Литература:

  1. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда
    Ленинград. Стройиздат. Ленинградское отделение. 1985

Ансамбли дворцов и парков Ораниенбаума.
Верхний парк

Верхний парк лежит к югу от Большого дворца, занимая к западу и востоку обширные пространства береговой террасы. Восточную часть парка пересекает текущая к морю извилистая речка Карость. В отличие от Нижнего парка, созданного за короткий срок, формирование Верхнего парка велось на протяжении XVIII и первой половины XIX столетий. Границы его постепенно расширялись за счет освоения новых участков. Отдельные исторически сложившиеся районы парка постепенно слились в один большой зеленый массив.

В настоящее время Верхний парк занимает площадь 162 гектара и имеет сложную сеть аллей, представляющую собой сочетание регулярной планировки с пейзажной. Подготовительные работы для разбивки большого парка начались еще при Меншикове: расчищался лес, прокладывались осушительные каналы, устраивались искусственные водоемы. Запруды на речке Карости позволили создать два больших пруда — Верхний и Нижний. Нижний пруд в XVIII веке назывался Малым увеселительным морем. Для плавания по этому «морю» использовались небольшие парусные и гребные суда. К пруду от Японского павильона Большого дворца вела специально устроенная лестница.

Для снабжения водой фонтанов Нижнего сада к югу от дворца были вырыты два сообщающихся между собой пруда, впоследствии названные Карпиным и Подковой. Еще один пруд с правильными геометрическими очертаниями занимал среднюю часть большого парадного двора перед дворцом. Впоследствии он был засыпан. Эти водоемы питались водами Верхнего пруда, с которым соединялись каналом.

Создание искусственной водной системы прудов, каналов и каскадов имело важное значение для формирования художественного облика парка. Холмистый рельеф и большие водные пространства определили исключительную живописность и красоту парковых пейзажей.

В 1746 году к югу от дворца за Карпиным прудом была построена маленькая «потешная» крепость. Ров с водой, частокол и низкие земляные валы ограждали строения крепости. Практического значения они не имели.

В 1756 году архитектором при дворе наследника был назначен А. Ринальди. Основная часть работ, осуществленных в 1750—1760-х годах на территории Верхнего парка, связана с его именем.

В 1756—1757 годах на высоком правом берегу Карости, выше Нижнего пруда, великий князь Петр Федорович начал постройку военного городка, названного Петерштадтом. Эта небольшая крепость, сооруженная по всем правилам фортификационного искусства, имела пять бастионов с двенадцатью пушками и была окружена рвом с подъемными мостами и земляным валом. На территории крепости находились несколько казарм, комендантский дом, гауптвахта, дом офицеров, арсенал и др.

Для Петра Федоровича в крепости в 1758—1762 годах Ринальди построил небольшой двухэтажный дворец, а вдоль береговой полосы речки Карости распланировал парк с террасами, каскадами, фонтанами и увеселительными павильонами. Построенные в дереве, павильоны Эрмитаж, Менажерия, Китайский домик, беседки и лестницы оказались недолговечными и были разобраны в 1798 году. Та же участь постигла деревянные сооружения в крепости. Ее земляные валы были срыты, рвы засыпаны. От крепости до наших дней сохранились лишь дворец Петра III и каменные въездные ворота. Петровский парк утратил первоначальную планировку, но деревья свободно разрослись, теперь этот уголок в долине речки Карости очень живописен.

В истории строительства Верхнего парка особый интерес представляет период 1762 - 1774 год, когда Ораниенбаум стал летней загородной резиденцией Екатерины II. Еще до дворцового переворота, возведшего ее на престол, Екатерина II поручила Ринальди составить для нее проект нового дворца и обширного парка на так называемой Собственной даче. Дворец, построенный Ринальди, впоследствии получил название Китайский. Парк занял обширную территорию к западу от Рошпинской, или Сойкинской, дороги, делившей Верхний парк на две части — западную и восточную. Небольшой участок западной части парка был освоен еще в середине XVIII века. Здесь, недалеко от Большого дворца, над крутым обрывом берегового откоса был построен Каменный зал, а перед ним разбит партер, обрамленный каналом.

