Хельсинки

20 мая 2022 г.

Приехала с большим опозданием. Много ремонтируемых участков на дорогах, и на финской таможне простояли почти час по непонятным причинам. Водители только удивлялись.

Костя встречает. Уже давно на вокзале. Пошли пешком к дому. Недалеко. По дороге - церковь напротив бывшей библиотеки для слепых. Называется Diakonissalaitoksen kirkko. Адрес её Alppikatu 2.

Diakonissalaitoksen kirkko

Diakonissalaitoksen kirkko Diakonissalaitoksen kirkko

21 мая 2022 г., суббота

Очень насыщенный день. Встретились с Олей и Леной.

Оля подарила мне огромный буке роз.

Многие простояли до моего отъезда

Потом зашли в университетскую библиотеку.

Вид с террасы библиотеки на город .

Вид с террасы библиотеки на противоположную сторону улицы, где расп. библиотека.

Вид от собора на здание (что за здание? Нигде не нашла таолкового описания)

Собор

Мы оказались свидетелями акции в защиту окружающей среды. Эти защитники считают, что правительство уделяет недостаточно внимания этой самой среде. Несколько человек стояли в витрине магазина, некоторые были на улице. К ним подошли полицейские и аккуратно, можно сказать нежно отобрали у них плакаты. Всё очень почти ласково, ни с какой из сторон не было ни сопротивления друг другу, никакой агрессии в воздухе не висело. Все понимали друг друга. Зеваки (и мы в том числе) снимали и своим видом выражали согласие

Памятник Эйно Лейно

Памятник Эйно Лейно. Монумент посвящен финскому поэту-лирику Эйно Лейно, которого часто называли Эйно Печальный (1878 - 1926) — финский поэт, прозаик, драматург и переводчик, реформатор финского литературного языка. Он познакомил финнов с шедеврами мировой литературы, создав блистательные переводы на родной язык. Автор более 70 книг и первого финского перевода „Божественной комедии” Данте.

Памятник установлен в 1953 году, скульптор Лаури Леппянен. С обратной стороны памятника строчки из стихотворения Лейно „Песнь Вяйнямёйнена”.

-->

Памятник Рунебергу

Памятник Рунебергу. Посвящен талантливому финскому поэту, который писал на шведском языке стихи в национально-романтическом стиле, шведу по происхождению, Йохану Людвигу Рунебергу. Его стихотворение «Наша земля» вошло в данный цикл, вскоре стало гимном государства Финляндия.

У подножия постамента женская скульптура - покровительницa финской поэзии.

Памятник Йохану Рунебергу является работой одного из его сыновей, талантливого скульптора и архитектора Вальтера Рунеберга. Работа была окончена в 1885 году.

Потом Оля с Леной поехали по делам а мы с Костей поехали на катере на остров Vallisaari

Vallisaari

Прошли ок. 14 км (по навигатору)

После еще было желание, а значит и силы пройти пешком до дома. Шли по ул. Snellmaninkatu мимо памятника Снеллману и очень красивого правительственного здания напротив этого памятника. Это здание сословного сейма. Строительство было завершено в 1891 г. В нем проводились собрания представителей недворянских сословий. На фронтоне фасада Александр I, присутствущий на заседании парламента. Причем потом прошли неизвестным для Kости путём впритык к зданию университета и посмотрели сверху на панораму строительства - реконструкции дна залива. Вышли на мост.

22 мая 2022 г. воскресенье

С Костей ездили на острова, где расп. Suomenlinna. Это 4 острова: Iso Mustasaairi, Pikku Musta, La:nsi Musta, Susisaari, которые соединены между собой. Костя хотел обойти все возможные дорожки крепости, и нам это удалось!

Suomenlinna

23 мая 2022 г. , понедельник

Сегодня встреча с Леной!

Она устроила мне замечательную экскурсию по острову Lauttasaari! Мы обошли восточное побережье вдоль залива, потом прошли по застроенной очень красивыми современными, но невысокими, соразмерными с человеком домами части острова и залезли на самую высокую гору острова, откуда полюбовались ближайшими окрестностями и видом Хельсинки. Лена проводила меня до метро.

Lauttasaari

24 мая 2022 г. , вторник

Сегодня я путешествую одна по маршруту, кот. мне посоветовал Костя. Это ближайший к его дому парк, в кот. есть смотровая площадка и гора, с которых очень хорошо смотреть по сторонам.

Вдали вышки аттракционов Linnanma:ki

Вид на новые районы

Цветущий рододендрон рядом с деревом, которому наверняка больше 300 лет

Вид на центр Хельсинки, видны кафедральный собор Tuomiokirkko и другие церкви - MikaelAgrikolankirkko, Johanneksenkirkko.

Выйдя из парка, я пересекла Helsinginkatu по навесному мосту, с которого открывается красивый вид на эту улицу.

По пути к Kallionkirkko на пересечении Alppikatu и Kirstinkatu обнаружила церковь св.Сердца. У нас тоже есть церковь с похожим названием - церковь Св. Сердца Иисуса недалеко от ст. метро Ломоносовская.

После я пробралась к Kallionkirkko, рассмотрела и вблизи, и неподалёку. Очень церковь понравилась, настоящий северный модерн. Раньше издалека она мне казалась чересчур громоздкой, но это потому, что она расп. на довольно высокой горе. А сама от основания она стройна и пропорциональна. Я так увлеклась обзором, что забыла зайти внутрь взять буклет с описанием.

Интересные здания неподалёку от Kallonkirkko

Это управление пожарной охраны (правильное название хотелось бы уточнить).

Какой замечательный конструктивизм!

25 мая 2022 г. , среда

Вчера вечером приехала Аня. Сегодня я встречаюсь с обеими внучками! Договорились, что я подъеду к Лене, и мы вместе погуляем и поговорим. Получилось всё очень хорошо! Мы втроем прошли по западному побережью острова и залезли на Lintutorni . Опять любовались ближайшими окрестностями и видом Хельсинки уже с другой точки. Lauttasaari

После Лена отправилась домой готовиться к уроку, а мы с Аней поехали в центр, вышли в Hakaniemi, зашли по моей просьбе в Kallionkirkko, но там никаких описаний не нашли, там только рекламы предстоящих мероприятий.

