Литература:

  1. Вся Андалусия. Коллекция вся испания. Escudo de Oro

Кордова

5 день, 9 июля
В Кордове нам удалось побыть всего полдня (в соответствии с программой тура). Успели пройти по набережной мимо мельничного колеса, осмотреть мечеть изнутри и частично (т.к. она очень большая, долго обходить) снаружи. Прошли по улицам самой старой части города - Еврейского квартала (Juderia), по улице вдоль одной из наружных стен мечети, в перспективе которой памятник римскому философу Сенеке. Это дань первооснователям Кордовы древним римлянам. Я думаю, что на фундаменте именно древнеримского сооружения (я нигде пока не нашла подтверждения этому предположению) возник вестготский храм, на фундаменте которого и была построена мусульманская мечеть после завоевания арабами этих территорий (а это можно прочитать в Л1). C этой части набережной очень хорошо виден мост, называемый Римский мост – один из символов города. Вдали - сооружение, также возведенное древними римлянами, сейчас реставрируется. Несущие опоры моста построили еще римляне в I в. до н. э. по личному указанию Юлия Цезаря. По его длине прекрасно видно, насколько шире раньше была река. Гвадалквивиру наших дней 16 пролетов совершенно не нужны – он давно и сильно обмелел, «разобранный» крестьянами на полив виноградников выше по течению. Даже мельничное колесо теперь висит высоко над водой.


Juderia - еврейский квартал.

Узкие улочки, украшенные цветами, очень красивые дворики, миниатюрные, уютные площади.

Сохранилась синагога с изысканной декоративной лепкой, построенная в 1315 г. в стиле мудехар. Это одна из трех сохранившихся средневековых синагог Испании: две другие находятся в Толедо. После изгнания евреев из Кордовы она использовалась как больница.


Кордова была столицей могущественного халифата аль-Андалус, занимавшего почти весь Пиренейский полуостров, крупнейшим городом и важнейшим культурно-интеллектуальным центром мира (в его известных в то время пределах), давшим западной цивилизации таких мыслителей, как Маймонидес, Аверроэс и Ибн-Хазм.. На пике расцвета в исламской Кордове проживало около 0.5 млн. человек, причем отношение к иноверцам было достаточно лояльным. Ни один город Западной Европы не мог сравниться с величественной и блистательной Кордовой в степени развития образования, культуры и уровне жизни горожан. В XI в. из-за внутренних распрей халифат распался на отдельные провинции, и Кордова потеряла былую значимость. А после взятия города войсками Фернандо III Cвятого в 1236 г. и вовсе пришла в упадок. Арабское культурное наследие, научные труды, работы по медицине, бесценные произведения искусства безжалостно уничтожались. Город временно стал столицей королей-католиков. Именно здесь Изабелла Кастильская приняла решение поддержать рискованное начинание Христофора Колумба.

Искусство арабских халифатов в Европе нашло свое высшее выражение в Кордовской Мечети. Ее основание восходит к VIII в. Мечеть построили 12 веков назад, но затем неоднократно расширяли, в результате чего она стала одной из крупнейших в мире – 175х128 м или 2,2 Га. Мечеть (Мескита) была так грандиозна, что христиане, отвоевавшие город у мавров, вопреки сложившейся традиции не решились ее разрушить. В ее молитвенном зале насчитывалось более 1000 колонн, от кот. осталось 850 после переоборудования мечети в католический храм. Колонны соединены двухъярусными арками из красно-белых полос, а в некоторых случаях - многолопастными арками, сооруженными в 961 - 966 гг. В это же время был построен михраб (молитвенная ниша) и его аванзал - восьмиугольное в плане помещение, перекрытое великолепным куполом, с элегантными арками и ценнейшими мозаиками (принесенными в дар византийским императором Константином VII.

В 1236 г. Мескита была освящена как католический храм. Ее освятили как собор Вознесения Богоматери, и богатые семьи стали строить вдоль стен мечети свои капеллы. Это не изменило облика Мескиты. А в XVI в. внутри мечети соорудили церковь. Строительство началось, в 1523 г. и продлилось до 1776 г., когда были установлены сидения хоров и пюпитры.

В этом "храме в храме" поразительным образом сочетаются две разные культуры и сосуществуют разные архитектурные стили: ренессанс с отголосками готики, платереско, эрререско, барокко. По периметру мечети - большое число католических капелл, а между михрабом и хорами расп. Королевская капелла. В мусульманской части храма можно видеть полотна замечательных мастеров, таких как Вальдес Леаль, Педро де Кордова, Алонсо Кано. Здесь также есть дворик Апельсиновых деревьев - бывший сахн, или двор для омовений и 83-метровая башня-колокольня, бывший минарет.


На улицах, там, где земля отчаянно сопротивляется асфальту, можно увидеть то, что, конечно поражает нас, петербуржцев - алоэ и кактусы, растущие прямо в земле.


Из Кордовы мы направляемся в Мадрид.

счетчик посещений