Литература:

  1. Раков Ю.А. "Античные стражи Петербурга"
    "Химия" Санкт-Петербург 1996
  2. Официальный сайт РНБ www.nlr.ru

Российская Национальная Библиотека

В настоящее время Российская Национальная Библиотека РНБ имеет несколько территориально разделенных площадок, из которых в Главном здании на пл. Островского находятся поступления до 1965 г. Поступления после 1965 г. находятся в Новом здании Библиотеки на Московском проспекте.

Экскурсия по Главному зданию, 30.11.2015, непродолжительная, экскурсовод идет очень быстро, разглядеть интерьер по пути трудно, снимать можно не везде; рассмотреть древние книги, проникнуться соответствующей атмосферой еще труднее. Но приглашает приходить и рассмотреть самостоятельно. Использовались снимки из Официального сайта РНБ www.nlr.ru тех помещений, где фотографировать нельзя.

История Библиотеки

Замысел создания публичной библиотеки возник в России в XVIII веке, когда в русском обществе распространялись идеи Просвещения и стремление к усвоению западно-европейской образованности. В 1766 г. план образования в Петербурге публичной библиотеки обсуждался в высшем светском кругу. Екатерина II основала Эрмитажную библиотеку, в состав которой вошли приобретенные императрицей личные библиотеки Вольтера и Дидро, а также историка князя М. М. Щербатова. В библиотеке императрицы были собраны книги на всех европейских языках по всем отраслям человеческих знаний (впоследствии значительная часть Эрмитажного книжного собрания поступила в фонды Императорской Публичной библиотеки).

Создание в России государственной универсальной публичной библиотеки из стадии проектов перешло в реальную плоскость в 1795 г. Толчком к этому послужила доставка в Петербург из Варшавы трофейной публичной библиотеки, более известной под названием «библиотека Залуских». Для размещения книг решено было построить специальное здание. Проект, подготовленный архитектором Е. Т. Соколовым, был утвержден Екатериной II в том же году. Дата утверждения этого проекта – 27 мая (по новому стилю) 1795 г. – считается днем основания Императорской Публичной библиотеки.

Главное здание Российской национальной библиотеки

Главное здание Библиотеки, начинаясь от угла Садовой улицы и Невского проспекта и заканчиваясь на углу площади Островского и переулка Крылова, зрительно воспринимается как единое строение. В действительности это четыре самостоятельных здания, которые возводились порознь в течение более чем столетия.

Самый старый — угловой — корпус на пересечении Невского проспекта и Садовой улицы называется Соколовским; к нему со стороны площади примыкает корпус Росси, к которому пристроены корпус Собольщикова и корпус Воротилова . К Главному зданию Библиотеки по Садовой улице примыкают еще два дома, которые сегодня числятся за Библиотекой: д. 18 - административный корпус и д. 20, где с октября 2001 г. открыт Информационно-сервисный центр. Это здание издавна числится за Библиотекой, первый которого дирекция Библиотеки сдавала в аренду книготорговцам, а квартиры на втором и третьем этажах предоставляла сотрудникам Библиотеки. С 1816 по 1841 гг. на втором этаже дома проживал баснописец И.А.Крылов, на третьем этаже квартировал будущий член Российской Академии М.Е.Лобанов, поэт и переводчик Н.И.Гнедич.

План Главного здания РНБ

1. Корпус Соколова
2. Корпус Росси
3. Корпус Собольщикова
4. Корпус Воротилова Боссе Г.Э.

                 Литература: 

Глинка В.М., Денисов Ю.М., Иогансен М.В. и др. Под общей ред. Б.Б.Пиотровского. Эрмитаж. История строительства и архитектура зданий. Л.: Стройиздат. Ленинградское отд-ние, 1990

Боссе Гаральд Эрнестович (Юлий Андреевич)
(1812—1894 гг.)


5. Административный корпус
6. Дом Крылова

Корпус Соколова

16 (27) мая 1795 года императрица Екатерина II одобрила проект постройки здания Императорской Публичной библиотеки, представленный архитектором Егором Соколовым. Это было первое в России специальное здание, предназначенное для размещения библиотеки. Место для него было выбрано в самом центре столицы, при пересечении Сенной (Большой Садовой) улицы с Невским проспектом, неподалеку от императорских дворцов и вблизи оживленного Гостиного двора. Обустройство Публичной библиотеки заняло почти двадцать лет (1795-1814). Постройка здания проходила под непосредственным наблюдением Екатерины II, которая регулярно заслушивала сообщения о ходе стройки и принимала решения о дальнейшей судьбе библиотеки.

