Литература:
Мраморный дворец. Восточный фасад. |
После большого пожара 1737 года, уничтожившего Почтовый двор, площадь долгое время оставалась незастоенной. На ней-то Екатерина II и повелела построить для Григория Орлова "здание благодарности". Но сам участок имел ряд неудобств, что впоследствии сказалось на плане Мраморного дворца. Неправильные очертания участка и определили план здания без параллельных линий, с асимметричным парадным двором и неравномерной толщиной стен.
Мраморный дворец. Восточный фасад. Фрагменты. |
Торжественная закладка дворца состоялась 10 октября 1769 г. В основание фундамента поместили закладные доски с "литерами" и монеты. Строительные работы, требующие поставок крупногабаритных материалов, были завершены к 1780 году. Тогда же засыпали Красный канал. С 1775 года в следующие пять лет осуществлялось художественное убранство дома: Федот Шубин изваял из белого мрамора барельефы, трофеи и орлов с фестонами в клюве для Парадной лестницы; живописец Стефано Торелли написал плафон для Мраморного зала. После 1780 г. Интенсивно выполнялось оформление двух верхних этажей. Скульпторы Федот Шубин и Михаил Козловский вырезали из белого мрамора многофигурные барельефы, композиции десюдепортов, скульптурные портреты для больщих парадных залов - Мраморного и Орловского. Датой окончания строительства считается 1785 год. За это время в 1783 г. умирает тот, кому дворец предназначался Григорий Григорьевич Орлов. Он так и не увидел своего владения. В 1779 г. уезжает в Италию после тяжелой травмы творец Мраморного дворца Антонио Ринальди, однако работы продолжались и до 1795 г.
Мраморный дворец. Восточный фасад. Скульптура. |
Антонио Ринальди, будучи высокопрофессиональным зодчим, виртуозно владел всеми приёмами господствовавшим в Италии в XVIII веке стиля барокко. Но в его творениях стилистические приемы позднего ренессанса и барокко приобрели столь исключительное своеобразие и неповторимость, что можно говорить о гениальности зодчего. Тонкий архитектурный вкус и мастерство зодчего не могли не привлечь к нему внимания Екатерины, которая не любила барокко, ее эстетическое чувство оскорбляла грандиозная помпезность растреллиевских дворцов, поэтому она рано, еще будучи великой княгиней, оценила утонченную декоративность стиля Ринальди в создании ансамблей Ораниенбаума и Гатчины. Новое творение зодчего отличалось не только совершенством форм, изысканностью пропорций, но и необычными материалами, использованными для его отделки. Это первое здание в столице, фасады которого были облицованы естественным камнем. Ринальди широко использовал различные сорта мрамора в облицовке стен и архитектурных деталей как снаружи, так и внутри здания. Отсюда и название дворца - Мраморный.
В планировочную структуру Мраморного дворца Ринальди заложил как бы две функции: дворец представлял собой городской дом, включенный в городскую застройку, и одновременно - дворянскую усадьбу XVIII века. П-образные в плане восточные корпуса главной части дворца формировали парадный двор с цветниками, а западная часть. предназначавшаяся, в основном, для хозяйственных нужд и личных покоев, имела такой же план, как и парадная, но она была закрыта от зрителя лицевыми фасадами корпусов, расположенных по Миллионной улице, Дворцовой набережной и Мраморному переулку.
Мраморный дворец. Западный фасад. |
Монументальный цоколь дворца красного гранита завершался двумя верхними этажами, где стены светло-серого камня членили розово-красные пилястры и колонны коринфского ордера, капители и базы которых были вырезаны из белого уральского мрамора.
Мраморный дворец. Восточный фасад. Фрагменты центральной части. |
Высокие полуциркульные окна, украшенные мраморными резными композициями барочного рисунка, и фигурная башенка для часов на аттике главного восточного корпуса придают необходимую пышность парадному фасаду.
В основе плана Мраморного дворца заложен принцип рококо, где каждая группа помещений определенного назначения выделялась и существовала как бы замкнуто, а связь между ними осуществлялась посредством маленьких проходных залов, коридоров и лестниц. Планировка отдельных помещений также отличалась большим разнообразием. Сложный план основного объема здания обусловил неправильные прямоугольники большинства покоев.
