Литература:

  1. http://www.peterburg.biz/gornyiy-muzey-sankt-peterburga.html#ixzz5ByLsPKcc
  2. http://club.silver-ring.ru/posts/1024-domovyi-hram-prepodobnogo-makarija-egipetskogo-gornogo-universiteta.html

Музей Горного института

Горный музей создан по указу императрицы Екатерины II одновременно с Горным училищем 21 октября (1 ноября) 1773 г. и утверждён Уставом Горного училища от 28 июня 1774 г. В 1777 году собрание Минералогического кабинета было показано царственному гостю императорского дворца - королю Швеции Густаву III. Им же сделан и первый официальный подарок музею - 202 образца шведских "руд, солей и камней".

Горный музей расположен в здании Горного университета и, занимая лучшие парадные исторические залы, является неотъемлемой его частью. Уникальный архитектурный ансамбль Горного университета, который сохранился до нашего времени, создан в 1806-1811 гг. выдающимся российским зодчим А.Н. Воронихиным. В 1821 - 1826 гг. его преемником архитектором А.И. Постниковым были реконструированы интерьеры парадных залов Горного музея, которые получили новое архитектурное оформление в классических традициях

Макет части современного комплекса зданий

Структура музея располагает тремя основными выставочными отделами, среди которых минералогический, отдел истории горной и горнозаводской техники, а также геологический.

В минералогической коллекции Горного музея собраны образцы из месторождений почти всех стран мира и, в первую очередь, российских. Фонды отдела составляют ряд тематических коллекций: систематическая, естественные кристаллы, искусственные минералы, изделия декоративно-прикладного искусства и скульптура.

Экспозиции отдела геологии отражают геологическое прошлое Земли, эволюцию органического мира Земли, строение и богатство ее недр.

В экспозициях отдела истории горной и горнозаводской техники представлены модели, макеты и натурные образцы горной и горнозаводской техники, разнообразные предметы быта и художественные изделия из чугуна, стали, бронзы и олова

Музей сегодня насчитывает более 2300 уникальных естественных кристаллов, среди которых - собрание бериллов из более чем 90 месторождений мира, английские флюориты, интереснейшая коллекция уральского малахита.

Есть и отдельные, ценнейшие экземпляры:


кристалл эвклаза, длина которого 7 см;
кнаппенвандский эпидот;
образцы друза японского горного хрусталя (подарок Александра II);
уникальнейший кубооктаэдр голубого флюорита (330 кг) из Казахстана;
кристалл берилла (1,5 м) из алтайского Тигирека;
окаменелое дерево с аметистом из Вологодская обл.;
валуны забайкальского нефрита.

Это второе по величине собрание минералов в России.

В годы Великой Отечественной войны наиболее ценные экспонаты, хранившиеся в сейфах отдела минералогии: алмазы, самородки золота, платины и др., пришлось эвакуировать на временное хранение в Свердловск. Часть коллекционного материала была упакована и помещена в подвалы Института. Основная часть экспозиции оставалась на своих местах в залах музея. В 1944 году музейные экспонаты были возвращены из эвакуации. 1 сентября 1951 года, впервые после войны, двери музея открылись для посетителей. Полностью восстановление Горного музея закончилось к 1959 году.

B 2015-2016 годах была проведена масштабная реставрация, инициированная ректором Владимиром Литвиненко, связанная с критическим износом отдельных элементов инфраструктуры. Проведен капитальный ремонт залов и отреставрирован ряд уникальных предметов мебели. В результате проведённых работ значительно расширилось выставочное пространство музея, для посетителей открылись экспозиции Кадетского зала.

Входной вестибюль

1 Выставочный зал

2 Зал "Общая минералогия"

3 Малахитовый зал

Aрхитектор А.И. Постников в 1821 -1826гг. реконструировал интерьеры парадных залов Горного музея. Один из них был создан А.И. Постниковым специально для демонстрации уникальной малахитовой глыбы, потому получил название Малахитового. Именно с этого зала в 19 веке начиналась экспозиция горного музея.

лиц
Иногда этот зал называюат залом кариатид

4 Зал "Ортосиликаты"

5 Колонный зал

Колонный зал - один из самых красивых залов Горного музея, выполненный в классических традициях. Современное убранство сохранилось с 1820-х годов. Интерьеры создавались архитектором А.И. Постниковым в 1819-1821 гг. Зал, прямоугольный в плане, расчленен на три нефа тридцатью двумя колоннами ионического ордера, облицованными желтым искусственным мрамором. Колонны поддерживают богато украшенный лепной антаблемент, над которым размещается галерея, огражденная балюстрадой. Торцевые стены зала ритмически членятся пилястрами того же ордера, также облицованными искусственным мрамором. Между пилястрами, в нишах, стоят статуи муз и античных философов.