После смерти Екатерины строительные работы шли с перебоями. С 1799 по 1801 гг. производилась наружная и внутренняя отделка, тогда же на здании и в нишах по фасаду установили статуи (высотой 2.75 м) и бюсты. Они были высечены А.Трискони из пудожского камня по моделям И.П.Прокофьева. Колоннада главного фасада была увенчана шестью статуями античных писателей и ученых.

С 1801 года отделку Библиотеки, в соответствии с проектом Соколова, продолжил архитектор Л.И.Руска, в отделке некоторых помещений принимал участие архитектор А.Н.Воронихин. Отделочные работы были закончены только в 1812 году. К этому же времени в арочных нишах нижнего этажа под полукруглыми окнами были пробиты прямоугольные окна. Здание было оштукатурено и окрашено в два цвета: стены - в серый, а колонны, тяги и карнизы - в белый.

Корпус Соколова 1800-е

Вид на корпус Соколова с крыши Пассажа, май 2020 Корпус Соколова, май 2020

Овальный зал русского книжного фонда РНБ

 Овальный зал русского книжного фонда РНБ

 Овальный зал русского книжного фонда РНБ

Экскурсия началась в главном корпусе с главного помещения - Овального зала русского книжного фонда. Он находится на скругленном углу здания на втором этаже. К сожалению, внешний вид этого зала сильно изменился с тех пор. Архитектор В.И.Собольщиков, боясь пожаров, убрал высокие колонны, украшавшие зал, вместо деревянных балюстрад появились чугунные. Сегодня в зале размещается хранилище русского книжного фонда.

Сохранились часы, исправно работающие до сих пор, которые видны c улицы.

 Часы Овального зала русского книжного фонда РНБ

Интерьер Библиотеки в исполнении Соколова, при благородной сдержанности, был очень нарядным. Особенно выделялся внутренним убранством Овальный зал, его второй этаж, украшенный колоннадой из десяти колонн ионического ордера, на которой находилась галерея. Зал перекрывался пологим куполом; центральная часть его предназначалась под живописный плафон. Колонны искусственного мрамора, пилоны и статуи античных богов размещались на фоне тяжелых красных портьер, паркетные полы были покрыты красными дорожками. В зале располагались витрины с редкостями, а на стенах висели портреты в бронзовых рамах. Зал сообщался тремя дверями с балконом за колоннадой главного фасада. С этого балкона открывается прекрасный вид Невского проспекта и Садовой улицы.

Овальный зал РНБ Соколова

Выставочный зал отдела рукописей.

Это помещение в виде длинного коридора со сводчатыми потолками, в котором вдоль стен расположены шкафы, а по центру - столы со стеклянными витринами, накрытыми материей от света, в которых и находятся рукописи. Основу коллекции составило собрание рукописей П.П.Дубровского, бывшего чиновника русского посольства в Париже, страстного библиофила и коллекционера. Во время революционных событий 1789 года во Франции Дубровскому удалось спасти часть бумаг, хранившихся в архиве Бастилии. В его руки попали также рукописи из библиотек древнейших монастырей - Сен-Жерменского и Корбийского (V-XIII вв.). Он собрал до 8000 автографов знаменитых людей Франции (в том числе - письма и государственные бумаги почти всех французских королей, начиная с Людовика XI). В различных городах Европы Дубровский приобрел также рукописи и письма Эразма Роттердамского, Лейбница, Дидро, Руссо, Вольтера и других великих ученых и писателей XVI-XVIII веков. Кроме того, в его собрании имелись древнеславянские и восточные письмена. Свои рукописи дарили Дубровскому как "охотнику до подобных редкостей" и многие русские писатели и ученые (знаменитый поэт Г.Р.Державин, писатель и переводчик А.А.Писарев, историк В.Г.Рубан, передавший собирателю материалы русских просветителей, драматургов Д.И.Фонвизина и Я.Б.Княжнина). С этой замечательной коллекции и возникло в Библиотеке в 1805 году особое хранилище, получившее название "Депо манускриптов".