Kallionkirkko

Идем по центру города, и вдруг на набережной, прямо у самой пешеходной дорожки соорудил гнездо лебедь

Прошли мимо знаменитого Дома рабочих (Paasitorni, Helsinki_may2022 Workers' House) - очень интересное здание, построенное в 1908 г.. архитектор Karl Lindahl. Вот ссылка кот. мне Аня прислала - https://en.m.wikipedia.org/wiki/Paasitorni.

Потом пошли на юг без определенной цели, и Аня предложила зайти в Ботанический сад. Это было здорово! Рододендроны ещё не все цветут, но некоторые мы увидали. Очень интересное место в плане растений, а из зданий - преполагаемый королевский дворец.

Королевский дворец

После расставания с Аней я, идя по направлению к метро (а могла бы и пешком пройти, совсем близко, да не сообразила), я сфотографировала детали ограждения моста (как он называется - нигде у себя не нашла).

Здания недалеко от метро и вид на Kallionkirkko

Скульптура по пути к дому. Называется "Рабочая" и посящена простой работящей женщине. Вместе с дочкой они отжимают бельё

Это последний снимок в этой поездке.

Завтра уже уезжать. Как не хочется, вот бы ещё побыть хоть пару дней! Но дома все распланировано.

Да и я считаю, что процесс надо завершать на пике удовольствия. А у меня получилось реализовать даже программу-максимум: повстречаться с внучками с обеими вместе и с каждой по отдельности (!), повидаться с Олей, a с Костей - провести время и на природе - на островах, и дома - по вечерам. Конечно, хотелось бы ещё и ещё... И чрезвычайно повезло с погодой: все эти дни было безукоризненно ясно, комфортная температура, около +15.

Еще хочу посмотреть:

1. Eira Punavuori.

от Западного терминала

Оставив позади уродливую техническую зону небольшого полуострова, на котором расположен терминал, оказываемся уже в более приятной и цивилизованной местности — в районах Punavuori и Eira — и идем дальше по улице Telakkakatu?. Здесь на углу с Merimiehenkatu находится крошечный сквер Telakanpuistikko со скульптурой «Подъемная сила» (Kohottava voima), изображающей мускулистого мужчину, поднимающего земной шар. Автор этой работы — известный финский скульптор Матти Хаупт (Matti Haupt) (1912-1999). Статуя была установлена в 1962 году по заказу компании Nokia (тогда она называлась Suomen kaapelitehdas), в честь ее 50-летия. Высота отлитой в бронзе скульптуры с пьедесталом составляет 4 метра

Позади статуи можно увидеть ряд домов начала XX века, расположенных на улице Per?miehenkatu в районе Punavuori. Среди них наиболее интересны жилой дом с угловой башней (1907, архитекторы J. Vainio и K.I. Sorri) и расположенный справа от него дом Бетания (Betania-talo) (1904). Последний был построен по проекту архитектора К.А. Вреде (Karl August Wrede/Wreden) (1859-1943).

Eira - Этот идиллический район застраивался в 1910-1914 гг. и по сей день сохранил черты архитектуры модерна. На улице Merikatu, немного не доходя до угла с Laivurinkatu, находится вилла Энси (Villa Ensi) (адрес: Merikatu 23). Это здание в стиле ар-нуво было построено в 1912 году по заказу промышленника Уно Стаудингера (Uno Staudinger) в качестве родильного дома. Вилла названа в честь единственной дочери Стаудингера. Автором проекта выступил выдающийся финский архитектор Селим А. Линдквист (Selim A. Lindqvist) (1867-1939), спроектировавший для Стаудингера также знаменитую виллу Йоханна (ее мы увидим чуть дальше).

У входа в здание можно увидеть две скульптуры: «Радость материнства» (?itiyden ilo) и трогательное «Расставание» (J??hyv?iset)

С левой стороны от виллы, в нише окружающей ее стены, установлена скульптура «Борец» (Taistelija), созданная в 1913 году скульптором Виктором Янссоном (Viktor Jansson) (1886-1958) (отцом Туве Янссон, знаменитой писательницы придумавшей муми-троллей) по заказу всё того же Уно Стаудингера. В начала 1930-х годов виллу преобразовали в 9-комнатный жилой дом, а в 1987 году дочь и наследница Стаудингера его продала, и с тех пор здесь располагается дом престарелых.

Обогнув виллу Энси, сворачиваем на улицу Laivurinkatu, направляясь к северу. По правую руку от нас вскоре оказывается длинный дом в стиле модерн — довольно интересный, но, судя по всему, давно не стоящий без реставрации. Это дом Маунула (Maunula), построенный в 1907 году по проекту финского архитектора Хейкки Каартинена (Heikki Kaartinen) (1872-1947), с творениями которого нам еще предстоит встретиться в ходе нашей прогулки. Известно также, что Каартинен участвовал в строительстве собора в Тампере.

Пройдем еще немного вперед по Laivurinkatu и увидим маленький «замок» со шпилем — это очаровательная вилла Йоханна (Villa Johanna), признанная одним из самых красивых домов в стиле модерн в Хельсинки (адрес: Laivurinkatu, 23-25). Построил виллу в 1906 году уже известный нам финский архитектор Селим А. Линдквист, как уже упоминалось, для семьи промышленника Уно Стаудингера. Это один из немногих отдельно стоящих частных домов для одной семьи в центре Хельсинки.

С виллой Йоханна соседствует не менее известный образец финского модерна — больница «Эйра» (Eiran Sairaala). Она находится на углу улиц Tehtaankatu и Laivurinkatu (адрес: Laivurinkatu, 27-29/ Tehtaankatu, 30). Название этой больницы затем перенял и весь соседний район Хельсинки. Здание больницы «Эйра» построено в 1905 году по проекту выдающегося финского архитектора Ларса Сонка (Lars Sonck) (1870-1956), построившего также кафедральный собор в Тампере, церковь Каллио в Хельсинки, Михайловский собор в Турку

2.

2. Ulanlinna Kaartinkaupunki

Сразу за больницей «Эйра» сворачиваем направо и шагаем по улице Tehtaankatu; это уже район Ullanlinna (Улланлинна). Вскоре по левую руку покажется здание в стиле модерн, построенное в 1904 году по проекту архитектора Пааво Бьорка (Paavo Bj?rk) (адрес: Tehtaankatu, 19).

