Вокзальная улица пролегает от Ленинградского шоссе до Вокзальной площади и Железнодорожной улицы. К улице примыкают Треугольный сквер и Сад Скульптуры.
Исторически это была главная улица района Репола (Лисья коса, repo (фин)-лиса) и называлась Repolankatu. После передачи Выборга в 1944 году в состав Ленинградской области она некоторое время именовалась Красной, но вскоре за ней закрепилось современное название.
В послевоенное время на пересечении Вокзальной улицы и Ленинградского проспекта разбит сквер, называемый после установки в 1988 году гранитных статуй Садом Скульптуры.
Сад Скульптур
С 2006 года перекрёсток Вокзальной и Железнодорожной улицы на Вокзальной площади отмечает «Памятный знак городу Выборгу» работы скульптора В. П. Димова. Памятник представляет собой букву W на части земного шара. Буква увенчана крепостной короной, на которой написано название города на русском, шведском и финском языках: Выборг, Wiborg, Viipuri.
За знаком W перспектива Вокзальной улицы к началу. В перспективе Вокзальная улица упирается в здание акционерного общества ОТСО (1903 арх. Шульман)
А поблизости, в Треугольном сквере, с 2015 года находится одна из статуй медведей с фасада разрушенного в военное время вокзального здания.
Дом 4
Дом купца Воробьёва
Дом купца Воробьёва — жилое здание с коммерческими помещениями в Выборге, занимающий треугольный участок между улицами Вокзальной, Димитрова и Ростовской.
В связи со строительством в 1867—1870 годах Финляндской железной дороги Выборг стал железнодорожной станцией. В начале XX века вокруг станции развернулось каменное строительство: первоначальная деревянная застройка уступала место новым домам, в районе ж/д вокзала активно строились гостиницы. В тот период одним из самых успешных купцов и известных благотворителей в русской общине Выборга был Ф. П. Воробьёв. Им был приобретён треугольный участок для строительства гостиницы неподалёку от Выборгского вокзала. Проект гостиничного здания выполнен выборгским архитектором К. А. Шульманом
|
Архитекторы Аллан Шульман, Вяйнё Кейнянен
Год постройки: 1904
Стиль: первоначально северный модерн, затем функционализм |
|
Построенное в 1904 году трёхэтажное здание с мансардным этажом первоначально отличалось богатым декором фасада в стиле северный модерн с разнообразными по форме окнами, многочисленными эркерами с выразительными остроконечными крышами, а также небольшими угловыми башенками со шпилями, две из которых возвышались над главным спрямлённым угловым фасадом, обращённым к Треугольному скверу.
Основные помещения дома Воробьёва занимала гостиница «Рауха» (фин. Rauha «мир, покой») на 28 номеров разной ценовой категории. На первом этаже размещались магазины и другие предприятия коммерческого назначения, а на втором — ресторан с открытой верандой на обширном угловом балконе.
В 1939 году для расширения площади гостиницы здание было полностью перестроено по проекту главного городского архитектора В. Кейнянена, выполненному ещё в 1928 году. В ходе надстройки дома архитектор обратился к приёмам функционализма, известным лозунгом которого было изречение Б. Таута: «Что хорошо функционирует, то хорошо и выглядит». На практике это привело к утрате обильных романтических украшений фасада и интерьеров. По мнению исследователей, упрощение силуэта лишило здание своеобразия: прямые линии гладко оштукатуренного белого фасада с широкими окнами типичны для архитектуры финского функционализма 1920-х — 1930-х годов. К услугам постояльцев предлагались 35 номеров обновлённой гостиницы «Рауха», а также меблированные комнаты «Иматра».
В качестве гостиницы здание использовалось вплоть до окончания советско-финской войны (1941—1944): повреждения военного времени были устранены. Позднее дом был передан железнодорожному ведомству под размещение ведомственных учреждений здравоохранения и жилья железнодорожников. С 1962 года, после переезда ведомственной больницы и поликлиники во вновь построенное здание на Ленинградском шоссе, бывший дом Воробьёва стал жилым, но железнодорожная аптека размещалась в угловом помещении вплоть до начала XXI века. Большую часть помещений первого этажа занимают магазины и предприятия общественного питания.
Дом 7
Дом Лаллукки (фин. Lallukan talo)
|
Архитектор Аллан Шульман
Год постройки: 1906
Стиль: Северный модерн - национальный романтизм |
|
Дом Лаллукки (фин. Lallukan talo) — бывшее здание фирмы «Хякли, Лаллукка и К°» в Выборге, построенное в 1906 году по проекту архитектора Аллана Шульмана (1863—1937) в стиле национального романтизма. Живший в Выборге с 1891 года коммерции советник Юхо Лаллукка был основателем крупной торговой компании, с семьёй занимал квартиру на втором этаже.