На снимке (с официального сайта РНБ; фотографировать там не разрешено) на первом плане - ларец с двуглавым орлом и грифонами, именуемый ковчегом, был сделан по особому заказу для хранения комплекта подлинных уставных документов библиотеки, а также ряд указов и распоряжений, непосредственно к ней относящихся, за период с 14 октября 1810 г. по 23 февраля 1812 г.

 Отдел рукописей РНБ  Отдел рукописей РНБ

Открытие Императорской Публичной библиотеки состоялось 14 января (2 января по старому стилю) 1814 г. С этого времени, на протяжении двух столетий, ежегодно 14 января (2 января по старому стилю) празднуется день открытия одной из крупнейших современных библиотек, известной сегодня как Российская национальная библиотека.

В фондах отдела рукописей наше внимание было обращено на копию 1883 г. Остромирова Евангелия, которое, как написано на последней странице, "дьяк Григорий по заказу посадника Остромира для Новгородской Софии в 1056-1057 годах". Текст сплошной без пробелов и знаков препинания. В качестве чернил использовался особый состав, приготовленный из "ольховых шишек с добавление железа", который сохранился(!) до наших дней. Подлинник находится в фондах Библиотеки.

Корпус Росси

РНБ. Корпус Росси

Генеральный план строительства нового здания Библиотеки был создан К.Росси, рабочий проект — А. Ф. Щедриным. Вчерне здание было готово осенью 1828 г., а полностью отделано снаружи в 1832 г.

Архитектурная идея Росси при подготовке проекта строительства нового библиотечного здания состояла в сохранении корпуса Соколова и включении его в общую композицию. При этом сохранялось членение по горизонтали, полуциркульные и прямоугольные окна, использованы тот же ордер и основные декоративные элементы. Такое решение обеспечивало органическое единство обоих строений. В решение фасада и других частей первого библиотечного здания (Соколова) Росси внес некоторые изменения, касающиеся главным образом отдельных деталей. Основной объем был сохранен.

"Этот пример архитектурного такта и дисциплинированности остается непревзойденным в истории архитектуры", — писала исследовательница творчества Росси М. 3. Тарановская.

Новым и характерным для архитектуры 1820-х — 1830-х гг. стало органическое сочетание архитектурного и скульптурного убранства, что придавало зданию особую выразительность. Основой композиционного решения фасада Росси служила колоннада ионического ордера, приподнятая, как и у Соколова, на массивный рустованный нижний этаж. Окна и ниши верхнего этажа были заделаны, а на их месте помещен скульптурный фриз. В дворовом фасаде вместо колонн в центральной части использованы пилястры. Фасад, обращенный к площади, завершает единый аттик. Дворовый фасад Соколова сохранен полностью.

В своем решении библиотечного здания Росси учел не только эстетические, но и — в какой-то мере — функциональные требования, предъявляемые к такого рода учреждениям. Для этого необходимы были прежде всего обширные, не загроможденные колоннами или пилонами залы и удобные проходы к шкафам. Архитектор поместил на втором этаже два двусветных зала; деревянные винтовые лестницы вели на галерею верхнего этажа.

Ф. Н. Пащенко, специально занимавшийся отечественной библиотечной архитектурой, чрезвычайно высоко оценил решение внутренних помещений как с художественной стороны, так и с точки зрения возможной для того времени функциональности. Он писал, что они "составляют один из лучших в мире образцов библиотечных зал. Высокие, светлые, просторные, с легкими галереями вдоль уставленных шкафами стен эти залы производят чарующее впечатление, тем более, что корешки книг, стоящих в открытых шкафах, превосходно использованы как элемент художественного оформления ... Росси создал образцовый тип здания для помещения в нем библиотеки-музея, библиотеки, предназначенной не только для чтения, но и для обозрения книжных сокровищ, прогулки по Библиотеке, ознакомления с ее богатствами".

По предложению А.Ф.Щедрина в отопительной системе Библиотеки были смонтированы духовые печи, водопровод и канализация — новшество для того времени. Так осуществлялось требование директора Библиотеки Оленина создать "надлежащую теплоту и чистый ровный воздух как для лучшего сбережения драгоценных рукописей и печатных книг, так и для самого здоровья служащих в Библиотеке чиновников и занимающихся в оной посетителей". Это требование — свидетельство, что уже на том этапе истории Библиотеки думали о "микроэкологии", о нуждах тех, кто находится там многие часы по долгу службы или приходит в нее как в "храм науки".

