Литература:Крюковских А.П. "Дворцы Санкт-Петербурга" Санкт-Петербург Лениздат 1997 Соловьева Т. А. "Румянцевский особняк на Английской набережной", Адмаз, СПб, 1996 Экскурсия и стенды Румянцевского особняка citywalls.ru
На участке в первой трети XVIII в. была усадьба князя Михаила Васильевича Голицына. В 1774 г. князь умер, не оставив наследников. Следующими владельцами были поочередно английские купцы. B 1802 - 1826 гг. дом принадлежал Николаю Петровичу Румянцеву (1754-1826) - выдающемуся государственному деятелю, покровителю наук, меценату и коллекционеру.
Н. П. Румянцев - сын героя екатерининского времени Петра Александровича Румянцева-Задунайского, образованный и воспитанный в духе просветительских идей XVIII в. принадлежал к особому типу людей, для которых любовь к отечеству воплощалась в собирательстве и сохранении памятников национальной истории.
Государственная служба Румянцева началась в 1781 г. с назначения на должность чрезвычайного посланника и полномочного представителя России во Франкфурте-на-Майне. В течение 14 лет он представлял интересы России в Европе. При имепаторе Александре I Румянцев занимал важнейшие государственные посты. В 1801-1809 - директор водных коммуникаций, в 1802-1811 - министр коммерции, 1808-1814 – министр иностранных дел, с 1809 г. – Государственный канцлер Российской Империи, в 1810-1812 - председатель Государственного Совета. После выхода в отставку в 1814 г. Румянцев направил все силы и средства на изучение российской истории. Ему удалось сплотить вокруг себя плеяду блестящих ученых, историков, археографов, составивших «Румянцевский кружок». Члены кружка собирали древние рукописи, старинные книги, древности, монеты. Их деятельности увенчалась публикацией исторических и литературных памятников. Издание «Собрания государственных грамот и договоров» стало выдающимся событием русской исторической науки 1-й четверти XIX в. Н. П. Румянцев «превратил здание на Английской набережной из скромного дома частного человека, купца, в парадный, во вкусе Наполеоновского времени, дом важного государственного человека, богача и аристократа, у которого бывал сам император». Дж.Доу. Портрет графа Н.П.Румянцева. |
Первоначальные перестройки были осуществлены после 1802 г. только внутри здания. Жилые покои графа располагались в трех комнатах окнами на Неву , а во всех остальных помещениях особняка находились его бесценные сокровища. Довольно скромный фасад, мало чем отличавшийся от находившихся рядом домов не отвечал внутреннему содержанию дома.
В 1824 г. государственный канцлер граф Н. П. Румянцев приглашает для составления проекта по переделке особняка молодого, только что вернувшегося из пенсионерской поездки по Западной Европе архитектора Василия Алексеевича Глинку. «Проект этот был по тогдашним понятиям настолько хорош и даровит, что Академия художеств дала за него Глинке звание академика…» Перед архитектором стояла довольно сложная задача - практически без изменения пропорций создать новый фасад, который бы сразу привлекал внимание.
В. А. Глинка прекрасно справился с задачей, закрыв фасад мощным , сильно выдвинутым двенадцатиколонным портиком, установленным на высокий цоколь. Колонны портика с капителями коринфского ордера подчеркивают его монументальность. Портик увенчан фронтоном, в тимпане которого помещен горельеф, созданный скульптором И. П. Мартосом. Здесь представлена сцена из древнегреческой мифологии: «Аполлон-Мусагет-Мусагет на Парнасе в окружении девяти муз и их матери Мнемозины», по сторонам - атрибуты наук и искусств. Перестройка фасада была осуществлена до 1825 г.
Румянцев собрал огромную библиотеку (около 30 тыс. томов), около 200 редкостных этнографических предметов, коллекцию восточных и античных монет; его минералогическая коллекция насчитывало около 14 тыс. минералов.
