В 1911 г. Василий Петрович Кочубей, действительный статский советник и церемониймейстер двора Его Императорского Величества, приобрел ветхий деревянный дом, построенный архитектором С. И. Черфолио в 1835 г. для Александра Андреевича Половцева (Половцова). На его месте в 1911-1913 гг. по проекту архитекторa А.И. Таманова (Таманяна) возведен новый каменный, разноэтажный (2-х и 3-х) на высоком подвале дом.
Это был настоящий дворец в миниатюре - с парадным подъездом в виде шестиколонного портика дорического ордера, великолепными фасадами в монументальных формах неоклассицизма, роскошными интерьерами с дворцовой планировкой. Его часто называют также особняком.
|
|
Особняк построен в стиле неоклассицизма. Задачей этого направления стало возрождение традиций русского классицизма строгого и позднего периодов. В отличие от эклектиков, архитекторы начала XX в. не ставили своей целью заимствование чисто внешних элементов декоративного убранства, но пытались соединить благородство и строгость классических образцов с функциональными требованиями современности.
Центральный фасад основного здания оформлен строгим дорическим портиком из шести колонн, поддерживающих балкон второго этажа. Крайние колонны сдвоены. С обратной стороны фасад оформлен полуротондой, декорированной на уровне второго этажа ионическими колоннами. Карниз всего здания венчает легкая балюстрада.
В конструкциях перекрытий архитектор А.И. Таманов (Таманян) использовал новый для того времени материал - железобетон. Усадьба была полностью электрофицирована. Даже въездные ворота открывались с помощью электричества.
Значительные изменения проекта при его реализации, вносимые по требованию Кочубея, вынудили А.И. Таманова осенью 1912 г. отказаться от дальнейшего руководства работами. Строительство продолжалось по проекту Таманова, но уже без него. На строительстве остался его помощник архитектор В.И. Яковлев, были приглашены также архитекторы Н.Е. Лансере и В.И. Романов, оформившие интерьеры в формах, задуманных Тамановым.
Осенью 1913 г. семья Кочубеев переехала в новый дом и находилось здесь до конца 1917 г.
B 1918 г. дом Кочубея был национализирован и передан Народному комисариату просвещения для устройства детского приюта. Уникальные коллекции передали в музейное хранилище во дворце Палей, где они находились до середины 1920-х гг.; далее их следы теряются.
В 1927 г. здание занял Дом ветеранов революции 1905 года.
Во время Великой Отечественной войны и оккупации Пушкина здесь находилось гестпо. Подвергнувшееся разграблению и поврежденное здание было восстановлено в 1947-1948 гг., а затем передано школе подготовки колхозных кадров.
В начале 1950-х его отреставрировали, приспособив для дома отдыха "Пушкино" на 100 человек - партработников обкома КПСС. Комнаты второго этажа, кухонный трехэтажный флигель и служебные корпуса в саду были переделаны для новых жильцов, но парадные интерьеры бережно сохраняли и реставрировали. Мебель для них собиралась по антикварным магазинам и разным учреждениям, при этом подбор и расстановку предметов осуществляли по старым фотоснимкам, которые были сделаны бывшим хозяином дома.
В 1991 г. к особняку пристроили новый корпус [4]
В 2009 г. к Центру пристроили новый жилой корпус, который лицевым фасадом выходит на Парковую ул.
C 1988 г. по настоящее время (2018) в здании размещались под разными названиями образовательные учреждения дополнительного образования, в том числе Высшая школа экономики.
Экскурсия начиналась в новопристроенном корпусе, где сооружена винтовая лестница.
|
В основной исторический корпус мы прошли через связующую галерею, мимо симпатичного зимнего сада
| |
Oсновной корпус
В основной, исторический корпус проходим через помещения над аркой. Арка вела в так называемую цветочную усадьбу, где находился трехэтажный корпус с 3-4-х- комнатными квартирами для прислуги, детские площадки для игр детей. Там же находился и гараж.
