Литература:
К концу XVIII века город расширил свои границы и земли когда-то пригородной Юсуповской усадьбы уже входили в черту Петербурга. (Современный адрес: Фонтанка, 115)
В 1790-х годах Николай Борисович Юсупов заключил договор с самым модным тогда в Санкт-Петербурге, любимым архитектором императрицы Джакомо Кваренги. Обширный участок с садом и деревянным строением, возведенным еще в 1724 году, находился на самом берегу Фонтанки. Позднее, в середине ХVIII века на месте деревянного дома вырос каменный, решенный в пышных формах барокко. Главный его фасад был обращен к реке.
Весь участок, вытянутый вдоль Фонтанки, уходил далеко вглубь, представляя собой в плане прямоугольник. За домом был разбит ухоженный регулярный сад с партерами, подстриженными деревьями, кустарником, газонами, цветниками. В саду были фигурные пруды и каналы.
В 1790-х годах архитектор Дж. Кваренги полностью перестроил и расширил дом, создав архитектурную композицию, объединенную совершенством художественного замысла.
При коренной перестройке дворца Кваренги проявил виртуозное владение стилем классицизма. По красной линии набережной, вместо бывшей здесь ограды, архитектор возвел два жилых двухэтажных флигеля, разделенных аркой ворот. Эти флигели не имели оконных проемов с набережной Фонтанки, поэтому производят впечатление глухой ограды. (Сейчас замысел Кваренги изменен - окна на Фонтанку существуют см. фото).
Окна обращены и внутрь участка. В проеме ворот виден Главный фасад Дворца, выходящий на парадный дворик, имеющий форму полукруга. Дворик образован стенами служебных зданий, возведенных по радиусу к главному дому и начинающихся от флигелей. Оконные проемы служебных зданий выведены на сторону, противоположному парадному дворику. Так, Кваренги, расположив искусно служебные помещения, скрыл непараллельность главного дома линии набережной.
Кваренги сохранил стены прежнего хозяйского дома, но полностью уничтожил детели обработки фасада. Он ввел мотив лоджий, расположенных между центральным массивом здания и боковыми ризалитами, уравновесив т.о. его монолитную высокую часть.
Вместо обширного регулярного сада Кваренги создал пейзажный. Появились насыпные горки, руинные сооружения, естественно растущие деревья и кустарники. Усадьба полностью изменила первоначальный облик и приобрела иной художественный смысл.
Сооруженная в начале XIX века чугунная ограда отделила его от Садовой улицы.
|
Противоположный парковый фасад Кваренги украсил шестиколонным ионическим портиком на высокой террасе, спускающейся в парк широкой лестницей, ведущей в дом, и являющейся одновременно и украшением фасада. Она как бы разрывает балюстраду, обрамляющую парадный бельэтаж. В итоге дворец, стоящий на берегу пруда, полностью изменил первоначальный облик, получив черты здания классицистического типа.
Здесь Николай Борисович поселился с молодой женой, Татьяной Васильевной. Свой новый дом хозяин обставил с большой роскошью. К огромному богатству Юсуповых присовокупились земли и драгоценности Татьяны Васильевны, за которой к тому же Екатерина II дала огромное приданое.
В новом Дворце разместилась картинная галерея, собранная Н. Б. Юсуповым за границей, скульптура и обширная библиотека. Здесь же находились коллекции драгоценных камней и камей, которыми увлекалась его жена. Дворец с ухоженным садом стал приютом муз. Его посещали Г. Р. Державин, П. А. Вяземский и другие писатели и поэты. В гостях у Юсуповых бывали члены царской фамилии и интереснейшие люди того времени.
В 1810 году Николай Борисович продал весь участок железнодорожному ведомству, а сам переехал в Москву.
В 1810 году во дворце Юсуповых разместился только что созданный Институт инженеров путей сообщений императора Александра I. Это повлекло за собой перепланировку ряда помещений, изменение оформления интерьеров. Спустя пятнадцать лет здание было предоставлено Министерству путей сообщения, которое оно занимало до 1918 года. Сейчас дворец используется Петербургским университетом путей сообщения.