Плафон зала создан позднее самого зала - в 1822-24 годах по эскизам Д.-Б. Скотти артелью живописцев Ф. Федорова, М. Ширяева и М. Абрамова. Плафон изображает основание Горного искусства в России Петром I (в центре), учреждение Горного корпуса Екатериной II и благосостояние горного дела при Александре I. Живопись плафона выполнена в излюбленной Д. Скотти манере «гризайль», благодаря чему создается впечатление рельефности изображения. Ее коричневато-желтоватый колорит прекрасно гармонирует с желтыми колоннами и «перлового» цвета стенами здания.

Эта часть плафона, аллегорическое изображение императора Петра I, была сильно повреждена во время Великой Отечественной войны. Восстановлена.

А следующий снимок - аллегорическое изображение императрицы Екатерины II, схранился первозданным

6 Зал "Минералогия месторождений"

7 Зал "Художественные изделия из камня"

7a Кадетский зал

8 Зал "Горно-заводская техника"

9 Зал "Художественное литье"

Герб Российской империи из вилок и ножей, изготовленный на Златоустовском заводе. Слева снимок 2019 г, На табличке под ним "Орел из изделий Златоустовского завода". Справа -снимок 2011 г.

Холл музейного комплекса

10 Конференц-зал

11 Зал "Четвертичная геология"

12 Зал "Историческая геология"

13 Зал "Палеонтология позвоночных"

Окаменелые останки динотерия - ископаемого млекопитающего отряда хоботных, которого застал человек, т.к. изображения этих животных есть на египетских пирамидах.

Динотерий (дейнотерия) — третий по величине среди наземных млекопитающих всех времён, только наиболее крупные виды мамонтов и гигантский носорог индрикотерий превосходили его. Дейнотерии достигали высоты 3,5—4,5 м и массы до 5—14 т. Череп дейнотерии достигает 1,2 м. Не вполне ясно как динотерий использовал свои странные бивни, есть несколько предположений на этот счёт, например он мог сдирать ими кору деревьев, сгибать ветки или выкапывать корни.

14 Зал для юных посетителей

15 Зал "Метеориты"

Железные метеориты встречаются редко, чаще встречаются каменные. А железо-каменные - самые редкие.

16 Зал "Динамическая геология"

17 Зал "Полезные ископаемые"

18 3ал "Геология Санкт-Петербурга и Ленинградской области"

19 Холл

20 Зал "Петрология"

Церковь

Первая домовая церковь Горного кадетского корпуса была открыта и освящена митрополитом Амвросием во имя преподобного Макария Египетского 1 февраля 1805 г. Руководил производством работ по устройству храма в одном из существующих флигелей Корпуса архитектор подпоручик Горного Кадетского Корпуса Александр Штауберт.

Современная церковь, находящаяся в центральном ризалите флигеля по 21 линии, построена профессором архитектуры Андреем Никифоровичем Воронихиным во время перестройки Горного Кадетского Корпуса в 1806-1811 гг. Домовый храм построен в стиле высокого классицизма и освящен 10 апреля 1810 г.

В 1828 г. главный архитектор Горного корпуса А.И. Постников перестраивает интерьер церкви, сохраняя при этом ее стиль.

В ноябре 1864 г. в церкви произошел пожар, в результате которого прогорел потолок алтаря. Восстановительные работы поручены архитектору Cанкт-Петербургского Монетного Двора академику архитектуры В.Е. Стуккею.

Университетская церковь.

Освящена во имя Макария Египетского, защитника и покровителя людей опасных профессий.

Наборные иконы выполнены в 19 веке в г. Екатеринбурге. Справа - Воскресение Христа, справа - Преображение на горе Синай.

Наборные иконы Златоустовской школы создавались в период с конца ХVIII века по 1860-е годы. Уникальность наборных икон заключается в объемной композиции и своеобразной технике исполнения:основа композиции – горный пейзаж или пещера исполнялись (набирались) из полудрагоценных камней, минералов и драгоценных металлов закрепленных на мастике к дощатой основе ящика. На переднем плане – фигуры людей и антураж выполненны из папье-маше и расписанны в технике акварельной живописи. На заднем плане – живописный фон на бумаге или по левкасу. Таким образом наборные иконы имеют трехмерное пространство, в отличии от традиционных икон написанных на досках.

В августе 1918 г. храм Горного института был закрыт. В помещении бывшей церкви вначале был оборудован кинозал, затем спортзал, в результате чего полностью утрачен интерьер, уничтожен барельеф фасада по 21 линии. Сохранились лишь потолочная розетка люстры и остатки профилей панелей стен.

В 1996 г. Санкт-Петербургский государственный Горный институт включен в свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. В 1998 г. начался поиск архивных документов по церкви Горного института и через два года начались работы над проектом воссоздания церкви. 30 марта 2001 г. по инициативе ректора и поддержке Ученого Совета Горного института было принято решение о воссоздании домовой церкви преподобного Макария Египетского Горного института.

В церковь есть отдельный вход с 21 линии. Посетить можно по предварительной записи.

счетчик посещений