Для облицовки северного и западного фасадов здания архитектор Аллан Шульман использовал тёмно-красный гранит. Грубооколотые плитки на фасаде гармонировали с мостовой, уложенной брусчаткой. Угол дома отмечен высокими остроконечными фронтонами и стрельчатыми арками, удачно сочетающимися с асимметрично расположенными на главном фасаде балконами и эркерами, а также окнами, разнообразными по форме: полуциркулярными, прямоугольными, стрельчатыми, щелевидными и круглыми. Другим украшением фасада стали орнаменты и скульптуры в виде женских фигур Эмиля Халонена. Фасад просматривается в перспективе улицы Ушакова со стороны главной городской площади, и здание имеет важное градообразующее значение. На соседнем участке по проекту того же архитектора был построен дом купца Воробьёва.
В ходе военных действий здание сгорело, все интерьеры и скульптурные украшения были утрачены. Ремонтные работы к 1952 году вернули городу жилые помещения, однако многие декоративные элементы не были восстановлены; в частности, сильно пострадавшие рисунки на наличниках окон были замазаны бетоном. Из шести парных скульптур, украшавших главный вход в здание и пилоны ограды, три стали музейными экспонатами: две — в фондах Выборгского замка, а одна (статуя «Крестьянка») находилась в музее-заповеднике парк Монрепо, до тех пор пока в 2018 году не была возвращена в дом Лаллукки. Некоторое время одна из скульптур украшала придомовой сквер. Искажение внешнего облика здания дополнила замена гранитной мостовой асфальтовым покрытием.
Снимки деталей фасада дома Лаллуки
Вид на дома 7 и 9 |
|
Дом на углу ул. Димитрова и Ростовской ул.
C Вокзальной улицы хорошо виден один из домов архитектора Пааво Уотила. Этот дом занимает угол ул. Димитрова и Ростовской ул.
Дом 9
Здание компании «Тапиола»
Здание компании «Тапиола» — жилой многоквартирный дом с коммерческими помещениями на Вокзальной улице.
|
Архитектор Пааво Уотила
Год постройки: 1913-1914
Стиль: национальный романтизм, сталинская архитектура и эклектика |
B 1913 году к проектированию был привлечён главный архитектор Выборга Пааво Уотила. Из двух его проектов заказчики выбрали вариант с более строгим оформлением фасада, приняв решение об уменьшении размеров здания, занявшего в итоге только половину участка. Так к 1914 году завершилось строительство шестиэтажного доходного дома, в котором разместились гостиница (гостевой дом) «Suomi» с рестораном, магазины, банк и другие коммерческие организации, а также квартиры.
Оштукатуренные симметричные фасады, получившие оформление в духе эклектики с применением элементов северного модерна (национального романтизма), расчленены полукруглыми эркерами: западный на три части, а южный на две. Цокольный этаж облицован серым гранитом.
В период советско-финских войн (1939—1944) здание лишилось крыши и пустовало до начала 1950-х годов.
К 1953 году была проведена реконструкция: первый этаж заняли магазины, а помещения верхних этажей отводились под жильё. Одновременно с перепланировкой было подвергнуто изменениям оформление верхнего этажа, до войны представлявшего собой мансарду, покрытую по фасаду кровельным железом. Эркеры, ранее заканчивавшиеся на шестом этаже, были укорочены и подведены под нависающий над пятым этажом карниз; мощным карнизом в сталинском стиле завершается и верхний этаж. О дате послевоенного ремонта свидетельствует надпись, нанесённая на треугольный торцевой фронтон со стороны улицы Маяковского — «1953».
Дом 13
Здание Выборгского финского сберегательного банка — шестиэтажный жилой дом с коммерческими помещениями в Выборге занимает угловой участок на пересечении Вокзальной и Пограничной улицы.
|
Архитектор Ялмари Ланкинен
Год постройки: 1927-1929
Стиль: Североевропейский неоклассицизм |
Одним из первых банков, осуществлявших обслуживание на финском языке, в отличие от более старых , в которых господствующее положение занимал шведский язык, стал Выборгский финский сберегательный банк (фин. Viipurin Suomalainen Säästöpankki), основанный в 1902 году. Им и был приобретён угловой участок для строительства собственного здания на оживлённом месте у Треугольного сквера в районе Вокзальной площади.
