Литература:П.Я.Канн "Прогулки по Петербургу" Санкт-Петербург "Палитра" 1994 П.Я.Канн "Прогулка от Летнего дворца до Зимнего дворца по Дворцовой набережной Петербурга" Санкт-Петербург "Петроградский и К" 1996
Многие изваяния, находящиеся теперь в Летнем саду, созданы в начале XVIII века. В петровское время статуи были расставлены на территории сада с таким расчетом, чтобы темы этих композиций были понятны посетителям Летнего сада. Заметим, что в петровское время язык аллегорий был доступен относительно широким кругам посетителей царской резиденции. Но в XIX веке расстановка изваяний в Летнем саду обрела случайный характер, так как не учли первоначального замысла размещения мраморных скульптур. В недавние годы совершена новая, научная компоновка расстановки статуй в соответствии с их сюжетами и эстетическими понятиями петровского времени.
Вот некоторые из них.
Перед обращенным к Неве северным фасадом Летнего дворца установлена скульптурная композиция, знаменующая Ништадтский мир — победу России в Северной войне со Швецией, известная под названием «Мир и изобилие» (Пьетро Баратта, 1722 г.). Она была заказана по приказу царя Петра. Это — аллегория победы России над Швецией в Северной войне. Россия представлена в виде молодой женщины, держащей в правой руке опрокинутый факел (что должно символизировать окончание войны), а в левой руке — рог изобилия. Рядом с Россией — окрыленная богиня Победы. Ногой она попирает поверженного льва, держит в одной руке пальмовую ветвь — символ мира, другой рукой венчает Россию лавровым венком (символ славы). |
Вблизи южного фасада Летнего дворца установлено одно из первых приобретений для Летнего сада — бюст короля Польши, выдающегося полководца Яна Собесского. Разгромом турецкой армии под Веной в 1683 году он предотвратил опасность новых турецких завоеваний, угрожавших Центральной Европе. Скульптор, как это было принято в портретных работах конца XVII века, несколько идеализировал облик короля. |
На главной аллее Летнего сада представлен бюст римской императрицы Агриппины (I век н. э.), которая пользовалась дурной славой. Властолюбивая развратница, она убила своего мужа — императора Клавдия и возвела на престол своего сына Нерона, рассчитывая при нем быть подлинной властительницей Римской империи. Но Нерон пресек коварные замыслы своей матери и приказал слугам хитроумно подстроенной катастрофой убить честолюбивую Агриппину.
Изваяние Агриппины остро представляет ее психологическую характеристику. Скульптура эмоционально напряжена; она выполнена в стиле барокко, что подчеркнуто, в частности, манерой исполнения горностаевой мантии императрицы. Внимательно разглядывая изваяние, мы увидим щу пальцы и выпуклые глаза спрута, что «должно символизировать развратность Агриппины. Взгляд ее суров и тревожен, скульптор, возможно, пытался передать ее предчувствие скорой гибели от руки сына...».
В числе первых изваяний, украсивших Летний сад, — бюст королевы Швеции Христины работы ваятеля XVII века. И этот бюст характерен для стиля барокко. Фактура мрамора не мешает зрительно воспринять роскошь наряда королевы. Ее драгоценное ожерелье полуприкрыто изысканными кружевами, складки платья, мех верхней одежды, даже изогнутые локоны прически — все эти проявления пышности характерны для стиля барокко. Лицо Христины спокойно, однако рот несколько искривлен капризной гримасой. На лице королевы лежит отпечаток ее бурной биографии. В молодости она отличалась феноменальной расточительностью. Страна впадала в нищету, это было не по душе королеве, и она, легко отказавшись от протестантства, перешла в лоно католической церкви, отреклась от престола и покинула родную Швецию.
Папа римский вначале одобрил поступок новообращенной католички, но последующие бесшабашные выходки Христины вскоре настолько шокировали римского папу, что он изгнал экс-королеву из Ватикана.
Один из мифов Древнего Рима (позже, во II веке н. э.), пересказанный Апулеем, повествует, что Психея стала женой бога любви Амура. Но со своим избранником она встречалась лишь в ночной темноте и никогда не видела его лица. Злые сестры, ревнуя, убедили Психею в том, что муж ее — отвратительное чудовище. Потрясенная этой вестью, Психея ночью зажигает светильник, чтобы взглянуть на мужа и убить его ударом кинжала. Но на брачном ложе она видит не чудовище, а прекрасного Амура, и ненависть уступает место любви... |
Это изваяние создано в конце XVII века, автор его неизвестен.
В числе более поздних достопримечательностей Летнего сада должен быть назван открытый здесь в 1855 году памятник И. А. Крылову, изваянный П. К. Клодтом. Постаментом служит куб из сердобольского гранита, он почти целиком скрыт бронзовыми изваяниями персонажей широко известных басен Крылова, созданными Клодтом по рисункам А. А. Агина (иллюстратора первых изданий «Мертвых душ» Н. В. Гоголя).
Этот массивный монумент несколько контрастирует с изящными мраморными скульптурами Летнего сада. Но Клодт не заслуживает упрека в этом — памятник создавался им в первоначальном рассчете на установку на невской набережной Васильевского острова. Но оценка монумента была неоднозначна. В частности, выдающийся искусствовед В. В. Стасов писал: «Настоящее дело Клодта было лепить лошадей, и он всю жизнь выполнял это отлично... И вдруг ему выходит поручение: делать памятник Крылову. Полагалось, что в памятнике Крылову главное — изображение всяческих животных: слонов, медведей, львов, баранов и ослов, лягушек, обезьян и аистов, а барон Клодт умеет, мол, кроме лошадей, лепить также и их всех. Значит, ему и делать памятник Крылову. Сам Крылов — на придачу. Но несмотря на все это, памятник... вышел недурен, звери были вылеплены с большой правдой, в самом деле с натуры, с очень ловкой передачей их поз, привычек и движения, и все вместе составляли какой-то оригинальный мохнатый копошащийся сундук. Барельефы-медальоны, вставленные между ними (человеческие фигуры), были очень плохи, самая главная фигура, конечно, была тоже не особенно художественна по созданию, но проста и естественна. Великая заслуга Клодта состояла в том, что он первый у нас представил своего героя во всей естественности действительной будничной жизни... Его Крылов сидит перед нами на камушке в ежедневном своем сюртуке и панталонах отяжелевшим, добродушным разгильдяем, каким он в самом деле под конец жизни был, без всяких прикрас и без малейшей идеализации...»
Мы — читатели конца XX века с детства привыкли к этому монументу «дедушки Крылова» и прощаем ваятелю диссонанс, внесенный темным и тяжеловесным бронзовым изваянием в ансамбль изящных беломраморных статуй. Вспоминается написанное А. Н. Майковым стихотворное посвящение памятнику великому баснописцу:
С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда, Он, точно с старческой неспешностью речей, Рассказывает нам с своих высоких кресел Про нравы странные и глупости зверей, И все смеются вкруг и сам он тихо весел.
Окаймляющая памятник ограда - более поздняя, она сооружена лет через двадцать после открытия монумента, чтобы предотвратить порчу бронзовых горельефов.