Парадная лестница
Парадная лестница, расположенная строго в средней части главного корпуса, не являлась центром архитектурной композиции дворца. Она лишь исполняла свою основную функцию: соединяла этажи здания и вводила посредством служебных помещений и переходов в различные его части. Особенность архитектурного решения Парадной лестницы Мраморного дома в ее художественной отделке. Применив здесь в качестве основного декоративного средства натуральный и искусственный мрамор, Ринальди как бы продолжил свою каменную симфонию, начало которой столь блестяще исполнил на фасадах здания.
Для работ по отделке Парадной лестницы были приглашены лучшие европейские и петербургские мастера. Перед исполнителями стояла сложная задача, так как художественная тема архитектурного убранства Парадной лестницы была весьма оригинальной.
Некоторая декоративная сдержанность в оформлении главной дворцовой лестницы, вероятно, исходила из желания Екатерины II придать парадным покоям "здания благодарности" мужественный и строгий облик, иносказательно указав на принадлежность его хозяина к сильной половине рода человеческого.
Философскую тему: человек и его жизненный путь, раскрывает скульптурное убранство лестницы, выполненное Федотом Шубиным. В четырех стенных нишах "до среднего этажа" располагались статуи из белого мрамора, представляющие первая — утро, вторая — день, третья — вечер, а четвертая — ночь, иносказательно символизирующие детство, юность, зрелость, старость. |
Языком аллегории, столь естественным для искусства XVIII века, говорит тематика художественного убранства многих интерьеров дворца. На Парадной лестнице система символов прославляла твердость духа, верность делу, воинскую доблесть на жизненном пути его владельца. Это выражалось не только в каменном убранстве интерьера и скульптурных композициях, но и в гипсовых рельефах десюдепортов, где одноглавый орел с ветвями лавра в клюве и военные атрибуты олицетворяли славу и поенные подвиги Григория Григорьевича Орлова.
На площадке от среднего этажа и вверх в двух нишах стояли скульптурные композиции, олицетворяющие осеннее и весеннее равноденствие — аллегорическое понятие гармонического развития личности. Возможно, здесь таилось желание императрицы увидеть в своем буйном возлюбленном по мере прохождения им ступеней жизненного пути большую уравновешенность нрава. |
Только удивительная творческая фантазия и тонкий художественный вкус Антонио Ринальди позволили выстроить многообразие цвета и текстуры отделочного материала в необходимые ритм и размер, создав каменное убранство Парадной лестницы. Можно предположить, хотя это и не установлено документально, что именно по воле императрицы на стене парадного вестибюля дворца в XVIII веке был установлен не портрет владельца, а скульптурное изображение архитектора Антонио Ринальди работы Федота Шубина. (Задрапирован - июль 2016)
Плафон "Суд Париса". Художник Иосиф Крист. 1780-е. На Парадной лестнице вместо свода XVIII века в форме небольшого "куполка" на высокой падуге в перекрытие был вмонтирован по проекту А.П.Брюллова плафон "Суд Париса" из бывшего Лакового зала дворца. |
После передачи дворца Русскому музею началась реставрация и постепенное возрождение Мраморного дворца Поэтапный план реставрации предусматривает бережное сохранение всех уцелевших элементов подлинного убранства дворцовых залов с воссозданием многих утрат. Дворец как бы заново раскрывается во всем своем блеске и великоленпии. Во многих залах реставрация только начинается.
