Литература:

  1. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда
    Ленинград. Стройиздат. Ленинградское отделение. 1985

Ансамбли дворцов и парков Oраниенбаума.
Павильон Катальной горки

Павильон Катальной горки

Катальная горка — одно из самых своеобразных и эффектных парковых сооружений, воздвигнутых в России в XVIII веке, входила в ансамбль Собственной дачи. До настоящего времени сохранилась его часть — каменный павильон, от которого в сторону парка шел деревянный скат для катания на специальных фигурных колясочках.

Катальная горка была построена архитектором А. Ринальди в 1762—1774 годах. Она имела свои прообразы — Катальную горку в Царском Селе, построенную Ф. Б. Растрелли по замыслу замечательного русского изобретателя, механика и конструктора К. А. Нартова, и такую же горку в дворцовом селе Покровском под Москвой.

Представление о Катальной горке в Ораниенбауме дают сохранившиеся ее изображения. Скат для катания имел сложный волнистый профиль. Скорость, которую развивали коляски на спусках ската, позволяла за счет инерции преодолевать подъемы. Параллельно катальным спускам по обеим их сторонам шли открытые каменные галереи — колоннады с плоскими крышами в виде террас, огражденных балюстрадами с вазами и статуями. Галереи прерывались в середине башнями с внутренними лестницами для подъема на террасы. Общая протяженность Катальной горки составляла 532 метра.

Павильон Катальной горки. Вид со стороны бывшего ската. Катальная горка

Из-за ветхости конструкций катание в 1801 году прекращено, а в 1858—1861 годах колоннады были разобраны и из всего сооружения уцелел только главный павильон. Постройка существующего ныне павильона Катальной горки началась в 1762 году, но работы по внутренней отделке закончились лишь в 1774 году.

Павильон — образец центрического по композиции сооружения. Центральный зал представляет собой ротонду с купольным завершением. К нему примыкают три квадратных в плане помещения, оси которых совпадают с радиусами ротонды. По трем другим осям расположены выходы из ротонды на открытые террасы.

Первый этаж здания служит как бы цоколем галереи-колоннады, опоясывающей второй этаж павильона. Колонны поддерживают открытую террасу третьего этажа. Стены центрального зала выведены выше крыши боковых помещений и образуют невысокий барабан, который завершается куполом, по форме напоминающим колокол. Наружные каменные лестницы с двойными расходящимися маршами служили для подъема на второй этаж. Сохранилась только одна из них. Ярусность композиции, ее ступенчатость, ритм одиночных и сдвоенных колонн и пилястр, ажурные балюстрады, пластическая обработка фасадных стен филенками и лепкой придают сооружению изысканность и нарядность. Скульптурная декорация фасадов дошла до нас не полностью. В XIX веке с карниза верхнего барабана были сняты резные золоченые статуи, а с купола павильона — венчавшая его статуя Терпсихоры.

В оформлении интерьеров павильона Катальной горки широко использована лепка и декоративные росписи. Овальный в плане вестибюль второго этажа и napaдная лестница соединены между собой открытым переходом. Основную роль в их декоративном убранстве играет лепка — белая на светло-зеленом фоне стен. Она выполнена искусными мастерами А. Джанни и Г. Спинелли. Лепка «под трельяжную сетку» на куполе и лепные панно на стенах отличаются тонкостью проработки, мягкостью линий и форм.

Прекрасно исполнено лепное декоративное убранство стен, падуг и плафон; западного — Охотничьего (Белого) кабинета. В композицию панно, украшающих его стены, введены охотничьи атрибуты. Декоративная отделка восточного — Фарфорового кабинета представляет собой искусное сочетание росписи и лепки. Живописная орнаментация стен продолжена низкой по рельефу лепкой, из которой в свою очередь вырастают горельефные фигурки обезьян, амуров и птиц, поддерживающих полочки для изделий из фарфора. Плафон кабинета написан С. Бароцци.

Тем же мастером расписаны стены и плафон Круглого зала — главного помещения Катальной горки. Роспись выполнена по специальному гипсовому покрытию стен в темперной технике. Стены Круглого зала покрыты изящными панно, на которых изображены подвешенные на узких лентах гирлянды, венки, музыкальные инструменты. Роспись стен почти непосредственно переходит в высокие падуги, покрытые живописными орнаментальными узорами. На средней части плафона написаи золотой трельяж, увитый зеленью и как бы открытый в небо.

Три наддверные картины — десюдепорты написаны в 1768 году художником С. Торелли на сюжеты «Нептун», «Амфитрита» и «Наяда на дельфине». Кроме росписи в отделке зала применены лепка, позолота, искусственный мрамор. Его убранство, как и Фарфорового и Охотничьего кабинетов,— прекрасный пример синтеза архитектуры и декоративных искусств, взаимно дополняющих друг друга.

Интересна техника выполнения пола Круглого зала, покрытого искусственным мрамором с нанесенным на него из того же материала орнаментом. Искусственным мрамором отделаны также полы в вестибюле и Охотничьем кабинете. Они уникальны по технике исполнения и красивы по тональности, согласованной с общей колористической гаммой убранства помещений.

Фасады и внутренняя отделка павильона Катальной горки сильно пострадали в годы войны. В период с 1951 по 1958 год были осуществлены большие реставрационные работы: расчищалась лепка, дополнялись ее утраченные фрагменты, реставрировалась роспись, обновлялись окраска стен, позолота, полы из искусственного мрамора. В Фарфоровом кабинете художник Л. А. Любимов восстановил редкий образец художественной отделки — роспись пола из искусственного мрамора, выполненную в 1767 году С. Бароцци. Реставрацию консолей иа стенах кабинета работы А. Джанни вели скульпторы В. В. Строгий и Г. Л. Щелкина. В Круглом зале художник-реставратор А. В. Трескин заново написал принадлежавшую кисти С. Торелли, но утраченную картину «Амфитрита». По сохранившимся образцам выполнялись бронзовые дверные приборы, золоченые бра. В Круглом зале и Фарфоровом кабинете орнаментальные росписи С. Бароцци восстановили художники А. Н. Виноградов, А. А. Бобылев, В. П. Окорочков. Реставрационными работами руководил архитектор М. М. Плотников. В 1959 году павильон Катальной горки был открыт для посетителей.

Внутренние помещения Катальной горки.

Павильон Катальной горки. Фрагмент фасада. Фрагменты фасада. Павильон Катальной горки. Фрагмент фасада.

счетчик посещений