Над аркой, в промежуточном этаже, три небольшие комнаты, в которых была устроена фотолаборатория хозяина дома. Василий Петрович увлекался фотографированием и сделал много снимков интерьеров собственного дома, благодаря которым после утрат во время Великой Отечественной войны удалось восстановить довольно большую их часть. Он планировал в своем особняке создать выставочный комплекс для, как мы сейчас бы сказали, продвижения уникальных идей и самых современных достижений, которые использовались для строительства его особняка. Девиз Кочубеев - "Удивлять, подавлять, восхищать", а также "Строить добротно и на века". Восстановление продолжается, изучается уникальный фотоархив, созданный Василием Петровичем. Прискорбно, что оригинального проекта не существует. Есть только проект 1940 года. Восстановление продолжается, изучается уникальный фотоархив, созданный Василием Петровичем.
|
Входим в парадные залы по исторической, подлинной лестнице, которая использовалась для домашних. Заглянули в помещение, где находился семейный гардероб. Для гостей был другой, парадный, вход под колоннадой и другой гардероб.
|
|
Парадный вестибюль
Это тот самый вестибюль, через который в особняк входили гости.
Архитектор В.И.Романов применил в оформлении вестибюля каннелированные четырехгранные столбы и пилястры. На широкой ленте фриза, который как бы поддерживается каннелированными пилястрами, ритмично повторяются изображения грифонов, охраняющих вазы-курительницы.
Слева от входных дверей мраморная лестница (как в Древнем Риме), которая ведет в гостевой гардероб, использующийся и сейчас. Под балюстрадой были две двери (сейчас заделаны), одна из которых вела в подвал, где размещалась котельная и прочее необходимое техническое оборудование, а другая предположительно в подземный ход.
|
|
|
Входные двери - дубовые, хорошо сохранились. Черно-белый шахматный рисунок пола тоже дошел до нашего времени без изменений и утрат.
| |
Детали лепного оформления плафона близки по характеру к плафонам Агатового павильона Ч.Камерона. |
|
В парадном вестибюле сохранилось зеркало и так называемый протокольный столик, на котором находились обычно листок с протоколом приёма и листок с меню. |
|
|
Украшали парадный вестибюль скульптура "Ариадна освещает путь" и скульптура "Мальчик с орлом" (вторая половина XVIII века). А Ариадна тоже напомнила мне Агатовые комнаты, только светильник здесь изначально электрический. |
|
Большой Белый зал с полуротондой (Белая Мраморная зала)
Отделка Большого Белого зала с полуротондой (Белая Мраморная зала) выполнена по проекту Н.Е.Лансере. Зал состоит из трех частей, разделенных колоннами. Широкие проемы со стоящими в них ионическими колоннами связывают зал в одно целое со смежными помещениями. Гладкие плоскости стен завершены карнизом с модульонами.
Каждый дверной проём имеет свою декоративную обработку. Во всех помещениях особняка двери и нaддверные украшения были выполнены из дуба. Во время войны они были похищены фашистами. Сейчас украшения восстанавливаются из гипса из фотоархива хозяина.
Аванзал, или Каминный - фрагмент Белого Мраморного зала. Через Аванзал вводили гостей.
Столешница из редкого мрамора "зебра" - подарок правящего дома деду Василия Петровича, Аркадию Васильевичу Кочубею за организацию совместно с Максимиллианом Лейхтенбергским производства в России вогонов для царскосельской железной дороги.
Скульптура Аполлон и Афродита выполнил Иван Петрович Мартос.
Часы работы австрийской компании.
Музыкальная гостиная
Эта комната была занята шкафами с музыкальными инструментами, в углу стояли клавикорды. Стены этой гостиной были сплошь покрыты живописными полотнами. Живопись утрачена полностью. В этой комнате обычно подавался сладкий десерт для дам, во время которого они вели свои, женские разговоры, обсуждали новые наряды, просматривали журналы мод. И даже в особых случаях могли сделать заказ, т.к. в усадьбе была своя пошивочная мастерская. Мужчины в это время собирались в Охотничьем зале. Одна дверь этой комнаты ведет в Большую Белую залу, другая - в Золотую гостиную. Сейчас эта дверь закрыта.
|
Двери и наддверные украшения были из дуба или других деревьев редких пород. Похищены фашистами. Сейчас восстановлены по фотографиям из гипса и выкрашены белой краской. |
|
Светильник подлинный начала 20 века с очень дорогим рубиновым стеклом. |
|
Большая (Золотая) гостиная
Василий Петрович очень гордился своими предками. Их портреты находились в этой гостиной. Мебель здесь - вызолоченная сосна.