Н. П. Румянцев скончался в 1826 г. и по завещанию был похоронен в Гомеле. Все коллекции и дом на Английской набережной по его просьбе были переданы российскому народу «на благое просвещение». Все хлопоты об устройстве в доме музея взял на себя его младший брат Сергей Петрович Румянцев. Он вел дела о передаче дома в казну, коллекций на государственное храниение, подарил музею свою библиотеку и картинную галерею, заказал художнику Д. Доу портрет Н. П. Румянцева. Это последняя работа Дж.Доу в России выполнена в строгом следовании жанровым канонам парадного портрета - при многообразии деталей нет ни одной лишней, случайной, всё проникнуто символическим смыслом и гармонией. Граф изображен перед окном в своём доме на Английской набережной. Атласный костюм моды ХVIII века почти закрыт синей мантией ордена Андрея Первозванного и роскошной цепью этого ордена. Рука указывает на полуразвернутую карту. Напротив бюст Александра I. Поднятая драпировка открывает вид на Неву, на другом берегу которой едва различимы контуры Академии художеств. Напротив дома - парусное судно. Очевидно, художник изобразил "Рюрик", парусное судно, снаряженное на средства Н.П.Румянцева. После кругосветного путешествия судно, возглавляемое О.Е.Коцебу, встало перед домом Румянцева и пушечными залпами возвестило о своем прибытии.
Император повелел называть музей Румянцевским, отдав должное не только уникальным собраниям Николая Петровича, но и хлопотам, денежным вложениям и приношениям а музей произведений искусства его брата Сергея Петровича Румянцева.
28 марта 1828 г. Николай I подписал указ «Об учреждении Румянцевского музеума» , Государственный Совет утвердил его устав и штат сотрудников. 23 ноября 1831 г. музей был открыт для широкой публики. Коллекции Румянцевского музея включали рукописи, собрание печатных и рукописных книг, минц-кабинет (около полутора тысяч греческих, римских и восточных монет), коллекцию минералов, произведения скульптуры и живописи , в том числе работы А. Кановы, А. П. Антропова, В. Л. Боровиковского, а также этнографические коллекции, привезенные О. Е. Коцебу из кругосветного плавания. В 1837 г. коллекция пополнилась собранием капитана I-го ранга Ю. Ф. Лисянского, переданным его сыном П. Ю. Лисянским по духовному завещанию.В 1838 г. по Высочайшему повелению в музей были переданы 135 документов на имя графов Румянцевых от военного министра.
В разные годы в штате Румянцевского музея состояли поэт и переводчик А. Х. Востоков (1781-1864), поэт А. Н. Майков (1821-1897). В 1843-1844 гг. в музее работала комиссия по освидетельствованию состояния имущества и управления Румянцевским музеумом, выявившая ряд недостатков. В 1845 г. музей был передан в управление Императорской Публичной библиотеки. В 1850 г. согласно указу Правительствующего Сената музей был причислен к министерству Императорского двора. С 1846 г. помощником директора Публичной библиотеки и официальным управляющим Румянцевским музеумом был назначен писатель, музыкант, энциклопедист В. Ф. Одоевский (1803-1869). В 1860 г. по предложению Одоевского была создана комиссия, которая внесла заключение о неудовлетворительном состоянии здания. В это время шли конфиденциальные переговоры о передаче коллекций в Москву. Ученые и писатели Петербурга, узнав о переводе, были возмущены, но вопрос уже был решен. В. В. Стасов и другие ученые направили письмо-протест в газету «Санкт-Петербургские ведомости», но цензура не допустила его публикации. Записка Стасова на имя председателя Комитета министров великого князя Константина Николаевича осталась без ответа.
1 сентября 1861 г. Румянцевский музей был переведен в Москву.
В 1863 г. дом 44 на Английской наб. приобретает А. В. Старчевский, талантливый журналист, писатель, переводчик, сотрудник ежемесячного журнала «Библиотека для чтения» - одного из первых массовых русских изданий (1834-1865). В 1863 г. он становится редактором газеты «Сын Отечества» - ежедневной газеты либерального и либерально-народнического направления. Энциклопедически образованный, владеющий многими европейскими и восточными языками, Старчевский сделал ее одной из самых популярных в Петербурге. Кроме того им был создан ряд учебников и словарей. Очевидно дом на набережной был выбран Старчевским не случайно. Еще в 1846 г., в январском номере «Журнала Министерства Народного Просвещения» появилась статья, в которой он впервые поставил вопрос о вкладе Николая Петровича Румянцева в отечественную науку, напомнил о неоспоримых заслугах графа.
При Старчевском было произведено одно из капитальных изменений корпусов и частичная перестройка внутренних помещений. Цель перестроек - вновь изменить функцию здания, перестроить его из общественного в жилое. Для этой работы был приглашен архитектор Антон Иоганнович Цим. А. И. Цим превращает дом в доходный и надстраивает 3-й этаж. Сохранив порядок разбивки окон, архитектор полностью меняет лепной декор, выделяя окна парадного второго этажа более сложными наличниками. В главном доме Цим увеличивает высоту окон третьего этажа, над входом сооружает тройной металлический навес в виде зонтика на трех чугунных колонках, который должен был послужить контрфорсом для отклоняющегося портика главного фасада. Внутри здания проводится капитальный ремонт. В главном корпусе была устроена трехмаршевая металлическая центральная лестница, прямоугольная в плане, идущая на высоту всех трех этажей. А. В. Старчевский владел зданием до 1870 г.
