Литература:

  1. Памятники архитектуры Ленинграда
    Ленинград. Стройиздат. Ленинградское отделение. 1976
  2. В.В.Фролов "Храм Петра и Павла в Петергофе: особенности архитектурно-образного решенрия". Статья в журнале "Краеведческие записки. Исследования и материалы" Выпуск 8.
    Cанкт-Петербург "Акрополь" 2001

Петродворец.
Памятники архитектуры, не входящие в ансамбль Петергоф.
Петропавловский собор

Петродворец. Собор Петра и Павла. Вид с запада.

Церковь во имя Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла построена по проекту архитектора Н.В.Султанова в 1904 - 1905 годах. Храм расположен на берегу Ольгина пруда в Колонистском парке Петродворца и является одной из средообразующих доминант старейшего пригорода Петербурга.

Петродворец. Собор Петра и Павла. Вид с противоположного берега Ольгина пруда, с юга.

Петропавловский храм занимает важное положение в пространстве Петергофа. Как высотная доминанта он виден с большого расстояния и формирует силуэт пригорода. Поднимаясь над берегом, церковь активно включена в панораму Финского залива, в тот репрезентативный ансамбль, воспринимаемый с воды, начало которому положил Петр I. Церковь расположена на главной магистрали, связывающей Петергоф с Петербургом. При подходе к парадному входу в Верхний сад дворцово-паркового ансамбля со стороны столицы приезжий неизбежно оказывается в непосредственной близости от султановского произведения. Напротив его юго-западного фасада расположен Ольгин пруд, с противоположного берега которого открывается, пожалуй, самая выгодная перспектива на церковь. Отражаясь в воде, она возвышается на фоне редкой зелени, обрамляющей пруд.

Петродворец. Собор Петра и Павла. Вид с противоположного берега Ольгина пруда, с юго-запада.

Главной причиной строительства храма было увеличени численности населения. С связи с этим в 1892 г. был объявлен конкурс на проект сооружения новой придворной церкви на 800 человек. Кроме Султанова в конкурсе принимали участие "высочайше избранные архитекторы": Л.Н.Бенуа, Н.А. де Рошефор и А.И.Семенов. В 1893 г. император Александр III утвердил проект Султанова. На следующий год при Петергофском дворцовом управлении была учреждена специальная комиссия, призванная организовать работы по возведению храма. 25 июля 1895 г. состоялась его закладка. Следить за строительным процессом поручили гражданскому инженеру В.А.Косякову.

Здание было вчерне возведено к 1900 году, после чего начались работы в интерьере. Живописное убранство храма была исполнено в 1903- 1904 годах «мастерами Сафоновым и Колупаевым из Москвы и Первой Иконописной Артелью в с. Палехе». «Вся роспись производилась под непосредственным руководством и по указаниям Главного Архитектора». Несколько ранее были установлены иконостасы. Иконы малых иконостасов и первого яруса главного создал московский иконописец В. П. Гурьянов.

День закладки фундамента и освящение места был приурочен к годовщине бракосочетания дочери императора Александра III великой княжны Ксении Александровны с великим князем Александром Михайловичем - 25 июля 1895 года. В связи с этим событием боковые приделы освятили во имя свв. Александра Невского и Ксении Петербургской. Главный алтарь - свв. апостолов Петра и Павла. Имена небесных патронов Петра I традиционны для петергофских церквей. Именно в их честь были сооружены храм Большого дворца, «Уланский собор» вблизи Александринского парка и даже лютеранская церковь неподалеку от северной оконечности Английского пруда. Эта традиция, вне сомнения, связана с историей предместья, основанного Петром I как главная парадная резиденция. Петергоф в определенном смысле играл роль «столицы пригородов» Петербурга, где значение памяти о первом императоре России всегда было актуально в большей степени, чем в других.