Еще немного вперед по Техтаанкату — и перед нами с левой стороны встает громадина доходного дома Шалина (Schalinin talo) (адрес: Tehtaankatu, 9/Kapteeninkatu, 11). Дом Шалина был построен в 1902 году по проекту архитектора Уско Нюстрёма (Usko Nystr?m) (1861-1925).

Буквально напротив дома Шалина находится еще одно здание той же эпохи (адрес: Tehtaankatu, 22/Kapteeninkatu, 9), дом Kontu. Оно было построено в 1907 году по проекту архитекторов Якколы (V. Jaakkola) и Линдрооса (Hj. Lindroos).

Свернем теперь на улицу Kapteeninkatu, перетекающую в Korkeavuorenkatu, и дойдем до холма, на котором расположена большая церковь Св. Иоанна. По левую руку от нас будет собственно храм, а впереди — площадь с массой замечательных зданий. Лютеранская церковь Св. Иоанна (Johanneksenkirkko) была построена в Хельсинки по проекту шведского архитектора А.Э. Меландера (Adolf Melander) в 1888-1893 гг. Этот просторный неоготический храм вмещает 2600 человек и славится замечательной акустикой.

Помимо церкви и красивых фонарей перед ней, тут есть на что посмотреть. Во-первых, очень интересен дом по адресу Johanneksentie, 4. Построили его в 1906 году финские архитекторы Оскар Бомансон (Oscar Bomanson) и Бертель Юнг (Bertel Jung). Бертель Юнг (1872-1946), только на этот раз в сотрудничестве с другим финским зодчим, Карлом Хордом Сегерстадтом (Сегерштадтом) (Karl H?rd af Segerstadt) (1873-1931), несколькими годами ранее (в 1898 году) построил на соседней улице дом Кильмана (Kihlmanin talo) (адрес: Korkeavuorenkatu, 19)

Музей дизайна Хельсинки (Helsingin designmuseo) (адрес: Korkeavuorenkatu, 23). Музей был основан в 1873 году, но только с 1978 года занимает этот дом — бывшую школу, а точнее первую школу совместного обучения в Хельсинки. В эту школу ходила знаменитая писательница и художница Туве Янссон (Tove Jansson) (1914–2001), придумавшая муми-троллей. Эту же школу в свое время посещал ее отец, скульптор Виктор Янссон. Школу построили в неоготическом стиле по проекту архитектора Карла Густава Нюстрёма (Carl Gustaf Nystr?m) (1856–1917) в 1895 году.

От Музея дизайна идем по Kasarmikatu и скоро оказываемся на углу улицы Etel?inen Makasiinikatu, где расположена площадь Kasarmitori с большим продуктовым магазином сети S-market. Отсюда уже прекрасно просматриваются дома-красавцы, как на подбор выстроившиеся вдоль улицы Фабианинкату (Fabianinkatu). Перед нами хельсинкский район Каартинкаупунки (Kaartinkaupunki),

На углу находится замечательный дом Torilinna, построенный в 1906 году архитектурным бюро Нюберг и Лёппёнен (Nyberg & L?pp?nen) (адрес: Fabianinkatu, 13 / Etel?inen Makasiinikatu, 5).

Соседнее место с домом Torilinna занимает довольно строгая постройка с каменным фасадом — бывший Дом радио, а ныне Высший административный суд Финляндии (адрес: Fabianinkatu, 15). Здание было построено в 1901 году по проекту архитектора Вальдемара Аспелина (Waldemar Aspelin) (1854–1923).

Следом за ним — один из «хитов» финского модерна в Хельсинки: Дом врачей (лекарей) (Дом агрономов) (L??k?reiden talo/Agronomitalo) (также известен как Дом с лягушками) (адрес: Fabianinkatu, 17/Pohjoinen Makasiinikatu, 6). Дом был построен в 1901 году Элиэлем Саариненом и его компаньонами — Армасом Линдгреном и Германом Гезеллиусом (архитектурное бюро Gesellius-Lindgren-Saarinen) — и стал одним из первых проектов знаменитой троицы ф

3.

Центр. Kluuvi

Пройдя еще немного по Фабианинкату, выходим на широкий бульвар Эспланада (фактически это два параллельных бульвара: Северная (Pohjoisesplanadi) и Южная (Etel?esplanadi)). Это уже территория района Kluuvi.

Бульвар начинается от фонтана «Хавис Аманда» (Havis Amanda) — или просто Manta. Фривольный облик этой встающей из вод морской нимфы изваял в 1908 году финский скульптор Вилле Вальгрен (Ville Vallgren) (1855–1940), чем вызвал у жителей тогдашнего Хельсинки (Гельсингфорса) самые противоречивые эмоции.

В двух шагах от «Аманды», на углу Похйойсэспланади (Pohjoisesplanadi) и Унионинкату (Unioninkatu), находится большое кафе, занимающее исторический зал «Югендсали» (Jugendsali). Название зала говорит само за себя: это любопытнейший образец финского дизайна в стиле модерн (он же югенд или ар-нуво). Впрочем, само здание, если не знать о существовании в нем такого интересного помещения, ничем не намекает на скрытую за арочным порталом: на вид — совершеннейший неоклассицизм, модерном и не пахнет. Собственно, так оно и есть: этот почти петербургский особняк был построен в 1816 году по проекту шведско-финского архитектора Пера Гранстедта (Pehr Granstedt) (1764–1828) для зажиточного русского купца Егора Ушакова. Сначала это был жилой дом с конторами и хозяйственными постройками, а в 1896 году его выкупил банк Privatbanken. Тогда-то, в 1904 году, и появилась вся эта неожиданная национально-романтическая начинка: знаменитый финский архитектор Ларс Сонк (Lars Sonck) (1870-1956) осуществил реставрацию здания, устроил во внутреннем дворе банковский зал и добавил арочный вход со стороны Pohjoisesplanadi. Собственно дизайном интерьера занимался финский архитектор Вальтер Юнг (Valter Jung) (1879–1946) — брат уже знакомого нам Бертеля Юнга. Вот этот-то бывший банковский зал, оформленный в стиле финского модерна, мы сегодня и видим, только теперь здесь находится не банк, а уютный кафетерий Aschan Caf? Jugend. Все основные детали оформления дошли до наших дней, а совсем недавно была завершена реставрация, вернувшая югенд-залу прежний блеск. В 1922 году банк Privatbanken объединился с Union Bank в странах Северной Европы, и в доме продолжали размещаться банковские помещения. С 1962 года здание перешло в собственность города, было отреставрировано и стало использоваться в административных целях, а зал переименовали в «Югендсали» (Jugendsali). С 1984 по 2004 год здесь располагался городской офис туристической информации и проводились выставки, а совсем недавно было открыто кафе.