В то время как основные помещения в здании Соколова, трактованном как библиотека-музей, отличались сложной пространственной структурой и богатством отделки, интерьеры корпуса Росси архитектурно решены очень просто. Однако при всей простоте архитектуры, хорошо выполненные книжные шкафы, закрывающие почти все стены, скульптура в вестибюле и в залах, а также картины придавали интерьерам торжественный характер.

Отдел редкой книги

В Отделе редких книг хранится самая большая в России и одна из крупнейших в мире коллекция инкунабулов (около 7 тысяч) — западноевропейских первопечатных книг 2-ой половины XV века. (до 01.01.1500)

Европейское книгопечатание зародилось в Германии в XV веке. В городе Майнце, в типографии Иогана Гутенберга около 1450 года выходит первая европейская печатная книга — 42-х строчная Библия Гутенберга. В Отделе редких книг представлена ее копия. Подлинник хранится в Швейцарии. Гутенберг, ювелир по профессии, придумал сплав для изготовления литер.

Начало собранию инкунабулов РНБ было положено знаменитой библиотекой Залусских, вывезенной из Варшавы в конце XVIII в. В дальнейшем коллекция многократно пополнялась как путем приобретения частных библиотек (например, библиотеки графа П.К. Сухтелена в 1836 г.), так и отдельными покупками, в том числе и на международных аукционах, благодаря чему сейчас она является одной из крупнейших в России.

В отделе редкой книги есть издания типографии Альдов (это типография, существовавшая в Венеции 15-16 веков которая издавала тексты древних греческих и римских авторов).

Кабинет Фауста

Готическая зала, или Кабинет Фауста, построен и мебелирован в средневековом стиле в 1857 г. по проекту архитекторов И.И.Горностаева и В.И.Собольщикова. Это самый своеобразный уголок Библиотеки.

Он напоминает европейскую монастырскую келью XV века. В центре "Кабинета Фауста" стоит статуя Гутенберга, работы Торвальдсена — известного датского скульптора. Над капителями колонн надписи, которые гласят, что "здесь стоят первенцы типографского искусства", и что "имя Иогана Гутенберга — изобретателя книгопечатания останется жить вечно".

Зал очень темный, несколько даже зловещий. Снимать нельзя, да и слишком темно. Надписей почти не видно.

Здесь собраны книги, изданные до 1501 года. В то время они были редкостью и стоили так дорого, что их приковывали к стене, чтобы спасти от похищения.

Книги, собранные в этом зале, называются инкунабулами, т.е. колыбельными, так как это — первые детища книгопечатания.

Кабинет Фауста РНБ

Библиотека Вольтера.

Она включает в себя около семи тысяч книг, многие из которых имеют пометы великого французского мыслителя, рукописи и черновики, прижизненные издания произведений с собственноручной правкой автора. Сейчас на ее базе создан Центр изучения эпохи Просвещения.

Библиотека Вольтера РНБ

Архитектурные и строительные работы были закончены в мае 2003 г. к 300-летнему юбилею Петербурга. Центр представляет собой два зала, один из которых является мемориальным — здесь находится собственно библиотека Вольтера и бронзовая копия статуи Гудона "Сидящий Вольтер".

Библиотека Вольтера РНБ

Сразу же после смерти Вольтера Екатерина II, желая укрепить в глазах Европы свой образ просвещенной правительницы, решает купить Библиотеку Вольтера. Екатерина объявила, что желает построить в Царском селе точную копию Фернейского замка – дома в поместье Ферне на границе Франции и Швейцарии, где Вольтер прожил более двадцати лет, – и там поместить его библиотеку. Однако этот масштабный проект не был реализован скорее всего по финансовым причинам, и Екатерина ограничилась приобретением книг французского просветителя.

Слева - копия эрмитажной модели Фернейского замка (из официального сайта РНБ). Справа - мой снимок 30.11.2015 в библиотеке Вольтера.

Библиотека Вольтера РНБ. Фернейский замок Библиотека Вольтера РНБ. Проект Фернейского зама в Царском селе

В 1779 г. библиотека была доставлена сухим путем до Любека, а оттуда в Петербург на корабле, который прислала российская императрица.