В ХIХ веке почитание личности основателя Петербурга и Петергофа его наследниками, как правило, проявлялось в «идейном», а не в «стилистическом» плане. Так, при сооружении церквей дань памяти российскому императору выражалась в их посвящении его небесным патронам, архитектурное же решение соответствовало той или иной системе эстетических установок времени. Кроме того, каждая из церквей была проводником национальной идеологии: во времена Николая I в виде тоновского варианта «русско-византийского стиля», при Александре III и в начале царствования Николая II - посредством ориентации на русское зодчество ХVI - ХVII веков.

Петродворец. Собор Петра и Павла. Вид с Царицына острова Ольгина пруда, с юга.

Церковь Петра и Павла стала своего рода апофеозом именно этого направления «русского стиля». Ориентация на русское зодчество XVII века была продиктована, с одной стороны, официальным курсом власти (заказчика), с другой - личным вкусом архитектора. Большое внимание автор уделил функциональной целесообразности своего призведения, удовлетворения потребностей посетителей-прихожан и духовенства, в чем проявились элементы нового, современного архитектурного мышления. Итогом стало ввеление в структуру постройки следующих элементов: жертвенника, ризницы, исповедальни, покойницкой, теплых сеней, круговой галереи, отдельного входа для священников, кладовой для сторожей, наружной часовни. Ввод в пространственно-планировочную структуру церкви функциональных элементов, редко применявшихся в строительной практике XIX века, но встречавшихся в допетровском зодчестве, с одной стороны, был результатом последовательного проведения "археологического" метода проектирования, с другой - четко сформулированными практическими соображениями. Опираясь на рационализм эклектики, придавая максимум функциональности исторически точно процитированной детали, зодчий попытался продлить развитие архитектуры XVII столетия. Этой постройкой Н.В.Султанов создал своего рода энциклопедию древнерусских архитектурных форм

Петродворец. Собор Петра и Павла. Вид с Ольгина острова Ольгина пруда, с юго-запада.

Петропавловская церковь с характерным обилием декорировки, мелкими архитектурными деталями, высокими шатрами; многоцветием фасадов получила облик, напоминающий древнерусский город, каким он предстает в иконописи. Такому впечатлению способствует усложненное решение структуры здания с включенными в нее разнородными составляющими: лестницами, галереями, крыльцами, килевидными кокошниками, теремной кровлей над входом (последние два элемента выбиваются из контекста культового зодчества, что еще больше усиливает ассоциацию с образом города). Указанный эффект усиливается сочетанием разномасштабных элементов декора: измельченные колонки и кокошники на крыльцах соседствуют с крупным фронтонным поясом под боковыми шатрами. Тому же служит и разнообразие размеров проемов на различных уровнях высоты здания. Существенным аргументом в пользу правомерности сопоставления церкви с образом древнерусского города может служить использование Султановым в организации фасада в достаточной мере сепарированных друг от друга частей, ориентированных по вертикали. Центральный объем с подшатровым пространством доминирует над четырьмя самостоятельными башнеобразными возвышениями, ниже расположены многочисленные мелкие островерхие кровли, постепенно уменьшающиеся по высоте.

Петродворец. Собор Петра и Павла. Западный фасад.

Другими словами, образ иконного средневекового «града» в церкви Петра и Павла порождается выступающими вертикальными объемами, построенными с четко выраженной пространственной иерархией форм, где роль доминирующего «сооружения» играет как бы стоящая на возвышении срединная часть здания, увенчанная высоким шатром. Подчиненные высотному центральному объему боковые уменьшаются по размерам и высоте, создавая впечатление «многобашенного града».

Петродворец. Собор Петра и Павла. Западный фасад.

Живописный силуэт и богатое полихромное оформление собора органично слилось с зеленью, которая служит своеобразным буфером между ней и барочной архитектурой центрального паркового ансамбля. Кроме того, исторически сложившееся разностилье петергофского городского ландшафта смягчает восприятие многокрасочных форм ориентированного на подражание образцам XVII века, «русского стиля» собора Петра и Павла.