Дом имеет сложную в плане форму и объёмы разной этажности: пяти- и шестиэтажный. Более высокая часть обращена к Вокзальной площади, а пятиэтажное крыло вытянуто вдоль второстепенной Пограничной улицы. Чёткий ритм узких вертикально вытянутых окон на лаконично оформленном гладко оштукатуренном фасаде придаёт зданию устремлённость ввысь, а разновысотность постройки усиливает это впечатление. Входные зоны на первом этаже декорированы стилизованным рустом и крестом, а помещения перед входом в парадные имеют кессонированный потолок. Пол украшен характерным для творчества Ланкинена орнаментом. На уровне второго этажа все окна украшены широким профилированным наличником, а между вторым и третьим этажами на обоих фасадах расположилась междуэтажная тяга с изображением прямоугольного меандра. По периметру фасадов расположен междуэтажный карниз сильного выноса, украшенный круглыми вогнутыми медальонами. Аналогичный кессонированный карниз венчает здание. В подвальное помещение и в замкнутый внутренний двор ведут две въездные арки.
|
|
Важная для обзора угловая часть расположена на стыке четырёх улиц: Вокзальной, Пограничной, Димитрова и Треугольного переулка. Она представляет собой полукруглое углубление с кессонами квадратной и круглой формы на уровне третьего-шестого этажей. Привлекательный угловой декор был призван повысить статус банка в глазах потенциальных вкладчиков и заёмщиков. Лепные изображения в кессонах включают следующие символы (сверху вниз):
1 - исторический герб Карелии (в период строительства дома он был гербом Выборгской губернии);
2 - замок с венком (символ надёжности банковских вкладов, крепости и сохранности);
3 - корабль (символ морской торговли);
4 - кадуцей (жезл Меркурия, многозначный символ торговли, богатства и достижения цели);
5 - стилизованный герб Выборга периода строительства дома (Выборгский замок и литера W);
6 - два соединённых рога изобилия (означают благополучие, могущество и щедрость);
7 - даты строительства — 1927 и 1929
8 - восьмой кессон в настоящее время пустует, что в нём было ранее — не вполне ясно (он мог содержать наименование банка).
В банковское отделение посетители попадали через вход со стороны Вокзальной улицы (под операционный зал отводилась особая пристройка). Значительную часть помещений второго этажа занимали подразделения городского архитектурно-строительного управления. В числе других учреждений и организаций — Выборгское сельскохозяйственное управление, а также консульства Великобритании и Перу.
В первые дни Советско-финляндской войны (1939—1940) здание получило повреждения, и было отремонтировано после того как 1940 году Выборг перешёл в состав СССР. Когда в ходе Великой Отечественной войны город заняли финские войска, дом с 1941 года снова перешёл к прежним владельцам, которые привлекли архитектора Ланкинена для проведения реконструкции. В 1944 году в результате Выборгской операции в Выборг снова вошли советские войска, и деятельность Выборгского финского сберегательного банка в городе прекратилась (в 1948 году он присоединился к сбербанку Котки).
В послевоенное время здание перешло в ведение железнодорожного ведомства (Октябрьской железной дороги). Несмотря на проведённые перепланировки, как и прежде, на верхних этажах размещаются квартиры, а на нижнем расположены организации и учреждения (часть банковских помещений с операционным залом занимает многофункциональный центр «Мои документы»). В целом сохранился и внешний облик фасада, несмотря на утрату ряда деталей, таких, как белые шаровидные светильники, находившиеся над витринными окнами первого этажа. В 2024 году проведены ремонтные работы на фасаде с восстановлением большей части углового декора.
Дом 15
|
Архитектор
Год постройки: 1957-1959
Стиль: Сталинская архитектура |
В ходе послевоенного восстановления города в 1950-х годах был осуществлён план реконструкции Вокзальной площади, основными элементами которого стали сформировавшие её новый архитектурный облик монументальные сталинские здания: железнодорожный вокзал с пышным декором в стиле триумф и возведённый напротив жилой дом с фасадом, получившим более строгое оформление в духе неоклассицизма.
Строительство пятиэтажного углового дома на 60 квартир на месте разобранных остатков сооружений бывшей гостиницы осуществлялось в период с 1957 по 1959 год. Фасад в виде увенчанного треугольным фронтоном классического портика с пилястрами на уровне последних трёх этажей, гармонирующего с колоннадой вокзала, занял важное место в архитектурном ансамбле площади.
В соответствии с правилами нумерации домов послевоенного времени угловой дом, занявший два участка - 9 по Железнодорожной улице и 15 по Вокзальной улице, получил номер 9/15. Верхние этажи отведены под жильё, а на нижнем разместились магазины, предприятия общественного питания и другие организации. Назначение помещений обусловлено расположением вблизи от вокзала: на протяжении длительного времени их занимали управление Выборгской таможни и валютный магазин «Берёзка» (позже их сменили отделение банка и ресторан соответственно).
|