Упаковка и перевозка библиотеки была поручена Жану-Луи Ваньеру – последнему секретарю и преданному другу Вольтера. Доверенное лицо писателя, Ваньер был посвящен в его творческие планы и замыслы, прекрасно знал его библиотеку, участвовал в составлении ее каталога, так называемого Фернейского, рукопись которого и сейчас в составе Библиотеки Вольтера. Ваньер расставил книги в одной из зал, примыкавших к апартаментам Екатерины II в Зимнем дворце, и передал ключи библиотекарю императрицы А.И. Лужкову, человеку педантичному, неподкупно честному и образованному, автору переводов с французского и английского языков. Получив от Екатерины множество подарков, а таже пожизненную пенсию, в 1780 г. Ваньер уехал на родину.

В 1796 г. Екатерина умирает, Лужков вскоре подает в отставку, но библиотека по-прежнему остается в Эрмитаже и даже получает новое помещение под лоджиями Рафаэля. Однако во время царствования Николая I, который видел в Вольтере разрушителя существующего порядка вещей, его библиотека была закрыта для посетителей.

Передача Библиотеки Вольтера в Императорскую Публичную Библиотеку произошла в царствование Александра II в конце 1861 г. Библиотека Вольтера была размещена в круглом зале второго этажа (сейчас здесь находится основной русский книжный фонд). Здесь же была установлена скульптура Гудона. Однако в 1887 г. статуя была возвращена в Эрмитаж.

В годы Великой Отечественной войны Библиотека была эвакуирована в город Мелекесс на Волге (ныне Димитровград Ульяновской области), а после войны вошла в состав Отдела редких книг и была размещена в его помещении.

Библиотека Вольтера РНБ В 2003 г. Библиотека Вольтера переводится в новый зал, соседний с Отделом редких книг. Архитектурные и строительные работы были начаты в 2001-м и закончены в 2003 г., к 300-летию Петербурга. Экслибрис Вольтера воспроизведен на паркете зала. Библиотека Вольтера РНБ

Библиотека Вольтера РНБ

Библиотека Вольтера насчитывает 6814 томов, включая рукописи. Более трети книг имеют на себе читательские пометы Вольтера, так называемые маргиналии. На самом деле эти пометы не всегда располагаются на полях, они встречаются и на титульных листах, форзацах, шмуцтитулах, закладках, на других частях книги. Есть закладки без текста (из подручного материала – игральных карт, записок, счетов, черновиков Вольтера и его секретарей, обрывков писем, газет, журналов, книг). В книгах встречаются загнутые верхние и нижние углы, иногда страницы сложены вдвое. Есть в книгах засушенные цветы, травинки и соломинки, также использованные в качестве своеобразных закладок. Библиотека Вольтера – это не собрание библиофила, а рабочая библиотека философа. Основной ее состав – это книги, приобретенные Вольтером в последнее двадцатилетие его жизни в Ферне. Однако в библиотеке есть и небольшое количество книг дофернейского периода. Подавляющее большинство изданий в Библиотеке – это издания XVIII века, около десяти процентов – изданий XVII века, небольшое количество книг XVI века. Более ранних изданий в составе библиотеки нет. В вольтеровской библиотеке преобладают книги по истории, прежде всего по истории Франции (около четверти общего числа); примерно столько же – книги по литературе и искусству (довольно полно представлена художественная литература и французская драматургия XVII–XVIII веков). Теологические сочинения, работы по истории церкви и каноническому праву составляют одной пятой всех названий, философские сочинения – чуть меньше. Разумеется, собраны сочинения знаменитых мыслителей XVII–XVIII вв. Ж.Ж. Руссо, Дидро, Гельвеция, Монтескье, Гольбаха, Мабли, Монтеня, Бейля, Паскаля, Декарта, Мальбранша, Локка, Юма, Толанда, Лейбница и др. Библиотека французского просветителя служила необходимым инструментом для написания его книг – исторических и философских трудов, повестей, театральных пьес, памфлетов, стихотворений. Он прекрасно знал и любил ее. Ваньер писал в своих мемуарах: «Вольтер обладал поразительной памятью. Сотни раз он говорил мне: "Посмотрите в таком-то сочинении, в таком-то томе, приблизительно на такой-то странице, нет ли там того-то?" И редко случалось, чтобы он ошибался, хотя и не брал книгу в руки двенадцать или пятнадцать лет». В Библиотеке Вольтера множество исторических источников, в том числе большое собрание «Россики» – книг о России. То, что для Вольтера книги были инструментом для решения научных и творческих задач, доказывает большое количество искусственных сборников, которые Вольтер называл «Pot-pourris» и в которые переплетал вырезки из книг по интересовавшим его темам.