Пройдем еще немного вперед и свернем с Эспланады на уже знакомую нам улицу Фабианинкату (Fabianinkatu). Почти сразу же по левую руку от нас будет здание биржи (P?rssitalo) (адрес: Fabianinkatu, 14). Это массивное сооружение построил в 1911 году выдающийся финский архитектор Ларс Сонк, сыгравший ведущую роль в развитии финского модерна (национального романтизма). Массивный фасад здания выполнен из природного камня (светлого гранита), выражая уверенность и достоинство, как и положено финансовому учреждению.

А мы идем еще немного вперед по Фабианинкату до пересечения с торговой улицей Алексантеринкату (Aleksanterinkatu или в обиходе просто Aleksi), которая названа в честь царя Александра I (ранее она носила имя Suurkatu, ее переименовали уже после смерти монарха). Эта центральная улица Хельсинки интересна и с архитектурной точки зрения. Буквально напротив друг друга находятся дома № 13 и № 44. Под № 13, на углу с Mikonkatu, находится дом Лундквиста (Lundqvistin liiketalo), построенный в 1900 году по проекту известного финского архитектора Селима А. Линдквиста (Selim A. Lindqvist) (1867-1939). По стилю архитектуры это здание, разумеется, никто не станет относить к северному модерну, это скорее югендштиль, характерный для Центральной Европы.Сегодня здесь помещается универмаг Aleksi 13

По другую сторону Aleksanterinkatu, напротив Aleksi 13, можно увидеть здание страхового общества «Похьола» (Pohjola) (Pohjolan talo), построенное в 1901 году прославленным архитектурным трио Гезеллиус–Линдгрен–Сааринен (Gesellius-Lindgren-Saarinen) (адрес дома: Aleksanterinkatu, 44). Перед нами, пожалуй, не только самое известное сооружение на Алексантеринкату, но и чуть ли не самое популярное здание Хельсинки в стиле финского модерна.

4.

4. Katajanokka

нас первым делом встречает православный Успенский собор (архитектор А.М. Горностаев, 1868), кладка которого перекликается с краснокирпичными зданиями бывших торговых складов — ныне переделанных в рестораны — на набережной Канаваранта (Kanavaranta). Одно из них, угловое, у самого моря, было построено в 1913 году по проекту архитектора Вальдемара Аспелина (Waldemar Aspelin) (1854–1923) — того самого, который в начале XX века выстроил Высший административный суд (бывший Дом радио) на Fabianinkatu.

Практически сразу за Успенским собором начинается прекрасно сохранившийся квартал с застройкой в стиле финского модерна («национального романтизма»). В основном этот оазис югенда ограничен улицами Satamakatu, Luotsikatu, Kauppiaankatu и Kauppiaankatu. Это так называемая «старая» — западная — часть района Катаянокка, она-то и представляет особый архитектурный интерес, а вот в восточной части Катаянокки длительное время находилась военно-морская база и верфь; там жилые кварталы появились лишь в 1970-х годах.

Западная Катаянокка — совсем другое дело. Это, пожалуй, наиболее однородный и качественный район финского модерна в Хельсинки. Уже в 1903 году его описывали как «самый необычный и любопытный район финской столицы». Здесь можно встретить целые кварталы в стиле югенд, застроенные в 1901-1910 годах, — поистине уникальное место. Тут нет ни одного одинакового здания. Приятно побродить по этим улицам, среди разноцветных домов с причудливыми башенками и эркерами. Если быть достаточно внимательным, то можно заметить на дверях, под карнизами, между окнами фантастические элементы декора, навеянные образами финской природы, — стоит только приглядеться.

Обогнув Успенский собор слева, выходим на улицу Satamkatu. В доме под номером 11, на углу с Laivastokatu, находится светлый дом с эркером, построенный в 1911 году всё тем же Вальдемаром Аспелином.

На той же улице находится два интереснейших дома в стиле модерн. На углу Satamakatu, 7 и Luotsikatu, 1 красуется один из самых известных образцов финского модерна — так называемый дом Тальберга (Tallberg) (1897-1898). Эта постройка стала первой работой архитектурного бюро Gesellius-Lindgren-Saarinen. Хотя Элиэлю Сааринену на тот момент было всего 25 лет и, как и его компаньоны, он совсем недавно окончил Политехнический институт, именно он и его коллеги выиграли конкурс на этот ответственный заказ. Этот жилой дом с магазинами был построен для коммерсанта Юлиуса Тальберга (Julius Tallberg) буквально за один год.

Справа от дома Тальберга, на той же улице Satamakatu (дом № 5), также на углу с Luotsikatu, находится зеленоватый дом «Aeolus» («Эол»), первоначально тоже жилой дом с магазинами. Его построил в 1903 году архитектор Селим А. Линдквист (Selim A. Lindqvist) (1867-1939), знакомый нам по дому Лундквиста на Алексантеринкату и вилле Йоханна. На эркере дома «Aeolus» можно разглядеть изображение раздувающего щеки покровителя ветров — Эола.

Сворачиваем теперь на Луотсикату (Luotsikatu). Это не улица, а настоящий праздник модерна, так что глаза разбегаются. Уже один из первых домов по этой улице (Luotsikatu, 4, архитектор Густав Эстландер, 1906 год) привлекает внимание оригинальными купольными «бомбочками», нахлобученными поверх эркеров. Это родной дом знаменитой писательницы и художника Туве Янссон (Tove Jansson) (1914–2001), «мамы муми-троллей».