В 1882 г. дом покупает герцог Евгений Максимилианович Лейхтенбергский для своей жены Зинаиды Дмитриевны Богарне.
Евгений Максимилианович Романовский 5-й герцог Лейхтенбергский, граф Богарне (1847-1901) – второй сын в семье великой княгини Марии Николаевны, дочери императора Николая I, и герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Е. М. Лейхтенбергский воевал в Туркестане в 1860-1867 гг., позднее командовал бригадой улан в русско-турецкой компании 1877-1878 гг., за что получил чин генерала. В 1869 г. герцог Евгений вступил в морганатический брак с Дарьей Константиновной Опочининой (1845-1870), правнучкой фельдмаршала М. И. Кутузова. В этом же году Дарья Константиновна получила для себя и для потомства титул графини Богарне. В 1870 г. родилась их дочь Дарья (Долли), которая была названа в честь матери, скончавшейся в результате тяжелых родов. В 1878 г. герцог вступил во второй брак с Зинаидой Дмитриевной Скобелевой (1856-1899), сестрой знаменитого генерала Скобелева. По Указу императора Александра II от 1878 г., а в 1889 г. Специальным указом Императора Александра III получила персональный титул светлейшей герцогини Лейхтенбергской.
В 1882 г. по заказу новой хозяйки в доме начались работы по перестройке интерьеров под руководством архитектора Александра Александровича Степанова. З. Д. Богарне была женщиной, обладавшей обаянием магической силы, o чем писали в своих воспоминаниях ее современники. К сожалению, она не долго блистала, как «царица большого света». В возрасте 43-х лет она скончалась после непродолжительной болезни.
После ранней смерти Зинаиды Богарне дом перешел к ее приемной дочери Долли, которая вышла замуж за князя Льва Михайловича Кочубея. Их сын Евгений Львович стал последним владельцем Румянцевского дома.
В 1888 г. гражд.инж. Н. Г. Кудрявцев произвел небольшую внутреннюю перестройку дома.
В 1916 г. дом перешел к Обществу "Товарных складов, страхования и транспортирования товаров". Был составлен проект капитальной перестройки, но он не осуществился по причине социально-политических перемен в стране.
В 1918-1921 г.г. парадные залы со стороны набережной Красного флота (так стала называться Английская набережная с 1918 по 1994 г.) пустовали. В помещениях с ул. Галерной располагались жилые квартиры.
С октября 1921 г. в здании размещались: Союз металлистов, Петропрофобр, Центр социального страхования; с 1930-х гг. - Леноблкоопсоюз, Облсобес, Школа пионервожатых, Промкомбинат предприятий инвалидов, Городской производственный Союз кооперации инвалидов, лаборатория по семконтролю и карантину сельхозрастений, областное управление кинофикации.
С 1938 г. в здание переводится Музей истории и развития Ленинграда. Учреждения, располагавшиеся здесь ранее, освобождали помещения в течение нескольких лет. Полностью помещения были освобождены для музея к концу 1946 года. Жильцы квартир были расселены лишь в начале 1990-х гг.
Интерьеры
Вестибюль
Парадная лестница
В 1884 г по заказу графини З.Д.Богарне зодчий А.А.Степанов создал проект парадной двухмаршевой лестницы из белого каррарского мрамора, заменив старую трехмаршевую, построенную в 1863 г архитектором И.А.Цимом. В 1888 г для реализации этого проекта было увеличено лестничное пространство в сторону двора. В получившемся полукруглом ризалите прорезана полуциркульная балконная дверь в центре, а по сторонам две люкарны. Лестница освещалась люстрой-фонариком.
Сложная, оригинальная конструкция лестницы А.А.Степанова поражает даже современных архитекторов. На сегодняшний ддень это единственная лестница подобной конструкции из сохранившихся в Петербурге. Мраморные ступени двух боковых пролетов защемлены в стене и соединены тетивой ограждения. Они точно подогнаны друг к другу по принципу свода, имеющего строительный подъём в 4 см. Несмотря на значительные размеры лестницы, зодчму удалось добиться удивительной легкости её восприятия.
