Литература:

  1. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда
    Ленинград. Стройиздат. Ленинградское отделение. 1985

Ансамбли дворцов и парков Oраниенбаума.
Большой Ораниенбаумский дворец

Большой Ораниенбаумский дворец

В ансамбле дворцов и парков Ломоносова основное место занимает Большой дворец, построенный в 1710—1725 годах. Несмотря на частичные изменения, внесенные в XVIII—XIX веках, ораниенбаумский дворец следует отнести к числу немногих хорошо сохранившихся до нашего времени памятников петровского зодчества. Этим определяются его выдающееся историко-художественное значение и ценность.

Автором проекта дворца был «палатного дела мастер» Д. Фонтана, приехавший в Россию в 1703 году. Начатые Фонтана работы продолжал прибывший в Петербург в 1713 году Г. Шедель. Сохранилось описание дворца в дневнике Ф. В. Берхгольца, относящееся к 1721 году: «Дом построен на горе и из него npeвосходный вид. Он состоит из двухэтажного корпуса и двух полукруглых галерей, ведущих к двум сравнительно слишком большим круглым флигелям. В одном из них будет устроена очень красивая церковь, а другой занят большою залою. Внизу перед домом обширный сад... С высоты, на которой стоит дворец, по двум каменным террасам, устроенным одна над другою, спускаются к большому деревянному крыльцу, а с него в сад, также еще не оконченный. Сверху, из средней залы дома, виден Кроншлот, лежащий почти наискось напротив, в расстоянии водою не более пяти верст. Комнаты во дворце малы, но красивы и убраны прекрасными картинами и мебелью».

Для церкви, о которой писал Берхгольц, резной деревянный иконостас выполнялся в Москве архитектором И. П. Зарудным. В феврале 1726 года иконостас был oкончен и отправлен в Петербург. Дату освящения церкви — 1727 год — можно условно считать датой окончания строительства дворца и конечной датой первого nepиода истории ансамбля.

После ссылки Меншикова дворец был передан Канцелярии от строений, а в 1737 году — Адмиралтейской коллегии для устройства в нем морского госпиталя. Проект приспособления здания под госпиталь выполнили архитекторы М. Г. Земцов и П. М. Еропкин. К 1740 году полностью закончены основные ремонтно-строительные работы.

В 1743 году Елизавета Петровна подарила Ораниенбаум своему племяннику наследнику престола Петру Федоровичу, будущему императору Петру III. Для нового владельца дворца ряд интерьеров парадных и жилых комнат отделывал Б. Ф. Растрелли. Восточный павильон дворца, судя по дате на флюгере, увенчивающем его купол, был обновлен в 1753 году. В центральном зале павильона на резных вызолоченных кронштейнах размещалось более двухсот предметов японского и китайского фарфора. Это и послужило причиной того, что павильон стали называть Японским. К периоду между 1743 и 1753 годами относится постройка дворового флигеля позади Японского павильона, оформившего парадный двор с восточной стороны. Новый флигель имел ту же длину, что и ранее построенный западный флигель, но в полтора раза превосходил его по ширине.

Значительные изменения Растрелли внес в решение террас перед дворцом. Он перестраивались и в конце 1730-х годов, когда нижняя подпорная стена была укреплена контрфорсами. Растрелли разобрал их и заменил пилястрами, построил новую лестницу с прямым широким маршем-спуском в Нижний сад, а в оформление террас ввел декоративную скульптуру.

Начиная с 1762 года и до начала 1780-х годов работы в Большом дворце велись по проектам и под руководством А. Ринальди. Ему принадлежит последняя реконструкция дворцовых террас. В 1772—1775 годах им была сооружена великолепная дошедшая до нашего времени гранитная лестница с прямыми и закругленными маршами и полуциркульным балконом, поставленным по оси дворца. Фасады переложенных подпорных стен террас были обработаны рустованными лопатками.

Большие изменения были внесены Ринальди в архитектурно-декоративную отделку интерьеров дворца, и в первую очередь Большого зала. При этом он широко использовал орнаментальную лепку, живопись, резьбу, зеркала, ткани. В 1765-1766Б годах Ринальди частично переделал интерьер западного павильона дворца (Церковного), а позднее — зал в Японском павильоне.

