Источник информации:

  1. Сайт Сортавала
  2. Официальный сайт Рускеала

Рускеала - Сортавала.

Экскурсия от фирмы Прогулки по Петербургу

Мраморный карьер Рускеала

Рускеала - небольшое финское поселение, где в 1765 г. были открыты месторождения мрамора. Этот бело-серый камень с оттенками от светло-серого до зеленоватого нашли в поросшем хвойным лесом холме совсем недалеко от живописных Рускеальских водопадов. Вскоре началась промышленная добыча мрамора. Рускеальский серый мрамор широко использовался при строительстве Исаакиевского и Казанского соборов, Мраморного, Таврического и Зимнего дворцов Санкт — Петербурга. Мраморный карьер действовал до 1939 г. Разработки мрамора продолжались в этом районе до недавнего времени, т.к., по словам экскурсовода, в отделке вестибюлей станций метро Ладожской и Приморской присутствует рускеальский мрамор.

Стены старого карьера пронизаны целой системой подземных выработок — штолен и штреков, соединенных вертикальными шахтами. Большая часть выработок после Великой Отечественной войны оказалась затопленной; откачать воду не представляется возможным. Общая протяженность горных выработок составляет несколько километров. Сохранилось здание заводоуправления, сложенное из небольших мраморных блоков, и часть печей для обжига извести. Их осмотр, к сожалению, в экскурсию не входил, а свободного времени было недостаточно, чтобы осмотреть их самостоятельно.

А с 2005 года эта территория объявлена объектом культурного наследия и памятником истории. Протяжённость карьера с севера на юг составляет 460 метров, ширина — до 100 метров. Расстояние от самой верхней точки борта карьера до его дна — свыше 50 метров. Прозрачность воды достигает 15-18 метров. Мраморное озеро привлекает огромное количество туристов красотой отвесных мраморных берегов, уходящих в изумрудную прозрачную воду, возможностью проплыть на лодке сквозь мраморные гроты, любуясь удивительным разнообразием оттенков мрамора, или спуститься в шахту и пройти тем путем, которым когда-то вывозили мрамор на строительство храмов и дворцов.

На этом снимке видны направляющие, по которым можно прокатиться как вдоль карьера, так и поперек. Очень завлекательно, желающих много, а у нас мало времени. На последующих снимках хорошо виден один из счастливчиков.

Здесь огорожен участок акватории, куда нельзя приближаться, т.к. от нависающих пород могут отделиться их части. Но как красиво!

Ближайший ко входу карьер, где до недавнего времени осуществлялась добыча мрамора.

Шахты

Шахта очень глубокая. Решетка не дает подойти ближе, т.к. это очень опасно. Ниже рельсы и приспособление для транспортировки породы.

Итальянский карьер

Итальянским карьер называется потому, что начали его разрабатывать итальянцы в надежде получить дешевый и качественный мрамор. Но их надежды не оправдались, они покинули карьер, а название закрепилось.

Утес Екатерины

С противоположной стороны карьера вид не столь эффектный, но тоже красиво

Знаменитости, которые посещали эти места.

Летом 1804 года Рускеала посетил академик В.М. Севергин. Он составил описание Рускеальских каменоломен, которое опубликовал в своей книге "Обозрение Российской Финляндии или Минералогические и другие примечания, учиненные во время путешествия по оной в 1804 году". 20 апреля 1818 года император Николай I издал указ о начале добычи мрамора в Рускеала для строительства нового, четвертого по счету, Исаакиевского собора, по проекту архитектора О.Монферрана.

С этим строительством связано второе "рождение" мраморных разработок в Рускеала. Главный архитектор Исаакиевского собора Огюст Монферран дважды приезжал в Рускеала – в 1820 и 1821 годах, лично наблюдая за выломкой мрамора на Белой горе. К этому времени Рускеальские ломки были заброшены и находились без присмотра. Пришлось их расчищать и приводить в надлежащее состояние. Из рускеальских каменоломен "выросли" в конце XVIII-перв. пол. XIX вв. Чесменский обелиск и Орловские ворота Царского Села, колонны Гатчинского дворца и памятник " Румянцева победам" на набережной Невы, столбы ограды и "Римские фонтаны" Петергофа. Здесь трудами местных мастеровых были выломаны плиты для облицовки зданий и залов Зимнего и Мраморного дворцов, Михайловского замка, Казанского собора.

