Литература:

  1. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда
    Ленинград. Стройиздат. Ленинградское отделение. 1985

Ансамбли дворцов и парков Oраниенбаума.
Китайский дворец

Китайский дворец

Китайский дворец — одна из жемчужин русского зодчества XVIII века. Крупнейший историк русского искусства И. Э. Грабарь справедливо охарактеризовал его как «подлинное чудо полного чудес восемнадцатого века».

Китайский дворец

Дворец расположен в глубине парка. В годы Великой Отечественной войны он находился в зоне военных действий, но лишь незначительно пострадал и сохранил свое внутреннее декоративное убранство, созданное в середине XVIII века. Название дворца связано с отделкой ряда комнат, где широко использованы декоративные мотивы и подлинные произведения китайского искусства.

Проект дворца разработал А. Ринальди. К его реализации он приступил в 1762 году. Спустя два года была начата отделка внутренних помещений дворца. В ней приняли участие опытные русские и итальянские мастера-живописцы, лепщики, позолотчики, специалисты по искусственному мрамору и другие. В 1766 году в Италии для дворца были приобретены живописные плафоны работы Д. Б. Тьеполо, Ф. Цуньо, Д. Гвараны, Г. Дицциани, Д. Б. Питони, Ф. Цукарелли, Д. Маджотто.

Увлечение искусством Китая повлекло за собой покупку для дворца многочисленных изделий китайских мастеров декоративного и прикладного искусства. Строительство дворца и его внутренняя отделка завершились в 1768 году.

Китайский дворец невелик по размерам. Анфилада парадных помещений расположена вдоль северного фасада дворца. Выступающий в центре фасада трехгранный ризалит отвечает Большому овальному залу. К основному объему здания с юга под прямым углом примыкают два симметричных крыла, включающих так называемые «малые анфилады» — западную с личными комнатами Екатерины II и восточную с комнатами ее сына Павла. Фасады Китайского дворца отличаются сдержанностью тонко прорисованного плоскостного убора. Пилястры с ионическими капителями, украшенными гирляндами цветов, полуколонны на углах ризалита, лучковые сандрики с изящным рельефным орнаментом, филенки с красиво скомпонованными в них лепными гирляндами — таково декоративное оформление фасадов в их современном виде. Низкая терраса, идущая вокруг всего здания, и партерные садики связывают дворец с парком. Террасы и цветники огорожены металлической кованой решеткой. Около нее Ринальди посадил молодые дубки. Теперь они превратились в вековые дубы-гиганты. Ровесники здания, они напоминают об историческом прошлом дворца и парка. В конце 1840-х—1850-х годов по проектам А. И. Штакеншнейдера и Л. Л. Бонштедта дворец был частично надстроен вторым этажом, к торцевым фасадам пристроены Большая и Малая передняя, а к центральной части южного фасада — застекленная галерея.

Цветники и газоны около Китайского дворца и вокруг пруда с южной его стороны украшены статуями и скульптурными группами. В основном это мраморные и бронзовые копии XVIII — первой половины XIX столетия с античных оригиналов. Таковы статуи Аполлона Бельведерского, Дианы с ланью, Венеры Медицейской, Лаокоона и др. Интересным образцом садово-парковой скульптуры первой половины XVIII века является статуя Омфалы, поставленная посреди цветника с северной стороны Китайского дворца. У западного фасада дворца помещена скульптурная группа «Три грации» — бронзовая копия XIX века с оригинала работы французского скульптора XVI века Ж. Пилона.

Скульптура вокруг Китайского дворца 11.08.2015

Скульптура вокруг Китайского пруда 07.07.2007

Скульптура вокруг Китайского пруда 07.07.2007

Эта Скульптурная группа с разных сторон

За скромными фасадами дворца скрыты помещения, отличающиеся исключительным богатством и изысканностью убранства. В решении интерьеров Ринальди показал себя блестящим декоратором с тонким вкусом и неистощимой творческой фантазией. Комнаты дворца богато украшены росписью, резьбой, позолотой, инкрустациями. Огромную роль в художественном решении интерьеров играет тонкая, прекрасно прорисованная лепка, мотивы которой идут от орнаментики рококо. Особым очарованием отличается широко принятый Ринальди растительный орнамент, выполненный в реалистической манере и близкий к формам живой природы.

Достопримечательностью дворца являются паркеты — образцы ручного художественного труда, достигшего в середине XVIII века исключительно высокого уровня Первоначально полы во дворце были исполнены из искусственного мрамора, в Стеклярусном кабинете — из смальты. В 1770-х годах их заменили наборными паркетами из красного, розового, амарантового дерева, палисандра, клена, березы, граба, тпсса и других пород. Композиционные построения паркетов согласованы с рисунками плафонов и объединены с ними сходными орнаментальными мотивами. Это способствует единству и гармоничности интерьеров.

Парадная анфилада Китайского дворца включает семь комнат: зал Муз, Голубую гостиную, Стеклярусный кабинет, Большой зал, Штукатурный кабинет, Малый и Большой китайские кабинеты.