|
Обивка мебели - на сюжеты Ватто - исполнена в шпалерных мастерских братьев Сапожниковых. Кочубей Аркадий Васильевич, дедушка Василия Петровича, (действительный статский советник, сенатор при императоре Николае I; его особняк находился на Мойке 69, где Василий Петрович провел детские годы) в свое время скупил акварели Ватто. |
|
|
Это на вазы, а светильники. Особняк был электрофицирован изначально |
|
Светильник такой же, как в Петергофском дворце, только освещение электрическое. |
|
|
Надкаминное венецианское зеркало. |
|
|
Часы на камине "Женщина с цветком", многие находят в ней черты Екатерины II, а в скульптуре всадника - черты Александра II. |
|
Рояль подарок Варваре Васильевне, жене Васлия Петровича, от царствующего дома. В этой гостиной проходили камерные музыкальные вечера. И сейчас она используется для концертов. |
|
Столик - русское маркетри. |
|
|
Вазы - парижской королевской мануфактуры. Есть вазы из Германии, Японии, Дании, подарки от Николая I. Черные вазы - севрской мануфактуры. |
|
Охотничий зал
Железобетонные перекрытия Охотничьего зала были скрыты вставками с картинами на античные сюжеты. Первоначально зал был оформлен в готическом стиле, но позже Василий Петрович, приобретя охотничий гарнитур, из которого сохранились два буфета, решил изменить отделку и потребовал архитектора развернуть охотничий зал перпендикулярно основной анфиладе.
|
Внутри в буфетах был представлен богемский, майсенский, а так же кузнецовский фарфор. Сохранившиеся экземпляры мы можем видеть и сейчас. |
|
Рядом с Охотничьим залом находятся Официантские - Большая (Белая) и Малая . Там тоже сохранились подлинные буфеты. В тех помещениях, которые сейчас интенсивно используются (Охотничий зал, Официантские) подлинный паркет закрыт, но это не грозит паркету отсыреванием, т.к. хозяином дома 100 лет назад были предусмотрены, современным языком говоря, теплые полы. Была продумана внутрення вентиляция помещений благодаря двум системам отопления: воздушной и водяной. Воздух подавлся слегка увлажненный. Котельная находилась под Охотничьим залом. Сохранились исторические подъёмники, которые работают и сейчас - подают еду в Белую Официантскую.
Второй этаж
Потолок галереи второго этажа сейчас заделан простыми стеклами, а изначально на их месте были витражи из немецких стекол с композициями из крестовых походов. Свет обеспечивали поворотные зеркала.
На втором этаже находились комнаты Варвары Васильевны, жены Василия Петровича, а также детские комнаты (в семье было 8 детей: 4 сына и 4 дочери), классные комнаты детей, библиотека, комнаты воспитателей.
Комнаты Варвары Васильевны это Мраморная гостиная, гардеробная, спальня.
Мраморная гостиная, её еще называли Утренняя или Французская.
|
Ножки кресел - золоченые грифоны. На снимке слева на столе крюшонница для колотого льда. (снимки сделаны в разное время) |
|
Скульптура - мальчик с петухом.
Диван из кожи испанских быков, очень прочного материала; действительно, 100 прошедших лет не оставили на нем никаких следов. Находился он в кабинете Лангвагена, управляющего Кочубеев.
Спальня Варвары Васильевны
Детская комната
Классная комната детей
В этой комнате сейчас находится удивительная скульптура - женская головка под вуалью, она так и называется "Дама под вуалью". Черты лица её напоминают Варвару Васильевну. Таких всего три: здесь и две в Петродворце.
Спальня Василия Петровича
Не все описанные в [2] помещения доступны для осмотра. Например, кабинет Василия Петровича.
Кабинет Таманов отделал в стиле ранний Ренессанс. Общая гамма интерьера - темно-коричневая и темно-зеленая с проблесками позолоты. Дубовые резные наличники дверей украшены овальными вставками из зеленого камня. Тисненая обтяжка стен и рельефный фриз дополняют убранство. Угловой камин с фигурным навершием облицован керамической плиткой с рельефными изображениями Адама и Евы. В предкаминную доску включена композиция с пеликаном и готической вязью.
Не видели мы также коллекционную и особую бронированную комнату-сейф, где хранились сокровища Кочубея. Сюда были перевезены многочисленные предметы искусства из его петербургского дома на наб. р. Мойки, 69.