Лаковое зало или Ротонда
Лаковое зало или Ротонда, как впоследствии стали называть это помeщение, тематически как бы связывало два смежных с ним помещения: Орловский и Екатерининский залы. Декор этого интерьера интересен не только своей аллегорической концепцией. Правда, шесть резных фигурных панно на сюжеты из жизни Александра Македонского как нельзя лучше продолжают торжественно-героическую тематику отделки Орловского зала. Здесь интересны прежде всего художественные качества оформления интерьера, декор которого состоял из деревянной обшивки различных пород дерева. "Стены, потолки, падуги, коробки в окошках и три двери из разноцветного заморского дерева, вылакированные", — так свидетельствует "Описание" 1785 года. Резные композиции для десюдепортов и консолей были исполнены из пальмового и камышевого дерева. Цветами и гирляндами украшал деревянную основу блестящий художник-миниатюрист, "лакирного дела мастер" Григорий Молчанов. Он же изображал на перекрытии группы "Времена года" в медальонах к центральному плафону работы Иосифа Криста "Суд Париса". Плафон подписной, выполнен в 1785 году. Сюжет этого произведения был весьма популярен в XVIII веке и намекал на довольно тонкие жизненные обстоятельства. В книге "Символы и эмблематы" 1788 года сказано, что "изображение Парисова суда" обозначает: "Слеп в своем выборе".
Большая столовая
Судя по "Описанию" 1785 года Большая столовая утопала в серебристо-белых тонах отделки. Стены и потолок из белого искусственного мрамора украшала бело-голубая лепка. Фарфоровые композиции: вазы, гирлянды, медальоны, скульптура в нишах, десюдепорты и надзеркальники были выполнены в "бюсковитовой" технике, то есть были матово-белыми без цветной росписи и блеска глазури. Другие элементы убранства нежно блистали серебрением: зеркальные рамы, жирандоли, люстра английского хрусталя. В белой фаянсовой печи наружные дверцы были покрыты голубым лаком с посеребренными бронзовыми карнизами. "Голубой штоф с разными цветами" оформлял "прутья" люстры, мебель и находился на окнах в виде занавесей с бордюром и бахромой. Эта небесно-воздушная прелюдия Большой столовой вводила в главный парадный покой дворца — Мраморный зал.Зал находится в стадии реставрации (июль 2016)
Орловский зал или Парадная столовая
В убранстве парадного зала, который в документах XIX века справедливо назывался Орловским, превалирует тема, прославляющая деяния братьев Орловых на благо отечества. Преобладающим элементом декора здесь была мраморная скульптура, выполненная академиком Федотом Шубиным в начале 1780-х годов. В стенных нишах зала стояли скульптурные портреты пяти братьев Орловых: Ивана, Алексея, Григория, Федора и Владимира. Высеченные из белого греческого мрамора два барельефа в лепных фигурных рамах изображали великодушные действия к пленным графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского во время русско-турецкой войны 1770—1774 годов (два барельефа южной стены). Этот известный исторический факт приравнивался к подобному же благородству древних полководцев Сципиона Африканского и Павла Емелия. Милосердные поступки античных героев увековечены скульптором Шубиным в двух композициях на противоположной стене. Искусство аллегории куртуазного XVIII века не зацикливалось на героической тематике. На пятом барельефе была изображена группа амуров, играющих военными атрибутами. Сюжет этой композиции навеян мифом о гневе богини Венеры на вечно враждующих и воюющих, забывающих о любви обитателей Олимпа. Многочисленные дети богини стащили у спящих небожителей их атрибуты власти: у Юпитера — молнии, у Диониса — тирс, у Меркурия — кадуцей, у Юноны — священных павлинов и колесницу и т. д. Разоружили амуры и Марса, а так как братьям Орловым ничто человеческое не было чуждо, то часто и они забывали о государственных делах и становились покорными воле богини любви. Скульптурная композиция "Амуры с доспехами Марса" — единственная, которая имеет светский сюжет. Лепные изображения весталок по сторонам дверей, воинских атрибутов в десюдепортах, композиции медальонов фаянсовой печи и гипсовые Юпитер с орлом в ее завершении — все прославляло мужество, воинскую доблесть, государственную значимость и надежность братьев Орловых. Триумфальный характер отделки зала достойно завершал живописный плафон работы художника С. Торелли "День, прогоняющий ночь", символизирующий торжество разума над тьмой невежества.Екатерина долгие годы была благодарна этой славной русской фамилии. В одном из писем, уже после отставки графа Григория, она сообщала ему: "Я никогда не позабуду сколько я всему роду вашему обязана и качества те, коими вы украшены и поелику отечеству полезны быть могут".