Зал Муз, предназначавшийся для концертов, открывает парадную анфиладу. В плане он имеет форму прямоугольника со скругленными углами. Обилие света и нежная цветовая гамма росписей придают интерьеру особую праздничность и нарядность. Стены зала расписаны выдающимся итальянским художником-декоратором Стефано Торелли. В простенках изображены музы — покровительницы искусств — в обрамлении живописных и лепных гирлянд из цветов, побегов растений и трав, замечательных по реалистической передаче рисунка и формы. Торелли принадлежит н плафон зала, он изображает Венеру в сопровождении граций и амуров. В зале сохранился наборный паркет из нескольких пород цветного дерева, исполненный по рисунку А. Ринальди. Во многих отношениях его тонкий и изысканный узор соответствует рисунку плафона. В 1946—1947 годах в зале Муз были реставрированы камины, наличники из искусственного мрамора, скульптура, два стенных панно и плафон. В 1960—1961 годах проведена капитальная реставрация зала.

Стены смежной с залом Муз Голубой гостиной не сохранили первоначальной отделки. В 1860-х годах они были закрыты живописными полотнами работы художника А. Е. Бейдемана. Перекрытие и паркет относятся к ринальдиевскому времени. Плафон «Время, похищающее Истину» исполнен венецианским художником Ф. Цуньо. Из трех наддверных картин, украшающих гостиную, интересен «Итальянский пейзаж» работы Ф. Цукарелли.

Наиболее изысканное и своеобразное по отделке помещение Китайского дворца — Стеклярусный кабинет. Он получил свое наименование от украшающих его уникальных декоративных панно, вышитых стеклярусом и синелью (ворсистым шелком). На отдельных панно, сплошь закрывающих степы, изображены экзотические растения и птицы на фоне сказочного пейзажа. Панно сработаны в Петербурге девятью русскими женщинами — вышивальщицами-золотошвейками Авдотьей Логиновой, Татьяной и Лукерьей Кусовыми и другими под руководством французской мастерицы дe Шен. Рисунки для панно приписываются художнику Ж. Пильману.
Резные золоченые обрамления стеклярусных вышивок в виде стволов пальм исполнены мастерами Д. Светилиным, П. Демидовым, Г. Зиновьевым и другими.
Мозаичный пол кабинета, набранный из смальт, изготовленных на Усть-Рудиц-кой фабрике им. М. В. Ломоносова, был заменен в 1856 году паркетом из цветного дерева по прежнему рисунку. В послевоенные годы в Стеклярусном кабинете реставрирован плафон «Щедрость и Зависть» работы известного венецианского живописца-декоратора XVIII века Г. Дицциани.

Стеклярусный кабинет предшествует центральному Большому залу, служившему для обедов и ужинов при посещении Ораниенбаума Екатериной II, ее приближенными и иностранными дипломатами. Лучшим украшением зала являлся живописный плафон «Отдых Марса» работы одного из наиболее прославленных художников, главы венецианской школы монумептальпо-декоративной живописи XVIII века Д. Б. Тьеполо. Вывезенный в июле 1941 года в Петергоф плафон был похищен фашистскими захватчиками. В 1980 году вместо пего приспособлен плафон художника С. Торелли «День, прогоняющий Ночь» из Мраморного дворца.
В Большом зале очень интересны вделанные в стены над дверьми два мраморных барельефа — портреты Петра I и его дочери Елизаветы Петровны. Автор барельефов — М. А. Колло, ученица Э. М. Фальконе. Мозаичные обрамления барельефов из синих и оранжевых смальт набраны мастерами Петергофской гранильной фабрики.
Стены зала и декорирующие их трехчетвертные коринфские колонны отделаны ¦ кусственным мрамором. Углы Большого зала скруглены, в плане оп близок к овалу. Высокие падуги плафона декорированы лепкой и прорезаны круглыми люкарнамп. Через большие застекленные до пола двери открывается вид на широкий луг п партерный садик.
Весь композиционный строй Большого зала — использование ордера, приемы членения стен, лаконизм декора — создает впечатление спокойствия, уравновешенности и одновременно торжественной приподнятости. Интерьер зала несет в себе черты нового стиля — раннего классицизма, которые получат более четкое выражение в работах Ринальди в Петербурге, Гатчине, Царском селе.

Следующее помещение анфилады — Штукатурный покой — в противоположность Большому залу носит камерный характер. Свое название он получил по основному виду отделки — лепным панно низкого рельефа. На фоне стен выделяется тончайшая лепная орнаментация — рокайли и стилизованные побеги растений, позолоченные гирлянды цветов и красиво переплетающиеся ветви с тонко прорисованной и вылепленной листвой. Они ложатся на поверхность стен легким и нежным узором.
Большое место в декоративном оформлении Штукатурного покоя отведено живописи. На трех стенах здесь помещены большие полотна: «Селена и Эндимион» — одна из лучших работ С. Торелли, «Афродита и Адонис» П. Ротари и «Анжелика п Медор» Д. Чиньяролли. Живописные панно над дверьми — «Тоскующий Марс» и «Венера» написаны С. Торелли. Штукатурный покой сохраняет паркет, изготовленный по рисунку А. Ринальди, и «штучные» наборные гладкие двери, представляющие собой замечательную особенность Китайского дворца. Плафон гостиной «Гимн Венере» исполнил венецианский художник Ф. Цуньо. В последние годы сюжет получил название «Орфей встречает солнце».

