Литература:

  1. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда
    Ленинград. Стройиздат. Ленинградское отделение. 1985
  2. Ласточкин С.Я., Рубежанский Ю.Ф. Царское село - резиденция российских монархов. Архитектурный и военно-исторический очерк
    Санкт-Петербург 1998

Пушкин.

Дворцы и парки

Возникновение и развитие ансамбля дворцов и парков города Пушкина

Зарождение и развитие дворцово-паркового ансамбля в Царском Селе связаны с освобождением из-под власти Шведского королевства старинных новгородских владений у берегов Невы, строительством Санкт-Петербурга и учреждением в нем столицы Российского государства.

Эта территория издавна входила в состав древнерусских земель. В XII веке край назывался «Ижорской землей Господина Великого Новгорода», в XVII веке «Ижорская земля» была оккупирована шведами. Возвращение России этих территорий началось в 1702 году с победой нашей страны в Северной войне.

На месте будущего Царского Села находилась небольшая шведская усадьба «Saris hoff», или «Saaris moisio» (по-фински), а по-русски — Сарская мыза, обозначенная на шведских картах XVII столетия. После изгнания шведов из этого района Пётр I подарил мызу А. Д. Меншикову, а 24 июня 1710 года по приказу Петра I мыза «отписана» его будущей жене Екатерине Алексеевне (официальное бракосочетание Петра I с Екатериной состоялось в 1712 году) и включена в разряд дворцовых земель. Эта дата 13 (24) июня 1710 год и является датой основания города. Ансамбль дворцов и парков города Пушкина (в прошлом Царского Села) складывался на протяжении полутора столетий. В его развитии прослеживаются четыре основных этапа.

Первый из них датируется 1710—1720 годами, когда Царское Село оставалось небольшой летней загородной резиденцией императрицы Екатерины I,вокруг которой появляются деревни, а также слобода дворцовых служителей. Вскоре Сарскую мызу стали называть Сарским Селом, а с началом дворцового строительства она получила высокий титул Царского Села. В 1717-1723 годах по проекту архитектора Иоганна Браунштейна на мызе были построены каменные палаты; к юго-востоку от них распланирован регулярный сад, а к северу и северо-западу — Зверинец, где на участке естественного леса, прорезанного просеками, содержались звери для царской охоты. Небольшая слобода дворцовых служителей явилась основой будущего города. В 1734 году недалеко от дворца была заложена каменная Знаменская церковь — старейшее из зданий города, дошедшее до наших дней.

Второй период в истории создания ансамбля охватывает 1740-1750-е годы — время подъема и расцвета искусства русского барокко. Программу формирования Царскосельского дворцово-паркового самбля, разработанную М. Г. Земцовым в начале 1740-х годов, развили и осуществили его помощники А. В. Квасов и С. И. Чевакинскпй. В 1750-х годах работы по реконструкции ансамбля возглавил Б. Ф. Растрелли.

Одновременно с перестройкой дворца расширялась и территория дворцовых парков, возводились главные павильоны Старого сада — Эрмитаж и Грот, а в центре Зверинца на продолжении главной композиционной оси ансамбля — павильон Монбижу. Создание Нового, или Верхнего, регулярного сада (ныне — регулярная часть Александровского парка) объединило Старый сад, дворец и Зверинец в дворцово-парковый комплекс.

Процесс становления ансамбля вступил в 1760—1770-х годах в третью фазу, связанную с возникновением в русской архитектуре нового стилистического направления — классицизма. Его представителями в Царском Селе были архитекторы А. Ринальди, В. И. Неелов и Ю. М. Фельтен, а в 1780—1790-х годах — Ч. Камерон, Д. Кваренги и И. В. Неелов.