Мраморное зало
Убранство парадного Мраморного дворца должно было достаточно тонко раскрыть зрителю тему возвышенных и благородных лирических отношений между хозяином дома и его царственной возлюбленной и покровительницей. Все каменное убранство зала было иным, чем на Парадной лестнице. Прямоугольный в плане интерьер в XVIII веке имел только один свет (современный зал двусветный) и своими вытянутыми пропорциями, высокими падугой и окнами напоминал галерею эпохи позднего Ренессанса. Это впечатление усугублялось облицовкой цветным естественным камнем стен зала на всю высоту до падуги, причем только мрамора здесь имелось семь сортов.
Богатая полихромия отделочных камней смягчила строгий архитектурный облик Мраморного зала. Здесь как бы соединились два начала: мужественное, сдержанное, но яркое, и утонченное — женское. Аллегорическая концепция Мраморного покоя в сюжетных композициях была выстроена в таких же лирико-героических тонах. В одном из своих писем Фридриху II Екатерина называла Григория Орлова "героем, подобным древним римлянам лучших времен республики". Поэтому отнюдь не случайно здесь оказались исполненные М. И. Козловским "по рисункам архитектора" мраморные барельефы "Камилл, освобождающий Рим от галлов, осаждающих оный" и "Регул, возвращающийся в плен Карфагенский". Причем сюжеты, избранные Ринальди, часто встречающиеся в изобразительном искусстве, — здесь персонифицировали вполне конкретные заслуги и качества будущего владельца дворца, который, увы, не прославился полководческими талантами в отличие от своего брата Алексея.
Но ни тот, ни другой сюжет не требовали буквальных истолкований. Известно, что знаменитый римский полководец Марк Фурий Камилл, живший в V—IV веках до нашей эры, освободив разгромленный в 387 году до н. э. галлами Рим, занимался его восстановлением и был удостоен почетного титула "второго основателя Рима". Барельеф явно намекает на заслуги Орлова, "освободившего" российский трон для императрицы Екатерины II. Второй барельеф повествует о чести и нерушимой верности данному слову. Марк Антоний Регул, дважды (в 267 и 256 годах до н. э.) бывший консулом, после поражения в Африке провел в плену пять лет, после чего был отпущен в Рим для переговоров о мире, но в речи перед римским сенатом отверг предложения врагов, однако, будучи верен данному обещанию, вернулся в Карфаген, где был подвергнут мучительной смерти. На первый взгляд, этот исторический эпизод не имеет никакого отношения к биографии Г Орлова.
Аллегорический смысл здесь заключен в намеке на благородную верность Григория Орлова, который после отставки в 1771 году хранил молчание о многих тайных делах государыни и в знак нерушимости данному слову в 1773 году подарил ей знаменитый бриллиант "Орлов", впоследствии вкомпонованный в царский скипетр. Барельефы, прославляющие лучшие личные качества графа Орлова, размещались на западной стене Мраморного зала "по сторонам печи". |
Лирическая тема раскрывалась в аллегорических скульптурных и живописных композициях. Над камином восточной стены находился барельеф из белого греческого мрамора работы Федота Шубина "Диана и Эндимион". В пасторальном сюжете, повествующем о любви прекрасной богини к простому пастуху, скрыто весьма распространенное в галантном XVIII веке понятие о том, что истинная любовь стирает грани между сословиями.
Сюжет великолепного плафона Стефано Торелли "Свадьба Купидона и Психеи", написанного маслом по холсту в 1775 году, рассказывал о том, что только сочетание любви земной и небесной приводит к божественному триумфу, возвышая простого смертного до олимпийских высот. |
B XVIII веке помимо яркого каменного убранства архитектурный декор Mраморного зала дополняли золоченая лепка вокруг плафона бронзовые с золотом рамы и капители пилястр. Печь между фигурными барельефами была облицована лиловым фаянсом, камин красного камня служил как бы основанием для скульптурной композиции "Диана и Эндимион". Если к этому прибавить золоченые украшения окон, дверей и камина, которые сами по себе являлись произведениями искусства, а также занавеси голубого бархата, канапе и кресла заморского дерева с обивкой "золотой земли с голубым бархатным разводом и цветами наподобие кругов", зеркала, часы, агатовые вазы, люстры и жирандоли, то лишь тогда можно полностью представить былую торжественную роскошь этого зала.
