Литература:
Строительство грота и каскадов началось весной 1715 года. Спустя восемь лет состоялся торжественный пуск воды. За это время над главным фонтанным сооружением Петергофа трудились Леблон, Браунштейн, Микетти и Земцов. По проекту Леблона возводили Большой грот, сохранивший свою конфигурацию до наших дней, и фонтан на площадке перед ним, боковые каскады и фонтаны с «лежачими фигурами» на полукруглых постаментах у стилобата.
Преемник Леблона Микетти, не останавливаясь перед переделкой отдельных частей, предложил свой вариант проекта, учтя предложения Петра возвести Малый грот и декорировать водопадные уступы скульптурой. Микетти значительно усилил пластическую и водяную декорацию каскада, обогатил его балюстрадами, фонтанами, маскаронами, увеличил размеры водопадных уступов и украсил их барельефами. Интересно отметить, что Петр особенно заботился о фонтане перед Большим гротом, дважды вносил изменения в микеттиевский проект и добился создания оригинального водомета «Кольцо». Он состоял из двух кругов разновысоких струй, а посреди был полый внутри водяной столп. Сложное водоподводящее оборудование каскада выполнили фонтанные мастера братья Баратини, П. Суалем, гидротехник В.Туволков
Первоначальное скульптурное убранство Большого каскада - статуи, барельефы, маскароны, рамки, кронштейны, дельфины - выполнялось по рисункам архитекторов и подробным описаниям одновременно в Англии, Голландии и России. В Петербурге барельефы, статуи «Гладиаторы с пистолетами» ("Бойцы"), чаши, большие маскароны, фигуры кентавров исполнили Б.-К. Растрелли и Ф. Вассу.
В 1723 - 1724 годах М. Земцов внес отдельные изменения в облик каскада. Так, по его рисунку Б.-К. Растрелли сделал новые большие маскароны Нептуна и Вакха.
Начиная с 1725 года каскад поддерживался ремонтами, отдельные его части переделывались, но облик сооружения в основном сохранялся. Лишь свинцовая золоченая скульптура быстро обветшала, и ее постепенно снимали.
В 1799 году комиссия профессоров Академии художеств, в которую входили Ф. Гордеев, И. Мартос, М. Козловский, признала необходимым все свинцовые статуи заменить бронзовыми. Обновление скульптурного убранства поручили лучшим отечественным скульпторам. Создание новых статуй и ваз, а также выполнение копий со слепков античных произведений продолжалось около семи лет и было закончено в 1806 году.
Из 32 новых бронзовых статуй 15 были оригинальными работами русских скульпторов. И. Прокофьев исполнил группу тритонов, статуи Волхова и Акида Ф. Щедрин - Персея, Невы и две группы сирен, И. Мартос - статую Актеона, Ф. Шубин - Пандоры, Д. Рашетт - статуи Галатеи, Юпитера, Юноны и две группы наяд с тритоном. Самую крупную скульптуру - "Самсон, раздирающий пасть льва" - создал М. Козловский. Все эти статуи с исключительным мастерством изготовил литейщик В. Екимов. Копии с античных оригиналов, сюжетно и композиционно близких старой скульптуре, по восковым моделям Ф. Гордеева отливал Э. Гастклу.
Оригинальные статуи русских ваятелей предназначались для установки на те места, которые имели ключевое композиционное значение: по сторонам верхних и нижних уступов, на бортах ковша, посреди балюстрады и ковша. Скульпторы, работавшие как последователи классицизма, сумели, оставаясь в рамках этого стиля, придать исполненным статуям те композиционные, пластические и динамические черты, которые не нарушили барочного духа памятника петровского времени. Благодаря этому обновленное скульптурное убранство каскада не ослабило идейной и художественной выразительности памятника и органически вошло в его изначальную структуру.
Вместе со скульпторами над обновлением декора каскада работал архитектор А. Воронихин. Он выполнил рисунки фонтанных ваз, руководил перекладкой среднего каскада, который закончил широким скатом, покрытым золочеными листьями, что усилило эффект движения воды. В те же годы постаменты статуй из пудостского камня и деревянные сходные лестницы заменили гранитными, а белокаменные балюстрады - мраморными. Одновременно талантливейший фонтанный мастер Ф. Стрельников заменил старые свинцовые водоводы и усовершенствовал их конструкцию.
В 1858 - 1860 годах по проекту и под наблюдением архитектора Н. Л. Бенуа осуществили капитальные реставрационные - работы. В течение зимы 1859 года 150 каменщиков и гранитчиков в cпециально построенном тепляке - «балагане», работая при свете керосиновых ламп с семи утра до семи вечера, разобрали и заново возвели грот и каскады, сохранив прежний облик, но создав новую, прочную конструкцию сводов и стен, по существу небольшой подземный город.
Бенуа изменил рисуинок струй фонтана "Кольцо", превратив его в «Корзину» с тюльпанами, и вместо невысоких пышных водометов на ступенях каскадов сделал прямоструйные, которым придал характер водяиых пропилей. Однако были и определенные утраты: ие возобновлена декорировка туфом колонн фасада и интерьера Большого грота, не восстаиовлен мраморный настил на террасах каскада.
C тех пор прошло почти столетие. Незыблемый в своей мощи и красоте Большой каскад бережно сохранился до начала Великой Отечественной войны.
В первые дни войны сотрудникам петергофских музеев удалось укрыть в тайниках и вывезти в Ленинград часть скульптуры. Оставшиеся на местах статуи Самсона, тритонов, Волхова, Невы, свинцовые барельефы и декоративные детали петровского времени были похищены гитлеровцами. Советские воины, освободившие Петергоф, увидели на месте величественного памятника черные, обуглившиеся заснеженные руины. До дня победы был еще долгий путь в полтора года, но уже тогда началась подготовка к возрождению уникального памятника. В 1946 году спасенные статуи, заново вызолоченные, заняли свои исторические места.
В 1946 - 1947 годах десятки мастеров разных специальностей реставрировали разрушенные части каскада, балюстрад, облицовывали свинцовыми листами водопадные уступы, возобновляли водоводные магистрали и разветвленную систему подводки воды к каждому фонтану.
14 сентября 1947 года перед тысячами ленинградцев предстал «Самсон», воссозданный В. Симоновым и Н. Михайловым. В последующие годы И. Крестовский выполнил скульптуру Волхова, Н. Дыдыкин - тритонов, В. Эллонен - Невы. Четырнадцать ленинградских скульпторов под руководством И. Суворова вылепили 18 моделей для отливки 29 барельефов. Скульптор В. Соколов воспроизвел большие маскароны Вакха и Нептуна, Е. Захаров - маскароны арок Большого грота, М. Габе - гермы, А. Гунниус - лягушек.
Четыре монументальные статуи и более ста восьмидесяти различных декоративных деталей из бронзы и свинца выполнены реставраторами, воссоздавшими декор Большого каскада.