Литература:

  1. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда
    Ленинград. Стройиздат. Ленинградское отделение. 1985
  2. Ласточкин С.Я., Рубежанский Ю.Ф. Царское село - резиденция российских монархов. Архитектурный и военно-исторический очерк
    Санкт-Петербург 1998
  3. Бардовская Л.В. Пушкин. Проспект. Лениздат, 1989

Пушкин.

Городские кварталы.

Императорский павильон

Для приёма поездов через станцию Александровская Петербурго-Варшавской железной дороги, идущих в Царское Село, в 1895 году началось строительство Царского павильона. Проект, утверждённый 30 июня 1895 года, включал в себя деревянный вокзал и крытую платформу. Движение по Императорской ветке, построенной Московско-Виндаво-Рыбинской железной дорогой и начинавшейся у Императорского павильона Царскосельского (Витебского) вокзала, было открыто в 1902 году. По ней в Царское Село отправлялись члены императорской фамилии и представители иностранных держав.

В 1912 году он сгорел.

На месте сгоревшего павильона по проекту архитектора В. А. Покровского и при участии выпускника Академии художествМ. И. Курилко, в 1912 году возведено новое здание, от которого по территории Фермского парка была проложена шоссейная дорога к Александровскому дворцу. К нему подходила так называемая собственная Императорская ветка царскосельской железной дороги, начинающейся у Императорского павильона Витебского железнодорожного вокзала .

На плановое и конструктивное решение нового Императорского павильона в Царском Селе оказал влияние Императорский павильон Царскосельского (Витебского) вокзала Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги в Санкт-Петербурге. Парадная часть здания включала три зала: в центре находился квадратный вестибюль с парадным крыльцом, залы по сторонам вестибюля предназначались для императора и его свиты: с южной стороны находился Царский зал, с северной — Свитский зал. Металлический дебаркадер над перронами и путями, примыкавший к восточному фасаду вокзала, служил для приёма поездов. К главному входу был пристроен пологий пандус, а под своды арочного проёма парадного крыльца заезжала карета или автомобиль.

Росписи в залах выполнены в темперно-клеевой технике по штукатурке. Полихромная орнаментальная живопись — это стилизованное заимствование элементов живописного декора оформления интерьеров дворца Алексея Михайловича в Коломенском. Уникальная живопись, частично сохранившаяся до нашего времени, является неотъемлемой частью авторского решения В. А. Покровского.

В период Первой мировой войны 1914—1917 годов Императорский (царский) павильон служил для доставки раненых в развёрнутый в Феодоровском городке госпиталь[9].

Архитектура Императорского павильона роднит его с постройками Федоровского городка, Ратной палаты и казармами собственного Его Величества конвоя. Все вместе они образовали архитектурный ансамбль, в котором широко использовались мотивы древнерусского зодчества.

Основу здания составляет прямоугольный в плане павильон. Вход в павильон был оформлен в виде парадного крыльца с шатром на четырех бочковидных столбах. Пологие пандусы позволяли въезжать под своды крыльца каретам и автомобилям. Два ряда стилизованных килевидных кокошников, расположенных «вперебежку», образовывали переход от кубического объема крыльца к высокому двенадцатигранному шатру, увенчанному золочеными куполом и гербом.

Рельефные изображения двухглавых орлов на фасадных стенах и над арками, орнаментальная резьба порталов, фигурные колонны на наружных углах, крыльца и другие декоративные элементы убранства фасадов были выполнены из белого камня.

Своеобразная группировка и обрамление окон были связаны с расположением и назначением внутренних помещений. Сделанные по специальным рисункам входные двери, украшенные орнаментом, выполненным шляпками гвоздей, и наружные восьмигранные фонари с шатровыми кровлями дополняли внешнюю отделку здания.

С северной стороны к павильону примыкает обширная, но более скромно оформленная служебная пристройка, её стены и конёк кровли ниже.

В 1918 году станция была переименована в Павильон Урицкого (на некоторых картах сохранилось это название) и использовалась как общежитие работников Путевого ремонта механического завода, созданного на базе императорского железнодорожно-ремонтного депо («Ремпутьмаш»). С шатра над крылом были сняты царские эмблемы, парадные залы были разделены перекрытиями, крыльцо приспособлено под кухню, утрачена мебель, светильники, предметы декоративно-прикладного искусства. В 1970-е годы здание было расселено и с тех пор не используется. Стометровый дебаркадер был окончательно разобран в 1930-х гг.

Императорский павильон сильно пострадал в период Великой Отечественной войны.

С 1930-х годов здание не ремонтировалось. До настоящего времени сохранился основной объём здания с каменной резьбой на фасаде, а также росписи сводов парадного крыльца и некоторых интерьеров. Шатёр над парадным крыльцом утрачен, под землёй могли сохраниться остатки въездных пандусов. В августе 2023 года власти Петербурга объявили о планах провести реставрацию здания, восстановить вокзал и перрон. По состоянию на 1 января 2024 года в здании проводятся консервационные работы.

счетчик посещений