По той же стороне улицы находится дом «Oihonna» (адрес: Luotsikatu, 6), построенный в 1905 году по проекту Альберта Нюберга (Albert Nyberg).

Дальше начинаются и вовсе сказочные образцы модерна. Напротив, в доме № 5 по Луотсикату (угол с Katajanokankatu, 6) находится еще один дом «Эол» (только в отличие от своего тезки на Satamakatu, пишется он Eol) — романтическая постройка Гезеллиуса–Линдгрена–Сааринена. К тому времени, когда строилось это здание — а было это в 1903 году — финская троица уже успела выполнить целый ряд выдающихся проектов: помимо знакового дома Тальберга, были построены павильон Финляндии на Всемирной выставке в Париже, Дом врачей, а также уникальная вилла «Виттреск» и дом «Олофсборг», который мы увидим чуть дальше. Массивный, спокойный дом «Eol» отличается тем, что его нижняя часть покрыта шероховатой штукатуркой более темного цвета, чем верхняя гладкая часть. Помимо эркеров и зубчатых карнизов, стоит обратить внимание на обрамленную каменными блоками дверь со смачной металлической отделкой и двумя рельефными изображениями неведомых зверей по бокам.

На ближайшем перекрестке расположен дом «Norma» (адрес: Luotsikatu, 10/Katajanokankatu, 3), построенный архитектурным бюро von Essen Kallio & Ik?l?inen в 1904 году. Этот могучий розовато-рыжий угловой дом особенно напоминает замок. Такому впечатлению способствует, в частности, выделенное декоративными бойницами- машикулями выступающее завершение угловой части.

По другую сторону улицы Луотсикату находится дом под названием «Семафор» (Semafor) (адрес: Luotsikatu, 7). Его построил в 1903 году архитектор Бруно Фердинанд Гранхольм (Bruno Ferdinand Granholm). Некоторое время назад здание и вправду было раскрашено что твой семафор (фото можно посмотреть тут); в нынешней расцветке оно выглядит более невзрачно, но зато и меньше выделятся на фоне солидных, добропорядочных соседей.

Сворачиваем по Katajanokankatu на улицу Kauppiaankatu. Здесь можно увидеть очередной неприступный «замок» — вышеупомянутый дом «Олофсборг» («Олафсборг») (Olofsborg), построенный архитектурным бюро Gesellius-Lindgren-Saarinen в 1903 году (адрес дома: Katajanokankatu, 1/Kauppiaankatu, 7). Заказчиком и исполнителем выступила строительная компания Olofsborg. Вместе с тем название здания связано с тем, что в поисках национальной самобытности зодчие черпали вдохновение в архитектуре местных средневековых замков и, в частности, крепости Олавинлинна (или по-шведски она называется как раз Олафсборг).

Рядом с домом «Олофсборг» находится замечательный дом-«утюг» под названием «Kataja» (адрес: Kauppiaankatu, 2/Kruunuvuorenkatu, 7). Его построили в 1902 году архитекторы из бюро Usko Nystr?m, Petrelius & Penttil?. Здание напоминает плывущий корабль.

Напротив дома «Kataja» можно увидеть великолепно отреставрированный комплекс складских и конторских зданий в стиле модерн. К этому комплексу, в частности, относится белое здание Satamamakasiini 5, построенное в 1907 году по проекту неоднократно упоминавшегося архитектора Селима А. Линдквиста (адрес: Ankkurikatu, 5 / Laukkasaarenkatu, 1-15). Модерн здесь не суровый, северный, а скорее непривычно легкий, изящный. Специалисты усматривают тут отпечаток венского и даже шотландского модерна (Макинтоша). Собственно конторы архитектор разместил по торцам, в более высоких и нарядных пристройках, чем протяженная складская часть. Очень симпатичное здание и, к тому же, в прекрасном состоянии. Трудно даже догадаться, что оно создавалось под простые склады.

Завершая нашу прогулку по району Катаянокка, направляемся на запад, в сторону материка. На Kruunuvuorenkatu, 3 стоит обратить внимание на необычный дом «Panu», построенный в 1903 году по проекту Георга Васастьерна (Georg Wasastjerna) и К.В. Полона (K.V. Pol?n). Самой примечательной деталью фасада является целый выводок каменных сов, разместившихся под эркером. Отметим также своеобразный герб с промышленной и морской символикой.

Последнее историческое здание, которое мы увидели, уже покидая район Катаянокка, недалеко от Успенского собора, — построенная в 1901 году бывшая таможня и склады (Tulli- ja pakkahuone) архитектора Карла Густава Нюстрёма (Carl Gustaf Nystr?m) (1856–1917) (адрес: Satamakatu, 1/ Katajanokanlaituri, 5). Архитектор Нюстрём, известный нам, в частности, по таким постройкам, как Старый рынок и Музей дизайна Хельсинки, на этот раз соорудил внушительную каменную крепость с заостренными щипцами и увенчанными пузатыми «набалдашниками» башнями. Сегодня здание занимает ресторан «Alexandria».

5.

5. Kruununhaka

нарядный дом генерал-лейтенанта Карла Августа Стандершельда (Standertskj?ldin talo) (1885) — постройку влиятельного финского архитектора Теодора Хойера (Theodor H?ijer) (1843–1910), известного представителя неоренессансного стиля. Недавно этот «дворец» на углу Pohjoisranta и Kirkkokatu обзавелся флюгером на башне, став еще более заметным.

Чуть правее, по адресу Pohjoisranta, 10/ Rauhankatu, 1, расположен один из самых известных образцов стиля модерн (ар-нуво, югендштиль) в Хельсинки — изящный жилой дом на набережной. Дом на набережной, о котором идет речь, был построен в 1900 году знаменитыми финскими архитекторами Ларсом Сонком (Lars Sonck) и Онни Тарьянне (Тёрнквистом) (Onni Tarjanne/T?rnqvist) и напоминает величественный романтический замок, сочетающий в себе черты раннего модерна и одновременно эклектики конца XIX.

