Источники информации:
  1. Официальный сайт Царскосельсого заповедника www.tsar.ru

    Литература:

  1. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда
    Ленинград. Стройиздат. Ленинградское отделение. 1985
  2. Ласточкин С.Я., Рубежанский Ю.Ф. Царское село - резиденция российских монархов.

Пушкин. Екатерининский парк. Эрмитаж. Внутренняя отделка.

Внутренняя отделка Эрмитажа характерна для архитектуры барокко. Многочисленные зеркала в розных вызолоченных обрамлениях, чередующиеся с широкими окнами, и иллюзорная роспись плафонов как бы раздвигали границы небольших помещений, связывали внутреннее пространство павильона с окружающими его просторами парка.

Павильон «Эрмитаж» не перестраивался с середины XVIII века, поэтому его внутренняя отделка дошла до нашего времени почти без изменений.

Центральный прямоугольный зал павильона связан расходящимися от него по диагоналям галереями с четырьмя квадратными в плане кабинетами:

Интересна отделка главного зала Эрмитажа, созданная Ф.-Б. Растрелли.

Благодаря широким окнам, служившим одновременно дверями для выхода на балконы, зал был пронизан светом. В простенках между окнами размещались зеркала в резных золоченых рамах, переходящих в обрамления живописных десюдепортов. Деревянная резьба, обрамляющая двери, окна и зеркала в интерьерах, исполнялась резчиками Петром Валюхиным, Дмитрием Сакулисным, Игнатием Канаевым и другими мастерами.

Назначение интерьера подсказало сюжет плафона, написанного Д. Валериани: «Юнона и Юпитер приглашают небожителей к накрытому и уставленному роскошной посудой столу». Сюжеты для живописных панно над зеркалами среднего зала Д. Валериани заимствовал из «Метаморфоз» Овидия: «Вакх и Ариадна», «Аполлон, преследующий Дафну», «Вакх, венчающий Дафну звездной короной» и «Похищение Европы».

Плафоны галерей, соединяющих средний зал с кабинетами, написал А. Перезинотти. По содержанию они перекликались с барельефами на фасадах Эрмитажа и изображали амуров с аллегорическими атрибутами времен года.

Павильон Эрмитаж, "хижина отшельника", предназначался для отдыха и обедов владельца усадьбы в узком кругу избранных. Для того чтобы общению хозяев и гостей не мешало присутствие прислуги, в таких павильонах обычно устанавливались подъемные механизмы, с помощью которых обеденный стол и необходимые предметы приводились в движение специальной командой из двенадцати солдат.

Машинное устройство отличалось громоздкостью и было заменено в 1842—1846 годах новым, более совершенным, сохранившимся до нашего времени. Из двух подъемных устройств, служивших для подъема на второй этаж, одно было заменено в 1812 году каменной лестницей, а другое уничтожено в 1911 году и вместо него сделана вторая деревянная лестница.

Благодаря последней реставрации подъемные механизмы воссозданы и работают (лето 2014 г), что и демонстрируется посетителям. На снимках видно, как заменялось конкретное блюдо, и как полностью убирался весь стол, освобождая таким образом помещение для танцев или бесед.

До 1941 года Эрмитаж сохранял почти в полной неприкосновенности свои интерьеры. В 1941—1944 годах фашистские захватчики превратили Эрмитаж в казарму зенитчиков. Плафон Большого зала был похищен ими или уничтожен. В послевоенные годы выполнены первоочередные работы по реставрации внешнего облика здания. Окончательная реставрация здания и открытие его для посетителей осуществилось в 2012 году.

счетчик посещений