Одно из последних строительных мероприятий, осуществленных Ринальди,— сломка до основания в 1778—1780 годах западного дворцового флигеля и постройка его вновь по образцу восточного. В 1792 году в Большом дворце было решено разместить Морской кадетский корпус. В связи с этим дворец лишился значительной части своего внутреннего убранства: вывезены ценная мебель, обивка стен, паркеты из цветного дерева. В конце 1796 года вступивший на престол Павел I подарил дворец своему старшему сыну Александру, будущему императору Александру I. В 1817 году архитектор Л. Руска ремонтировал дворец и террасу с площадками и лестницами. В 1818—1825 годах некоторые помещения были заново отделаны по проектам К. И. Росси и В. П. Стасова.

В 1835—1836 годах, когда дворцом владел младший брат Александра I Михаил Павлович, и позднее, в 1852—1855 годах, некоторые интерьеры были переделаны архитекторами А. И. Штакеншнейдером, Л. Л. Бонштедтом и Г. А. Боссе. В конце XIX и в начале XX веков работы по ремонту и перепланировке дворца вели архитекторы Е. А. Прейс и О. Г. Паульсен.

Неоднократные переделки и ремонты коснулись в основном внутреннего убранства дворца. Его внешний облик не претерпел существенных изменений. Дворец поставлен над краем крутого обрыва, обработанного террасами, спускающимися двумя уступами к обширному партерному саду, расположенному между дворцом и дорогой на Копорье (в советские времена пр. Юного Ленинца, с (?) года Дворцовый пр.). К дворцу от моря прорыт подъездной канал с небольшой гаванью для причала судов. По композиционным приемам — живописной постановке дворца на береговой террасе, расположению Нижнего сада и подъездного канала — резиденция Меншикова в Ораниенбауме сходна с Петергофом и Стрельной. Здание самого дворца отличается оригинальностью и своеобразием замысла.

Центральный двухэтажный корпус дворца сохраняет характерную для петровского зодчества форму кровли с переломом. Башенка над ней увенчана княжеской короной. Средняя часть фасада корпуса выделена ризалитом. Он обработан пилястрами коринфского ордера и завершается треугольным фронтоном. Значение центра подчеркнуто формой оконных проемов с полуциркульным завершением, балконом во всю ширину ризалита и лишним полуэтажом с овальными окнами, дающими верхний свет для основного парадного зала. Боковые части фасада декорированы в первом этаже рустованными лопатками, во втором — пилястрами. Окна второго этажа обрамлены фигурными наличниками с изогнутыми сандриками.

Одноэтажные дугообразные в плане галереи соединяют центральный корпус дворца с двумя павильонами — западным (Церковным) и восточным (Японским). Нарядное и сложное по композиции решение симметричных павильонов придает всему комплексу характер монументального и пышного барочного сооружения. Павильоны построены по центрической схеме. В основе их плана лежит восьмиугольник, усложненный выступами небольших одноэтажных «кабинетов». Открытые балконы над ними ограждены легкими перилами из балясин.

Фасады павильонов в первом этаже обработаны парными тосканскими колоннами, а выступы — пилястрами. Парные колонны поддерживают кубические по форме постаменты, предназначавшиеся для скульптур. Стены второго этажа прорезаны широкими полуциркульными окнами, декорированными пилястрами с коринфскими капителями. Выше карниза возведен невысокий аттик в виде парапета из тумб с фигурными балясинами между ними. Над аттиком поднимается восьмигранный купол увенчанный изящным барабаном с кровлей в форме колокола.

От павильонов к югу отходят низкие, вросшие в землю, служебные флигеля. Они расположены не перпендикулярно к линии фасада, а расходятся под неболышим углом, обрамляя обширный двор. Всю среднюю часть двора занимал пруд, впоследствии засыпанный.

Дворовые фасады одноэтажных флигелей сохраняют обработку пилястрами Большой интерес представляют здесь галереи-переходы; их открытые аркады создают на фасадах интенсивную игру света и тени. Очень эффектны арки въездных ворот, украшенные парными тосканскими колоннами на невысоких пьедесталах.

Интерьеры дворца дошли до нашего времени в значительно худшей сохранности чем его общий внешний облик. Главный вход в здание со стороны моря ведет в вестибюль, перекрытый крестовыми сводами. Два ряда столбов делят его как бы на три нефа. Позади вестибюля располагается парадная лестница. Ее марши ограждены резными перилами с балясинами в виде фигурных ваз. Балюстрада — интересный образец русской декоративной резьбы начала XVIII века. Плафон лестницы с тонкой, изящной лепкой и вензелем Петра Федоровича следует отнести ко времени работ во дворце архитектора Ринальди.