Изменения в художественных вкусах привели к отказу от характерного для барокко регулярного стиля в паркостроении. В Царском Селе был создан по проекту В. И. Неелова и Д. Буша один из первых в России пейзажных парков — Екатерининский. Он был распланирован на обширной территории по берегам Большого пруда и к западу от него. Сложная сеть искусственно созданных прудов и водных протоков, насыпные холмы обогатили парковые пейзажи. Разбивка парка сопровождалась строительством мостов, увеселительных павильонов, мемориальных памятников. В. И. Неелову принадлежали замыслы Сибирской мраморной галереи, или Палладиева моста, Пирамиды, Большого и Малого капризов, соединивших пейзажный парк с Новым садом и Зверинцем. По проектам Ю. М. Фельтена и А. Ринальди возник ряд памятников русско-турецкой войны: Башня-руина, Чесменская колонна, Кагульский обелиск, Морейская колонна. Декоративная роль этих сооружений в панораме парка исключительно велика. В. И. Неелов, Ю. М. Фельтен и А. Ринальди отдали дань и характерному для XVIII века увлечению искусством Китая. Большой каприз и Скрипучая беседка, Китайский театр, Крестовый мост и Китайские мосты были возведены в формах, заимствованных из китайского зодчества. Постройка Китайской деревни — наиболее значительной из объектов «китайского комплекса» была осуществлена только в 1780-х годах Ч. Камероном.

В середине и во второй половине 1770-х годов строительные работы велись и на территории Старого сада. Здесь В. И. Нееловым и его сынои И. В. Нееловым были построены Эрмитажная кухня, Верхняя и Нижняя ванны, Адмиралтейство, изменены очертания берегов Нижних прудов. Прудам с плотинами и каскадами придана исключительная живописность. Деревья перестали стричь уже в 1760-х годах, парк приобрел новые черты и постепенно слился с пейзажной частью в одно гармоничное целое.

Широкий размах строительных работ коснулся и Большого дворца. В 1775 году на месте двух земляных бастионов у циркумференций В. И. Неелов возвел два одноэтажных кухонных корпуса. Вскоре Ю. М. Фельтеном и И. В. Нееловым была начата пристройка ко дворцу со стороны парадного двора симметричных трехэтажных корпусов — Зубовского и Церковного.

В создание ансамбля Большого дворца ценнейший вклад внес Ч. Камерон. В 1779—1780 годах он исполнил проект постройки близ дворца комплекса новых сооружений, широко известных как термы Камерона В комплекс терм входят здание Холодной бани с Агатовым павильоном, Висячий садик, Камеронова галерея и так называемый пандус Камерона — пологий спуск с террасы садика перед Агатовым павильоном на Рамповую аллею. Новые сооружения значительно обогатили облик регулярной и пейзажной частей парка.

В 1780—1790-х годах Д. Кваренги исполнил проект Концертного зала, Кухни-руины и нового большого дворца — Александровского,— предназначавшегося для старшего внука Екатерины II — Александра Павловичa. Из числа зданий, возведенных на территории парков Царского Села н рубеже XVIII и XIX столетий, этот дворец — самое значительное по размерам и по своей роли в ансамбле.

В 1783—1785 годах И. В. Неелов постройкой Баболовского дворца и сада при нем положил начало созданию Баболовского парка. В 1788 году был утвержден исполненный И. В. Нееловым проект четырехэтажногo «великокняжеского» флигеля — будущего Лицея. В 1811 году флигель был перестроен внутри В. П. Стасовым, но его внешний облик сохранился без изменений.

На протяжении XVIII века в результате совместной деятельности рядa выдающихся зодчих и талантливых паркостроителей значительно преобразился облик ансамбля. Раздвинулись его границы, парки обогатились новыми сооружениями и приобрели иной, чем ранее, характер.

Заключительный этап формирования ансамбля охватывает всю первую половину XIX столетия. В 1810—1820-х годах основные работы в Царском Селе вели Л. Руска, В. П. Стасов и А. А. Менелас. Л. Руска построил на месте разобранной Катальной горы, воздвигнутой Растрелли 1750-х годах, гранитную террасу. Недалеко от нее был сооружен фонтан украшенный знаменитой статуей "Молочница с разбитым кувшином" работы скульптора П. П. Соколова. Почти одновременно в другой части Екатерининского парка, за так называемыми Нижними прудами, В. П. Стасов воздвиг монументальные ворота «Любезным моим сослуживцам» - памятник Отечественной войны 1812 года.

Но основное значение в этот период имели работы по созданию новогo большого пейзажного парка на территории Зверинца (современный Александровский парк) . Работы по перепланинировке Зверинца осуществлялись под наблюдением и по проекту А. Менеласа. В новом парке возник ряд сооружений: Арсенал, Шапель, Белая башня, Пенсионерские конюшни, Ламской павильон и др. В парке Менелас построил несколько ворот, а при въезде в город, на самой окраине Александровского парка, — эффектные Египетские ворота — один из интереснейших образцов русского художественного чугунного литья первой трети XIX столетия.