Заглянули в отдел эстампов и электронный читальный зал, зал Корфа, где сейчас выставочная площадка, а ранее находилась коллекция, называемая "Россика", т.е. собрание иностранной литературы о России.

Зал Корфа РНБ Зал Корфа РНБ

Корпус Собольщикова

Ленинский читальный зал

Построенный В.И.Собольщиковым за два года (1860-1862) новый читальный зал — первый специальный читальный зал — был принят восторженно. Зал действительно был значительно удобнее предыдущих: светлый, снабженный подъемными машинами для книг, шкафами и столами для справочной библиотеки и дополнительными помещениями для занятий художников и женщин-читательниц. Шкафы с книгами освещались особыми лампами с отражателями. Благодаря хорошей вентиляции температура воздуха в зале была стабильной.

До конца XIX в. читальный зал Собольщикова был основным для занятий читателей. В этот период строился не только читальный зал, но происходили многие изменения в интерьерах и наружных частях Библиотеки. Деятельность Собольщикова в этом плане вызывает двойственные чувства. Сегодня грустно сознавать, что многие переделки Собольщикова, правильные с точки зрения практической целесообразности, прямолинейны по исполнению — не было сделано попыток сохранить замечательные творения первых строителей Библиотеки, совместить их с рациональным подходом нового времени, и они уничтожили замечательные по красоте и благородству элементы творений Соколова и Росси. Сегодня зал предназначен для занятий читателей, ведущих работу в области гуманитарных дисциплин. Здесь же размещается пункт выдачи изданий из основного фонда. А название сохранилось с советских времен - Ленинский зал, т.к. Ленин его посещал.

Ленинский зал РНБ

Корпус Воротилова

РНБ. Корпус Воротилова

К 1890 г. возникла срочная необходимость расширения Библиотеки, переполненной книгами и рукописями. 1 сентября 1896 года состоялась закладка нового здания по проекту Е. С. Воротилова.

7 сентября 1901 г. новый читальный зал был открыт для посетителей. Корпус с громадным читальным залом, какого Библиотека еще не знала, был возведен в одну линию с корпусом Росси — Щедрина. Для единства восприятия этих разнородных и разновременных построек использовались единство масштабных соотношений и сходные элементы декора. В старых стенах пробили вертикальные борозды для зрительного соединения обоих зданий. Воротилов соединил их внутренней галереей.

Архитектор сделал во имя этого единства все от него зависящее, но, разумеется, нельзя считать, что он следовал той же стилистической системе, в которой работали Соколов и Росси. Его здание не столь гармонично, благодаря иным масштабным соотношениям оно кажется более тяжелым, лишенным изящества, характерного для построек эпохи классицизма. В какой-то мере оно нарушает стилистическую целостность ансамбля Александрийской площади, которую ее создатель — Росси — планировал целиком, не предполагая возведения на ней еще одной и к тому же столь протяженной постройки.

РНБ. Корпус Воротилова РНБ. Корпус Воротилова

Новый зал, рассчитанный на 400 человек, был устроен в полном соответствии с гигиеническими требованиями того времени и с максимальным учетом удобств для работы читателей и библиотекарей. 36 огромных двухярусных окон обеспечивали хорошую освещенность, вентиляция — чистоту воздуха, окраска — мягкую, не утомляющую глаз цветовую гамму. Перед самим читальным залом, в аванзале, находилось справочное отделение с библиотекарем при нем.

Сегодня Универсальный читальный зал открывает свои двери после реконструкции, сохранив архитектурные особенности стиля, но, усовершенствовав систему обслуживания с помощью внедрения современных информационных технологий. Зал рассчитан на 288 мест.

Универсальный (технический) зал РНБ Универсальный (технический) зал РНБ

Некоторое время он назывался Техническим, а сейчас называется Универсальный читальный зал. К нему ведет красивая лестница от входа, который сечас является центральным со стороны площади Островского.

РНБ. Лестница центрального входа

Подробнее о фасаде корпуса Росси

счетчик посещений