пошли по улице Meritullinkatu, которая пролегает параллельно набережной. По правую руку, в самом начале этой улицы можно заметить довольно скромное светло-желтое здание, построенное в 1908 году по проекту финского архитектора Теодора Декера (Theodor Decker) (1838–1899). Напротив него располагается малопримечательное здание середины XX века, украшенное плиточным барельефом на евангельский сюжет «Чудесный улов» работы скульптора Карла Вильхельмса (Carl Wilhelms) (1889–1953).

Чуть дальше с правой стороны будет заметно серое здание «Стадет» (St?det) (адрес: Meritullinkatu, 9), построенное в 1905 году по проекту Уско Нюстрёма (Usko Nystr?m) (1861-1925), автора знаменитого доходного дома Шалина на Техтаанкату. Кроме того этот архитектор участвовал в строительстве дома «Kataja» в районе Катаянокка. На этот раз он построил довольно необычное, угловатое здание, в архитектуре которого выделяются причудливые балконы и примитивистский декор из природного камня.

За ним, на Meritullinkatu, 15, стоит обратить внимание на, увы, несколько обветшалый желтый дом в стиле модерн — постройку 1906 года, созданную по проекту финского архитектора Густафа Эстландера (Gustaf Estlander).

Справа на углу Meritullinkatu и Maneesikatu находится дом «Элизабет» (Elisabeth) — здание с романтичными угловыми балконами, башенками и эркерами, также построенное Густафом Эстландером (1903 год; адрес: Meritullinkatu , 19). Этот спокойный, не перегруженный декором дом облицован светло-желтой штукатуркой с каменной крошкой.

Лиисанкату исключительно богата и разнообразна. Уже на перекрестке справа нас встречает дом «Каллиопохья» (Kalliopohja), расположенный по адресу Liisankatu, 9. Это зеленовато-серое шестиэтажное здание в стиле национального романтизма было построено в 1907 году по проекту архитектора Джона Вернера Лехтинена (John Verner Lehtinen). Сейчас его фасад слегка облупился, но очарования не утратил. Обширный многоквартирный дом украшает высокая угловая башня с круглым «набалдашником».

Слева к этому зданию примыкает сходный с ним по цвету дом № 11, построенный годом раньше, в 1906 году. Автор проекта — Г.В. Нюберг (G.W. Nyberg).

На другой стороне улицы, под № 12 по Liisankatu располагается замечательный дом под названием «Калерво» (Kalervo), выстроенный в 1907-1908 годах по проекту Хейкки Каартинена (Heikki Kaartinen) — того самого архитектора, который построен виденный нами в начале прогулки дом «Маунула» (Maunula) на улице Laivurinkatu.

Вернемся снова на нечетную сторону улицы. Здесь располагается суровое здание, являющееся воплощение северного модерна с его грубоватой гранитной облицовкой и непременными медвежьими головами на фасаде. Этот дом именуется Karjalaisten talo («дом карелов»). Он числится по адресу Liisankatu №17 и был построен в 1910 году по проекту уже знакомого нам архитектора Онни Тарьянне (Onni Tarjanne/T?rnqvist) — соавтора популярного дома на набережной Похйойсранта.

Напротив, по адресу Liisankatu №16, находится одно из самых необычных зданий в Хельсинки — дом Вилкмана (Wilkmanin talo). Его построил в 1904 году архитектор Вилхо Пенттиля (Vilho Penttil?) (1868–1918), автор множества домов в стиле модерн в Хельсинки. Очень любопытный жилой дом, украшенный забавными позолоченными орнаментами в виде петушков, цыплят, кошечек и вьющихся папоротников.

На следующем перекрестке с правой стороны сложно будет пропустить шестиэтажное зелёное здание архитектора Оскари Холвикиви (Oskari Holvikivi) (адрес: Liisankatu, 23/Snellmaninkatu, 16). Как и дом «Калерво», это пример позднего модерна. Этот дом тоже отличают подчеркнутые вертикали и выдающаяся башня на углу.

С этого угла хорошо просматривается здание Института физиологии, расположенного в конце улицы Snellmaninkatu (официальный адрес: Siltavuorenpenger, 20). С недавнего времени здесь располагается Институт поведенческих наук при Университете Хельсинки. Дом был построен в 1905 году по проекту архитектора Густава Нюстрёма (Carl Gustaf Nystr?m) (1856–1917),

Пройдем по Лиисанкату до конца. С правой стороны можно будет заметить дом «Pappila» (Ortodoksinen Kotikirkko) (адрес: Liisankatu, 29), построенный в 1905 году по проекту известного финского архитектора — а также банкира и сенатора — Себастьяна Грипенберга (Sebastian Gripenberg) (1850-1925). Себастьян Грипенберг был пылким «фенноманом», то есть ратовал за усиление чувства национального самосознания и подъем финского языка и культуры. Однако эта постройка с куполом и крестом напоминает нам скорее о русских церквях, и это не случайно: здесь располагается резиденция православной общины Хельсинки, небольшая часовня при православном приходе и магазин икон. Интересно, что строительство здания, спроектированного убежденным сторонником финской самобытности, осуществлялось преимущественно за счет средств генерал-губернатора Финляндии Николая Бобрикова (1839–1904), в остальном вошедшего в историю этой страны с крайне неблагоприятной стороны: как яростный русификатор, попиравший финские политические и культурные права, «проклятый Бобриков» был чрезвычайно непопулярен среди финнов.

6.

6. Kallio

Мы заканчиваем нашу прогулку по Хельсинки в районе Каллио (Kallio), куда мы попали, доехав на метро до станции Хаканиеми (Hakaniemi). Район Каллио расположен на полуострове к северу от Сенатской площади Хельсинки, примерно в 1 км от центра города. Это один из самых густонаселенных районов финской столицы, но туристы сюда забираются нечасто.

От центра Хельсинки район Каллио отделяет пролив Siltasaarensalmi с переброшенным через него историческим Длинным мостом (Pitk?silta), который служит символической границей между буржуазным центром и рабочими кварталами. Каллио (дословно «скала») — это бывшая рабочая слобода, где в XIX веке жили преимущественно заводские рабочие, сегодня же этот район имеет репутацию «богемного» и либерального места с большим количеством баров, секс-шопов и стрип-клубов. Здесь обитают художники и студенты, а также характерные типажи, известные всему миру по фильмам Аки Каурисмяки. Квартплата здесь традиционно была ниже, чем в остальном Хельсинки, однако в последнее время район становится более респектабельным, и стоимость жизни уже практически сравнялась с центральной частью города.

