Литература
Дом 63 построен в 1908-1910 годах. Фундаменты его заложили до того, как в работу включился Щуко, для которого план здания с отступом от красной линии оказался предопределяющим. Пластическое решение фасада графично и плоскостно. Этот фасад словно родился из листа, ранее сложенного, а потом разглаженного ладонью зодчего. Щуко без нажима нанес на него рисунок ордера, равноправного скульптурному орнаменту, и скульптуры, напоминающей об орнаментальной графике Ренессанса. Однако, поскольку следы от сгибов на листе все же остались, Зодчий обыграл ризалиты наподобие театральных кулис. В результате фасад приобрел сходство с декорацией. Каменные лоджии интригуют прохожего, как театрала - сценическая декорация с балконом. |
Дом 65 , построенный в 1910-1911 годах, относится к соседу как декорация к следующему акту того же спектакля. Это вариация на мотивы Палладио, прозвучавшие в архитектуре палаццо Вальмарана и Капитанио. Правда, надо заметить, что могучие по виду колонны размещены в композиции фасада скорее согласно логике, с какой в любимых им лоджиях громоздил колонны Карл Росси. Словно Щуко лишь застеклил примерно такую же крупномасштабную лоджию. Едва ли не первым в русском домостроении Щуко использовал здесь "гигантский ордер". Пространство между колоннами заполнено эркерами. Контрастное сочетание поверхностей колонн и остекления эркеров - матового и сверкающего, шероховатого и гладкого, поглощающего и отражающего, твердого и хрупкого - не на шутку драматизируют облик здания. Показательно, что именно в этом доме Владимр Щуко свил себе гнездо: в квартире 26 расположился с семьей, а в мансарде устроил мастерскую. |