федоров (кв. 62). Ю. П. Герман не только жил в этом доме (кв. 37), но и «поселил» здесь многих своих героев.

Дом Адамини вошел в историю и тем, что в нем несколько подвальных залов были заняты открывшимся в 1916 году театром-кабаре «Привал комедиантов». Основателями этого театра были Всеволод Мейерхольд, Алексей Толстой и другие литераторы и деятели театра. Для инсценировок подбирали фантастические произведения Карло Гоцци и Теодора Гофмана, сказки Андерсена, интермедию Сервантеса («Театр чудес»). Три подвальных зала театра-кабаре, их стены и потолки были расписаны выдающимися художниками Сергеем Судейкиным, Александром Яковлевым, Василием Шухаевым и Борисом Григорьевым. Сохранилось свидетельство, что в зале «Таверна» особенно выразительны были росписи Григорьева, объединенные темой «Тени ночного Парижа». Посетители «Таверны» включались в игру, они парировали реплики дежурных слуг в восточных костюмах (переодетых актеров), отвечали на шутки стоявшего у входа карлика Василия Ивановича (он традиционно носил одеяние петуха)... «Привал комедиантов» посещали А. В. Луначарский, А. М. Горький, В. В. Маяковский, Л. М. Рейснер, Л. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, И. И. Фомин и другие деятели культуры и искусства.

Дом Адамини.

счетчик посещений