Поскольку наша прогулка по Хельсинки была в этот раз тематической, посвященной памятникам архитектуры финского национального романтизма (модерна, или югендштиля), то и в районе Каллио мы в основном сосредоточились именно на таких зданиях, хотя их тут, прямо скажем, совсем немного. Поэтому попутно мы посмотрим и несколько образцов архитектуры других стилей. Но на самом деле одна только церковь Каллио, ставшая нашим главным объектом в этой части Хельсинки, дорогого стоит.

Итак, доезжаем до станции Хаканиеми (Hakaniemi) (о том, как перемещаться в хельсинкском метро, читайте тут) и оказываемся на одноименной площади. Облик площади Хаканиеми формирует ансамбль довольно суровых зданий. По-настоящему интересной архитектуры тут немного. Хотя кое-что всё же имеется. Так, например, стоит обратить внимание на крытый рынок Хаканиеми (Hakaniemen kauppahalli) с огромным выбором рыбы, молочных продуктов, конфет, кофе и пряностей, овощей-фруктов, а также сувениров ручной работы (дерево, текстиль, ремесленные изделия) и даже антиквариата. Здание рынка Хаканиеми было построено в 1914 году по проекту архитектора Карла Хорда Сегерстадта (Сегерштадта) (Karl H?rd af Segerstadt) (1873-1931), знакомого нам по дому Кильмана, зданию студенческого союза Nylands Nation и изящному зданию на Kaisaniemenkatu, 8.

Этот рынок не слишком разрекламирован в туристических путеводителях, но считается аутентичным и гораздо более интересным, чем старый крытый рынок Wanha Kauppahalli. Несколько фотографий интерьера крытого рынка Хаканиеми в Хельсинкидают представление об оживленной атмосфере, которая царит там с самого раннего утра. На этом рынке можно купить разнообразные финские сувениры (в том числе изделия из дерева, традиционную одежду, красочные фигурные глазированные пряники), а также свежую выпечку, мясо (в том числе оленину), разнообразную финскую рыбу и икру. Цены на этом рынке вполне приемлемые. Так, в марта 2013 года баночка 250 г свежей икры на этом рынке стоила 12,5 евро. Здесь с удовольствием покупают продукты сами финны. Они также заглядывают сюда, чтобы подкрепиться. Например, мы наблюдали, как ранним утром на рынок Хаканиеми, почти к самому открытию, приходят местные рабочие, чтобы позавтракать и выпить горячего кофе. Можно взять на завтрак свежую булочку или блинчик с красной рыбой, настоящий деликатес! Официальный сайт рынка Хаканиеми: hakaniemenkauppahalli.fi. Часы работы: рынок Хаканиеми работает ежедневно, кроме воскресенья, с 8:00 до 18:00 (по субботам — до 16:00).

Слева от рынка Хаканиеми высятся круглые башни дома «Арена» — Arenan talo (Arena House/Arena Building) (адрес: H?meentie, 2). Дом был построен в 1924–1929 гг. по проекту легендарного финского архитектора Ларса Сонка (Lars Sonck) (1870–1956). Во время нашей сегодняшней прогулки по Хельсинки мы уже успели увидеть немало построек этого знаменитого представителя финского национального романтизма (модерна). Например, к числу творений Сонка относятся знаменитый дом на набережной Похйойсранта («жемчужина района Круунунхака»), здание больницы «Эйра», биржа на улице Фабианинкату и зал «Югендсали» («Югендзал») на Эспланаде. В то же время по-настоящему прославили этого финского зодчего другие, более крупные и монументальные постройки: церковь Каллио, церковь Михаила Агриколы и здание телефонной компании на Коркеавуоренкату (все — в Хельсинки), а также кафедральный собор в Тампере.

Церковь Каллио мы уже очень скоро увидим. Что же касается дома Arena, то это несколько суровое и холодноватое краснокирпичное здание с тремя массивными башнями построено на участке, имеющем форму треугольника, и является примером национального романтизма в архитектуре Хельсинки. Из-за трех угловых башен дом напоминает неприступный замок или крепость. Первоначально в Arenan talo находилась радиостанция Radiola — предшественник финской телерадиовещательной компании YLE. Сейчас в здании располагаются три популярных ресторана, а также театр.

По другую сторону улицы Siltasaarenkatu находится «шайба», или Круглый дом (Ympyr?talo). Это бывшее здание Национального акционерного банка, построенное в 1968 году. Авторы проекта — чета современных финских архитекторов, Хейкки Сирен (Heikki Siren) и Кайя Сирен (Kaija Siren). Недавно в здании был завершен капитальный ремонт, и теперь оно используется под офисы. К теме нашей прогулки Круглый дом, конечно, отношения не имеет, это пример современной минималистской архитектуры, но, поскольку это одна из самых известных построек в Хельсинки, это сооружение всё же стоит отметить.

Пойдем теперь по центральной улице Siltasaarenkatu, издалека открывающей нам вид на главную цель нашего путешествия по этому кварталу — фантастическую церковь Каллио. В этот сумрачный зимний день церковь возвышается в конце улицы как теряющийся в тумане призрак.

Эта кирха, известная также под названием «церковь Скала» (Kallion kirkko), построена на вершине холма и является одним из самых высоких зданий в Хельсинки (высота ее колокольни составляет 94 метра над уровнем моря). Благодаря большой высоте церковной башни, ее хорошо видно из самых разных районов Хельсинки. Во время Второй мировой войны церковная башня служила одной из вышек противовоздушной обороны. До 1970-х годов она использовалась в качестве топографического опорного пункта. В хорошую погоду с высоты этой гранитной колокольни видна Эстония. Впечатляющий силуэт церкви Каллио стал уже неотъемлемой частью пейзажа Хельсинки и позволяет ориентироваться в любой точке города.