Ажурные перила в виде причудливо переплетенных акантов и лавровых гирлянд завершаются на верхней площадке позолоченным вензелем Лейхтенбергских. В двух десюдепортах лестничных дверей видны гербы Богарне.
Среднюю площадку лестницы украшала мраморная скульптура "Диана" работы Луиджи Бьенеме (1795-1879), (ныне находится в ГЭ). Кроме того на лестничной площадке второго этажа располагался мраморный камин, который был демонтирован в середине ХХ века. Не дошли до нас и живописные пейзажи, находившиеся на боковых стенах лестницы.
Музыкальный зал
В период существования в особняке Румянцевского музея в залах второго этажа невской анфилады располагались Мраморная и Портретная комнаты. Украшенные соответственно скульптурой и живописью. После приобретения особняка 9 июля 1884 г. графиней З. Д. Богарне эти помещения подверглись большим изменениям. Желая увеличить архитектурное пространство помещения, предназначавшегося для музыкального зала, А.А. Степанов объединил почти равные пространственные объемы.
Вместо трех залов окнами на Неву был сделан один анфиладный. Большой и светлый зал, расписанный под желтый мрамор, получил оформление в духе историзма. В лепном декоре угадываются черты стиля «Людовика XV». Плоскости стен, разделенные пилястрами, декорированы лепными гирляндами и стилизованными акантами, переходящими на потолок.
Зал украшали два больших декоративных панно Гюбера Робера (1733-1808): «Прогулка по долине» и «Развалины храма» из собрания князя Е.Л. Кочубея, а также шпалера из серии «История Дон Кихота» французской работы 1770-х гг. На мануфактуре Гобеленов было выткано две таких серии, отличавшиеся лишь по цвету. Они были выполнены по картонам художника Ш.-А. Куапеля (1694- 1752) в мастерских П. Козетта и К. Одрана.
Парадная гостиная
Согласно «Описи большого дома Румянцевского музеума», составленной в 1846 г. в этом зале, помимо больших глобусов Земной и Небесной сфер, хранился сафьяновый ларец с рескриптами и грамотами на имя графов Румянцевых. В 1884 г. архитектор А. А. Степанов оформил этот небольшой зал, имитируя стиль «Людовика XVI», т.к. высокое положение заказчиков, членов императорской фамилии, требовало соответствующей декоративной отделки парадных залов особняка.
В лепном декоре присутствуют охотничьи мотивы, а в рельефных десюдепортах - античные вазы. Потолок украшен лепными розетками в виде цветочных венков. Гостиная была прекрасно освещена четырьмя одинаковыми люстрами, сохранившимися до наших дней. Убранство зала конца XIX в. было разностильным в духе историзма .
Среди прочих предметов мебели здесь находился небольшой шкафчик красного дерева с росписью на дверцах, работы французского мебельщика Анри Дассона , представлявший собой копию с работы Адама Вейсвейлера XVIII в.(аналогичный шкаф в экспозиции ГМЗ «Павловск»).
Правая стена практически полностью занята зеркалом (17,89 кв. м), заключенным в лепную золоченую раму. Зеркало установлено в 1910 г. При огромных размерах оно выполнено единым стеклом и является единственным в городе подобным зеркалом . Первоначально на этом месте был большой гобелен итальянской работы предположительно по рисунку Паоло Веронзе. На соседней стене находился парадный портрет Екатерины II., копия с работы Ж.-Б. Лампи старшего (1751-1830).
Дубовая лестница и гостиная
Дубовая лестница была выполнена в конце 1880-х гг. русскими мастерами по проекту архитектора А. А. Степанова вместо располагавшейся раньше в этой части дома боковой металлической лестницы. Перила и настенные панели лестницы украшены затейливой резьбой. Лестница состоит из пяти маршей и соединяет три этажа.
В первом этаже выход на нее возможен с двух противоположных сторон: из дубового кабинета и дубовой гостиной. Потайная в первом этаже. На втором лестница выходит в антикамеру, ведущую к парадным залам. Стены этой комнаты также были полностью декорированы дубовыми панелями, а потолок - профилированными кессонами. Завершение лестницы оригинальным световым фонарем прямоугольной формы позволило решить проблему ее освещения.
Танцевальный зал
Дубовый кабинет - кабинет Евгения Лейхтенбергского
Чёрный кабинет - кабинет Евгения Лейхтенбергского
Вся мебель из дуба, шкафы - сцены из Евангелия, очень тонкая резьба.
Мавританская гостиная