Малый китайский кабинет — предпоследний зал в анфиладе парадных покоев. В нем в 1957—1959 годах выполнены реставрационные работы. Интерьер, усложненный переделками, восстановлен в первоначальном виде в 1966 году, когда по специальному заказу была изготовлена обивочная ткань по сохранившемуся образцу XVIII века. Плафон «Фортификация» написан Г. Дицциани. Паркет, один из лучших во дворце по рисунку и использованию колористических свойств древесины.

Большой китайский кабинет завершает парадную анфиладу залов. Он расположен симметрично залу Муз. По своему декоративному оформлению это самое причудливое из дворцовых помещений. Элементы архитектуры рококо переплелись и слились в нем с мотивами китайского зодчества и декоративного искусства в яркое, красочное и вместе с тем фантастическое целое. Стены кабинета украшают деревянные наборные панно с изображением китайских бытовых сцен, пейзажей и фантастических птиц. Панно составлены из пластин карельской березы, палисандра, персидского ореха, амаранта, самшита. Листва деревьев и лица людей выполнены из слоновой кости. Высокая падуга орнаментирована лепкой и росписью. Она образует переход к плафону, в который вставлена картина, изображающая «Союз Европы п Азии». Плафон и роспись падуги исполнены Джузеппе и Серафино Бароцци.

К числу других помещений дворца, отделанных «в китайском вкусе», принадлежит Китайская опочивальня в малой анфиладе личных комнат Екатерины П. Плафон комнаты на сюжет «Китайское жертвоприношение» исполнил Д. Гварана. Он отмечен богатой красочной гаммой, изяществом компоновки и тонкостью рисунка. Изысканностью декоративного узора отличается и паркет, набранный из пятнадцати пород дерева. Стены спальни затянуты атласом, по которому талантливыми мастерами Ф. Власовым, Ф. Е. Даниловым и Е. Герасимовым написаны фигурки китайцев на фоне пейзажей с экзотическими деревьями, горбатыми мостиками и павильопами.

Опочивальня Екатерины II открывает анфиладу, расположенную в западном крыле дворца. В эту группу небольших по размерам помещений, служивших личными покоями Екатерины II, входят кроме Опочивальни Камерюнгферская (Туалетная), кабинет Ротари и Золотой кабинет, сохраняющие в основных чертах тот облик, какой они получили в 60-х годах XVIII столетия.

В восточном ризалите дворца, симметричном западному, находились личные комнаты Павла Петровича — Розовая гостиная, Штофная опочивальня, Кабинет и Будуар. В процессе проводившихся в 1960-х годах реставрационных работ Штофной опочивальне возвращен первоначальный вид.

Передняя расположена по оси дворца и примыкает к Большому залу. В середин XIX века к ней была пристроена крытая стеклянная галерея. Назначение комнат изменилось — она была превращена в Столовую. Настенные композиции кисти С. Торелли были заменены полотнами с архитектурными пейзажами в духе Гюбера Робера. От первоначального убранства комнаты сохранились плафон «Аполлон н Искусства», написапный С. Торелли, и орнаментальные росписи на стенах и падугах, замечательные по красоте рисунка, композиции и виртуозности исполнения. Они принадлежат кисти С. Бароцци.

Реставрационные работы, продолжавшиеся с 1946 по 1949 год, позволили открыть для обозрения все помещения дворца. Реставрацию живописи в этот период возглавил художник Н. В. Перцев. В 1950—1951 годах восстанавливались фасады дворца, им была возвращена их первоначальная розоватая окраска. Реставрационные работы в зале Муз, Кабинете Екатерины II и Кабинете Павла I продолжались в 1960-х годах. Группа художников под руководством Р. П. Саусена восстанавливала во дворце живопись. Значительные работы проведены художником-реставратором по тканям А. Б. Васильевой. Реставрацией планомерно охватываются все дворцовые интерьеры и по сей день.

Посещение 11.08.2015.

Экскурсии очень ограниченное время, причем только летом при не превышающей допустимую влажности воздуха. Реставрация продолжается. Открыты (мы последовательно прошли): зал Муз, Голубая гостиная, Стеклярусный кабинет, Розовая гостиная, Гардеробная, Передняя (Столовая). Просто удивительно, как много мы еще можем созерцать и изучать благодаря замечательным реставраторам! Предполагается в сентябре открыть для посещения Большой Овальный зал.

счетчик посещений