Необычная архитектура этой внушительной «церкви-небоскреба» завораживает, кого-то даже пугает (впрочем, первоначально проект предусматривал еще более «пугающий» футуристический шпиль, который в итоге не был утвержден комиссией по строительству). Эта кирха, несомненно, является одной из самых интересных построек в Хельсинки, и даже жаль, что находится она в некотором отдалении от центра города и мало известна туристам. По мнению некоторых исследователей церковной архитектуры, кирха Каллио не обладает «миловидным обликом» и не каждому покажется эстетически привлекательной, но зато образ этой могучей церкви способен приводить в трепет, и такое религиозное свойство значительно важнее и глубже, чем просто способность радовать глаз. Впрочем, нам показалось, что и с последней задачей храм отлично справляется.

Церковь Каллио построена в 1908–1912 гг. из блоков сурового серого гранита в стиле финского национального романтизма с чертами ар-нуво по проекту упоминавшегося выше архитектора Ларса Сонка, который на тот момент был уже признанным зодчим. К тому времени Сонком были реализованы два крупных церковных проекта: кафедральный собор в Тампере и Михайловский собор в Турку. В 1906 году Ларс Сонк выиграл конкурс на проект современной церкви Каллио. Из-за масштабного характера постройки в конкурсе приняло участие множество архитекторов, однако комиссия выбрала проект Сонка.

По условиям конкурса, участники должны были разработать проект, соответствующий духу времени, то есть без оглядки на традицию. Необходимость строительства храма в этом районе Хельсинки в то время была вызвана бурным ростом города, куда прибывало много рабочих, и существовавших храмов уже стало не хватать, чтобы обеспечить их потребности.

Архитектура церкви Каллио отличается строгой симметрией и четкой артикуляцией грубоватых гранитных фасадов за счет вертикального и горизонтального членения. В декоре использованы рельефные стилизованные орнаменты. В плане церковь имеет форму латинского креста с довольно коротким и широким нефом. Храм перекрыт цилиндрическим сводом. С алтарной стороны находится полукруглая апсида (специалисты считают ее непропорционально маленькой).

Над средокрестием возвышается массивная башня-колокольня, служащая доминантой сооружения. Церковь, в свою очередь, является одной из главных доминант Хельсинки, замыкая одну из самых длинных перспектив в городе, идущую прямо с юга на север (имеется в виду улица Unioninkatu и ее продолжение, Siltasaarenkatu). В облике церкви впечатляют многие детали, даже причудливые водосточные трубы, которые извиваются, будто зеленые змеи. Как и другие постройки Ларса Сонка, здание очень индивидуально, неповторимо по архитектуре. Каждая деталь выполнена своеобразно.

Церковный зал вмещает свыше тысячи человек. А под церковью Каллио в 1990-х годах был устроен уникальный для финской церковной традиции колумбарий, так что при желании члены общины могут быть похоронены прямо тут.

Уникальность храма также и в том, что тут находится единственный в Финляндии орган в стиле барокко и орган в стиле французского романтизма. Главный орган церкви был создан в 1995 году шведской фирмой ?kerman & Lundв традициях французской романтической школы. Инструмент имеет 3 мануала и 48 регистров. Многие современные исполнители считают этот орган лучшим в Хельсинки.

Он стал первым в стране органом, построенным в стиле выдающегося французского мастера XIX века Аристида Кавайе-Колля (Aristide Cavaill?-Coll). Второй, небольшой, орган церкви Каллио создан в барочных традициях Голландии и северной Германии; он насчитывает 19 регистров и был изготовлен в 1987 году мастерами из фирмы Kangasalan Urkurakentamo. Один из этих органов (главный) нам удалось услышать.

Вообще в церкви Каллио очень хорошая акустика, и здесь часто проводятся концерты. Например, этим летом в кирхе каждый понедельник с июня по август проходят вечерние органные концерты в рамках фестиваля «Органное лето в Хельсинки». Церковь Каллио известна как центр органной музыки в Хельсинки. Здесь проходят выступления многих крупных органистов Европы. Традиционные концерты организуются в церкви каждое лето.

Убранство церкви выполнено в стиле ар-нуво (венское влияние). В противоположность суровому экстерьеру, интерьер храма светлый и просторный, с легкими золочеными деталями декора в виде роз и других орнаментов. В алтарной части находится большое распятие, а также деревянный барельеф «Придите ко Мне» (Tulkaa minun tyk?ni). Оба произведения были выполнены в 1956 году финским скульптором Ханнесом Аутере (Hannes Autere) (1888–1967) (источник фото барельефа: helsinginkirkot.fi).

Убранство церкви выполнено в стиле ар-нуво (венское влияние). В противоположность суровому экстерьеру, интерьер храма светлый и просторный, с легкими золочеными деталями декора в виде роз и других орнаментов. В алтарной части находится большое распятие, а также деревянный барельеф «Придите ко Мне» (Tulkaa minun tyk?ni). Оба произведения были выполнены в 1956 году финским скульптором Ханнесом Аутере (Hannes Autere) (1888–1967) (источник фото барельефа: helsinginkirkot.fi).

На семи немецких колоколах кирхи (они были изготовлены в 1911 году фирмой братьев Шиллингов) ежедневно в 12 и 18 часов исполняется мелодия Kellosavel Kallionkirkossa, написанная специально для этой церкви известнейшим финским композитором Яном Сибелиусом (1865–1957). Нам тоже удалось ее послушать. Сама церковь Каллио открыта в следующие часы: с понедельника по пятницу с 12:00 до 17:00, в субботу и воскресенье с 10:00 до 16:00. Посетить церковь можно бесплатно. Адрес церкви Каллио: Kallion kirkko, It?inen papinkatu, 2.

В 2012 году церковь Каллио отмечает свое 100-летие. В связи с этим юбилеем в Музее финской архитектуры на Kasarmikatu, 24 в марте-апреле прошла выставка, на которой были представлены чертежи и другие иллюстративные материалы, связанные с историей строительства этой необычной кирхи в Хельсинки. Кроме того, по случаю праздничной даты в церкви прошли специальные концерты, а в капелле была организована выставка фотографий.

Напротив церкви Каллио со стороны улицы It?inen Papinkatu находится интересный дом в стиле модерн. Это здание «Ihantola», построенное в 1905-1907 гг. архитектором О.Е. Коскиненом (O.E. Koskinen) (адрес: It?inen Papinkatu, 3). Обратите внимание на изящные балкончики и мозаичные узоры из кусочков камня

счетчик посещений