С верхней площадки лестницы через «проходные сени» можно пройти в Большой двусветный зал, расположенный над вестибюлем. Зал является основным звеном в главной анфиладе дворцовых интерьеров.

Первоначально стены зала были декорированы пилястрами, а между ними расписаны «живописной работою». Пышность и нарядность придавали интерьеру выполненные из свинца «золоченые фигуры» и вензеля, помещенные в филенках на пилястрах и на откосах окон, а также сложные штукатурные тяги, позолота и живопись на плафоне. Над полуциркульными дверями — выходами на балкон и в «проходные сени» — были помещены две резные княжеские короны, позолоченные и посеребренные. Пол зала покрывали плиты черного и белого мрамора.

Зал для аудиенций, примыкавший к Большому залу с восточной стороны, был отделан голландскими изразцами. Расписные изразцы использовались и для отделки плафона, в который было вкомпоновано девять картин в вызолоченных рамах. Изразцовая печь и шкаф с выставленным в нем фарфором занимали углы комнаты. Изразцы использовались и для убранства двух небольших помещений, располагавшихся за Аудиенц-залом.

С южной стороны к Аудиенц-залу примыкала малая анфилада из трех комнат. Первая из них, с нарядно убранным альковом, служила спальней, вторая носила название Мраморная. Ее стены, пол и камин были облицованы мрамором. Достопримечательностью третьей комнаты с окнами на юг, восток и запад являлся плафон, расписанный «золотом, серебром и разными красками».

Планировка западной половины дворца повторяла восточную. Симметрично Аудиенц-залу здесь располагалась Столовая. В отделке комнат западной половины также широко использовались изразцы, роспись, резьба, паркеты наборного дерева и т. д. Две комнаты во дворце предназначались для Петра I, который часто во время поездок в Кронштадт останавливался в Ораниенбауме.

Со времени постройки дворца в Ораниенбауме прошло около двухсот пятидесяти лет. За эти годы он неоднократно переходил к новым владельцам. Первоначальное убранство комнат постепенно утрачивалось. Очень немногое сохранилось и от более поздней отделки конца XVIII и первой половины XIX столетия.

Большой зал дворца дошел до нашего времени с лепным декором, выполненным по рисункам архитектора Г. А. Боссе в середине XIX века. Стены зала расчленены на вертикальные панно, украшенные орнаментальной лепкой и скульптурными композициями. Они выполнены Т. Дылевым по рисункам Боссе. Над двумя каминами помещены барельефные портреты Петра III, и Екатерины II, исполненные скульптором Д. Иенсеном. Боссе сохранил сооруженные еще в XVIII веке хоры для музыкантов. Они открываются в сторону зала двумя окнами-люкарнами и широким арочным проемом с изящным по рисунку металлическим ограждением.

Интересен в художественном отношении лепной плафон Охотничьего кабинета в первом этаже дворца. С исключительным мастерством вылеплены рокайльная орнаментация плафона, фигурки детей с охотничьими трофеями, юной Дианы и Актеона. По времени исполнения плафон можно отнести к середине XVIII века, когда во дворце работал Б. Ф. Растрелли. Декоративная отделка XVIII — первой половины XIX столетия сохранилась и в некоторых других помещениях дворца. Из них следует назвать Золотой кабинет с лепным позолоченным плафоном, спальню с альковом, нижний и верхний залы Японского павильона. В 1946—1950 годах были приняты меры к сохранению уцелевшей декоративной отделки. Работы по реставрации интерьеров осуществлялись Специальными научно-реставрационными производственными мастерскими под наблюдением архитектора К. Д. Халтурина. При этом была восстановлена лепка плафона и живопись в нижнем зале Японского павильона, расчищен от многослойных набелов лепной декор на падуге парадной лестницы, в Охотничьем кабинете, в Большом зале и некоторых других комнатах. В 1953—1956 годах реставрировались фасады дворца. В 1975 году архитектурная мастерская «Гипротеатра» приступила к исследовательским и проектным работам по зданию Большого дворца с учетом устройства в нем музея. Автор проекта реставрации дворца — А. М. Ефимов, террас — И. Н. Кауфман. В 1979 году начались реставрационные работы в Японском кабинете.

счетчик посещений