Имея в качестве заказчицы российскую государыню, Антонио Ринальди выполнял ее волю и во многом руководствовался художественным вкусом императрицы. В тематической концепции четырех парадных зал дворца неукоснительно прослеживается замысел Екатерины, имеющий явно комплиментарный характер относительно Григория Орлова. Императрица высоко ценила преданность престолу всех пятерых братьев Орловых. Она мудро использовала их лучшие личные качества в военных и государственных делах.
Екатерининский или императорский зал
Завершало парадную Невскую анфиладу Портретное, или Екатерининское, зало. Этот интерьер в современной литературе называется "Зал, обитый бархатом". Стены его действительно были обиты велюрным бархатом. Но главной темой декора здесь следует считать прославление императрицы Екатерины II. На бархатах стен и мебели в XVIII веке горели золотые вензеля Ее Императорского Величества. Живописный плафон С. Торелли представлял "Славу России относящуюся на бессмертные нашей августейшей Императрицы дела". На западной стене под резным золоченым балдахином с короной и бархатными занавесками находился портрет Екатерины II, под ним постамент белого мрамора, отделанный лазуритом с рельефными фигурами и вазой с гербом России в завершении. Все внимание в этом интерьере сконцентрировано на портрете. Небольшое количество предметов убранства интерьера отличалось поистине королевскими художественными достоинствами. Это достигалось благородным цветным сочетанием белого с золотом во всех архитектурных деталях зала и его обстановки. Из белого мрамора с золочеными бронзовыми украшениями были выполнены камины и консоли, вазы большие и малые, постаменты к ним и хрустальным жирандолям. Величественная красота последнего парадного покоя Невской анфилады еще ярче освещала главную тему его убранства — прославление государыни императрицы и деяний ее на благо отечества.
Зимний сад
Был во дворце Садик, который занимал объем 2-го и 3-го этажей. Среди пяти яблонь и пяти вишенок Садика из мраморной чаши бил фонтан и стояли четыре белые мраморные фигуры, прославляющие время. На месте Садика Ринальди в середине XIX А.П.Брюллов устроил Зимний сад, который состоял из двух связанных арочными проемами помещений: Цветника и Сада с фонтаном.
Цветник
Большой Готический зал
Самым значительным по площади и по объему был так называемый Большой зал, который занимал весь западный корпус.Это было двусветное, двухъярусное помещение с расписными потолками, лепными "музыкальными трофеями" по стенам и балюстрадой для оркестра. Не совсем понятно его первоначальное предназначение, т.к. его называли "Зал для игры в мяч". После смерти Орлова он был приспособлен для размещения коллекции оружия. В описи 1830 года он называется "Арсенал". Замена конструкции перекрытия повлекла за собой новое архитектурное решение. Высота двухъярусного зала позволила А.П.Брюллову создать великолепный готический декор. Восемь пучков колонн фальшивого мрамора (по семи в каждом) несли арки трех парусных сводов, украшенных ажурной лепкой, расписанной цветными колерами. Мраморные колонны завершали пьедесталы с рыцарями. Богатыми лепными композициями из медальонов с двуглавыми гипсовыми орлами были украшены люнеты и десюдепорты зала.
В центре южной стены интерьера возвышался гигантский камин, мраморные формы которого напоминали готическую капеллу. Скульптор Павел Ка-тоцци по проекту Брюллова изваял стрельчатые арки, шпили и скульптуру, создав самый оригинальный камин дворца. Зал имел сильно вытянутый объем, но Брюллову удалось путем раскрытия окон восточной стены расширить пространство интерьера и придать ему архитектурную легкость.
Апартаменты в.к. Константина Константиновича и в.к. Елизаветы Маврикиевны
В период владения дворцом в.к. Константином Константиновичем работы по обновлению великокняжеских покоев велись постоянно. Сейчас (июль 2016) в процессе восстановления парадные покои, а личные покои в.к. Константина Константиновича хорошо сохранились благодаря тому, что во времена музея Ленина к ним не было доступа. Фотогрфировать там нельзя.