Во второй половине века небольшие работы были осуществлены в Екатерининском парке. Здесь на берегу Большого пруда архитектор И. А. Монигетти построил новое парковое сооружение — Турецкую баню. В 1855—1865 годах близ Большого дворца был распланирован так называемый Собственный садик.

В конце XIX века среди прогрессивных кругов русской общественности укрепилось сознание большой мемориальной ценности ансамбля Царского Села — колыбели творческого гения А. С. Пушкина. 26 мая 1899 года в связи со столетием со дня рождения великого русского поэта в Лицейском садике был заложен памятник Пушкину по модели скульптора Р. Р. Баха. Его открытие состоялось 19 октября 1900 года.

На протяжении двух веков Царское Село являлось летней парадной императорской резиденцией, строительство которой имело государственное значение и велось при участии правительственных ведомств.

После Октябрьской революции дворцово-парковый ансамбль был превращен в музей, а лучшие здания города новые власти передали учебно-воспитательным и оздоровительным учреждениям для детей. В связи с этим в 1918 году город был переименован в Детское Село. 9 июня того же года Екатерининский дворец был открыт как музей. В 1937 году, в ознаменование столетней годовщины трагической гибели А. С. Пушкина, город, где будущий поэт воспитывался в Императорском лицее, стал называться его именем - город Пушкин.

Летом 1940 года были проведены большие работы по реставрации фасадов Большого дворца.

Разразившаяся в 1941 году война с фашистской Германией прервала начатые работы. Ворвавшиеся в Пушкин фашистские войска причинили ансамблю дворцов и парков огромный и частью непоправимый ущерб. Помещения Большого и Александровского дворцов подверглись разгрому и разграблению. В Большом дворце помещения нижнего этажа и дворцовую церковь фашисты превратили в гараж. Здание Александровского дворца использовалось как казарма, а его подвалы стали тюрьмой для советских людей. Многие парковые павильоны были сожжены или разрушены. В парках Царского Села, изрытых траншеями и блиндажами, было разрушено 25 мостов, около 50 плотин, дамб и каскадов.

24 января 1944 года части Советской Армии освободили город Пушкин. Перед ними открылась картина разрушения и гибели города, его дворцов, парков. Уже весной того же года начались работы по расчистке и восстановлению парков, а 17 июня 1945 года Екатерининский парк был торжественно открыт для посетителей.

Из числа поврежденных зданий в первую очередь восстанавливались наименее пострадавшие и пригодные для практического использования: были реставрированы Нижние конюшни, Большая оранжерея, а также Александровский дворец и Лицей. Значительные по объему реставрационные работы были проведены в Верхней ванне, Вечернем зале, Скрипучей беседке, Холодной бане, Камероновой галерее.

В 1957 году начались работы по восстановлению фасадов Большого дворца и ряда его интерьеров. Первые дворцовые помещения, реставрированные архитекторами, скульпторами, живописцами, лепщиками и другими мастерами-декораторами, открылись для обозрения в 1959 году. Архитекторы и реставраторы по сей день воссоздают бесценное наследие прошлого, применяя традиционные материалы и технологии позолотных, камнерезных, лепных и других работ мастеров XVIII–XIX веков, секреты которых открываются вновь на основе документальных источников.

B январе 1983 года дворцам и паркам города Пушкина был присвоен статус заповедника, который в 1990 году получил свое нынешнее название: Государственный музей-заповедник «Царское Село».

Царскосельский дворцово-парковый ансамбль — блестящий памятник мировой архитектуры и садово-паркового искусства XVIII — начала XX века. Целое созвездие выдающихся зодчих, скульпторов, живописцев воплощало здесь замыслы венценосных заказчиков. В Царском Селе сосредоточены лучшие образцы архитектуры барокко и классицизма; именно здесь появились первые в российской столице интерьеры, оформленные в стиле модерн. Композиционным центром ансамбля является Большой Царскосельский (Екатерининский) дворец — великолепный образец отечественного барокко. В Царском Селе находится одно из лучших творений архитектуры классицизма — Александровский дворец.

Екатерининский парк и Екатерининский дворец

Александровский парк

Баболовский парк

Отдельный парк

счетчик посещений