В 1760-х годах известный мрамор Рускеала послужил материалом для создания самых роскошных и значимых дворцов Санкт-Петербурга. Рускеальский мрамор был очень оценен известными архитекторами. Монферран и Ринальди использовали его как украшение для своих зданий. Подземная кладовая используется и в наше время, не так широко как раньше, но мраморный щебень современная техника вывозит регулярно.


Водопады Тохманйоки

То, что мы видели - скорее пороги, нежели водопады. Но все равно интересно.

Вокруг водопада тропинка для туристов, с которой удобно фотографировать. Вдоль нее много замечательных деревянных зверей и мифических существ.

А ведет к ним оригинальный мостик

И уж никак не пройти мимо удивительных стульев со зверьками и птичками. Обязательно надо посидеть и сфотографироваться!


Сортавала

К моему большому сожалению, экскурсия по Сортавала оказалась скомканной, т.к. мы очень боялись не успеть до закрытия метро, тем более, что наблюдали недавно перевернувшийся грузовик. Обидно, что на предложения гида осмотреть деревянную ратушу, кот. была примерно в 30 м. от нашего прямого пути, желающих кроме меня не нашлось. А я рассчитывала получше рассмотреть именно деревянные памятника архитектуры. Мы только издалека и из окна автобуса созерцали и "улицу деревянных домов", и ратушу, и дачу Винтера, где сейчас музей Северного Приладожья. Мы задержались только у собора св. Николая, у памятника рунопевцу, около банка и дома Кронида Гоголева, недалеко от которого находится кирха, которую я успела обежать.

Памятник рунопевцу.
Расположен в историческом центре в сквере на площади Вяйнямёйнена. Памятник посвящён карельским рунопевцам, образ рунопевца является собирательным. В литературе также упоминается как памятник рунопевцу Петри (Педри) Шемейкке (1819—1916), жившему в Суйстамо. Идея установить памятник в городе появилась по предложению скульптора Алпо Сайло в 1916 году, через год, после кончины Петри Шемейкки… Сайло ещё в 1908 году лично встречался с Петри Шемейккой, фотографировал его и рисовал портреты рунопевца, который к тому времени уже сильно постарел и ослеп. Лишь в 1927 году Элиэль Вартайнен (фин. Eliel Wartiainen) написал Сайло, что финансирование на памятник найдено, хотя скульптор ещё не назван. Элиэль Вартайнен предложил Алпо Сайло и тот в итоге получил заказ. Памятник был установлен в 20 июня 1935 году к столетию первого издания «Калевалы». Планировка сквера была выполнена архитектором Уно Вернером Уллбергом.


Здание Банка Финляндии
Построено Уно Вернером Уллбергом в 1915 году. Сейчас - банк России.


Дом Кронида Гоголева
Кронид Гоголев — автор многочисленных живописных полотен, деревянных скульптур, но наибольшие признание и известность принесли ему работы, выполненные рельефной резьбой по дереву. Как правило, резная композиция выполнялась художником на специально подготовленном липовом щите, в монолитной технике — без применения клееных деталей. Большую работу художник проводил с оттенками дерева, в частности, добиваясь необходимого впечатления для произведений, посвящённых зимнему времени. Работы Гоголева посвящены русскому северу, русской северной природе, народному быту. Помимо сказочных сюжетов в творчестве художника можно найти работы, посвящённые Сортавале, Петрозаводску, Валааму, нашли отражения и библейские сюжеты (работа — «Тайная Вечеря»).

Сейчас это выставочный центр Кронида Гоголева, где помимо постоянной экспозиции знаменитого резчика, проводятся тематические и авторские выставки.


Лютеранская кирха


Никольская церковь

Никольская церковь. Памятник Алексию II

Никольская церковь

Никольская церковь. Интерьер


Библейский дом


В городе имеется чудесный парк, который сосредоточен вокруг горы Kukavuori. В программу экскурсии входило посещение этого парка, чтобы оценить вид на город и окрестности с самой высокой точки этой горы.

Вход в парк

Вид на город и Ладожское озеро с горы Kukavuori

счетчик посещений