Каменное зало 07.07.2007

Каменное зало 11.08.2015

От Каменного зала по его оси A. Ринальди проложил одну из основных парковых аллей. Она вела к Фрейлинскому домику Китайского дворца, но, не доходя до него, меняла направление под прямым углом и подходила к Китайскому дворцу. В композицию регулярного сада у Китайского дворца Ринальди включил пруд правильных геометрических очертаний и симметрично поставленные на его берегах Кофейный и Фрейлинский домики. Пруд был выкопан в 1770 году, а на его берегах разбиты площадки и аллеи, окаймленные зелеными шпалерами. Из двух задуманных Ринальди домиков был построен только Фрейлинский.

К северу от Китайского дворца Ринальди распланировал большой парк, разбив его продольными и поперечными аллеями на ряд участков. Здесь он построил несколько беседок, четыре Кавалерских и один Гофмаршальский домик, соединив их сложным геометрическим узором дорожек. К юго-западу от дворца был создан лабиринт. К северо-западу, на краю береговой возвышенности, Ринальди построил в 1762—1774 годах Катальную горку, которая вошла в ансамбль Собственной дачи. В композиции павильона Катальной горки с его открытыми террасами ярко выражена связь с парком. С террас и из окон Катальной горки открывается вид на луга и рощи парка, а к северу — на просторы Финского залива.

Парк Собственной дачи занимал большой участок и к западу от Катальной горки. Здесь был создан водный лабиринт из небольших прудов, соединенных протоками, построены мостики и беседки. Территория парка, примыкавшая к лабиринту, получила свободную планировку с сетью извилистых дорожек.

Как и регулярный сад у дворца Петра III, парк Собственной дачи со временем изменил свой облик. Из числа парковых сооружений, построенных Ринальди, до нашего времени дошли только Китайский дворец, павильон Катальной горки, Кавалерский корпус, расположенный близ Китайского дворца на Ропшинской дороге, и в перестроенном виде — Фрейлинский домик (Китайская кухня).

В конце XVIII века стрижка деревьев в парке Собственной дачи была прекращена, обветшавшие Кавалерские домики и беседки разобраны. Отдельные участки парка с регулярной планировкой слились в одно органичное целое с новыми пейзажными, возникшими в первой половине XIX века. Их строительство связано с именем опытного садового мастера Джозефа Буша.

Обширный участок пейзажного парка был создан к югу от Большого двбрца, между Собственной дачей и крепостью Петерштадт. Умело подобранные и сгруппированные деревья: дубы, клены, лиственницы — образовали здесь тенистые рощи, перемежающиеся с обширными полями и лугами. Долина Карости стала самым живописным районом Верхнего парка.

В середине XIX века была изменена конфигурация пруда перед Китайским дворцом, а на его берегах осуществлены свободные посадки деревьев. Некоторые аллеи регулярного парка умышленно не расчищались и заросли. Одновременно с этим прокладывались новые дороги, например Английская, обогнувшая парк Собственной дачи с западной стороны и соединившая Китайский дворец с Катальной горкой. Она была обсажена березами, а у павильона Катальной горки переходила в аллею вековых дубов.

В годы войны, когда фронт приблизился к Ораниенбауму, обстрелы фашистской артиллерии причинили паркам большой ущерб. Восстановительные работы начались сразу после войны, и 9 июня 1946 года парки открылись для посетителей. В 1953 году в связи с реставрацией дворца Петра III был благоустроен прилегающий к нему район парка.

Много внимания реставраторы уделяют району Китайского дворца. В 1947 году восстановлены цветники партерных садиков с южной стороны дворца, с северной его стороны разбиты новые партеры. Их рисунок гармонирует с орнаментальными мотивами наборных паркетов Китайского дворца.

Цветники и газоны около Китайского дворца и дворца Петра III украшены статуями и скульптурными группами. В основном это мраморные и бронзовые копии XVIII — первой половины XIX столетия с античных оригиналов. Таковы статуи Аполлона Бельведерского, Дианы с ланью, Венеры Медицейской, Лаокоона и др. Интересным образцом садово-парковой скульптуры первой половины XVIII века является статуя Омфалы, поставленная посреди цветника с северной стороны Китайского дворца. У западного фасада дворца помещена скульптурная группа «Три грации» — бронзовая копия XIX века с оригинала работы французского скульптора XVI века Ж. Пилона.

Продолжается дальнейшее благоустройство и реставрация парков Ломоносова — выдающегося памятника русского паркостроительного искусства.

Верхний парк. Руинный мост. 11.08.2015

Руинный мост 11.08.2015

счетчик посещений