Литература: 

А.П.Крюковских "Дворцы Санкт-Петербурга" Санкт-Петербург Лениздат 1997

Китайский дворец

В 1762—1768 годах А. Ринальди возвел в глубине Верхнего парка Ораниенбаума Китайский дворец. Название свое он получил потому, что в отделке некоторых его помещений использовались мотивы китайского искусства. (Первое время его именовали «Голландским домиком» или «Домиком маленьким, Собственным Ее Императорского Величества».) В отличие от большинства других загородных дворцов, он не был рассчитан на длительное пребывание в нем императрицы, приближаясь по характеру решения к увеселительному павильону.

Облик Китайского дворца ясен и прост. Низкий, в большей своей части одноэтажный, он несколько вытянут с востока на запад. Наиболее интересен северный фасад, отмеченный граненым выступом в центре и двумя ризалитами, фланкирующими центральный подъезд на южном. Граненый выступ завершен фронтоном и фигурным аттиком барочного типа. Южный фасад в середине XIX века был надстроен на один этаж, между ризалитами сооружена крытая стеклянная галерея.

Дворец стоит на невысоком стилобате, отгороженном от парка решеткой рокайльного рисунка. Бледно-розовые стены расчленены пилястрами, а в граненом выступе — полуколоннами.

Во внешнем облике здания отчетливо проступают черты архитектуры переходного периода. Здесь нет уже пышности и нарядности растреллиевских построек, но и далеко еще до сдержанной лаконичности, характерной для сооружений строгого классицизма.

Внутренняя планировка Китайского дворца построена по принципу анфилады — одной большой, проходящей вдоль здания, и двух коротких поперечных, идущих по ризалитам. Интерьеры семнадцати залов сохранили почти полностью отделку XVIII века, что дает представление о роскошном убранстве дворцовых построек екатерининского времени. Все живописные работы исполнены венецианскими мастерами во главе с Дж. Б. Тьеполо. Потолки многих помещений украшены живописными плафонами, доставленными в Ораниенбаум из Италии. Орнаментальную роспись и лепнину стен и потолков дополняют паркеты наборной работы по рисункам А. Ринальди.

Самым крупным и парадным помещением дворца является Большой, или Овальный, зал. Предназначавшийся для официальных приемов, он украшен колоннами искусственного мрамора, многочисленными живописными панно, мраморными барельефами работы М. А. Колло. Композицию зала сейчас завершает плафон работы С. Торелли, ранее находившийся в Мраморном дворце и заменивший утраченный плафон Дж. Б. Тьеполо.

Не менее интересен Зал муз, расположенный в восточном выступе дворца. Его стены покрыты росписью С. Торелли, им же написан плафон «Торжество Венеры». Изумляет богатством красок, сверканием стекляруса, блеском позолоты Стеклярусный кабинет, примыкающий к Большому залу. Это, пожалуй, самое изысканное по отделке помещение дворца.

В западной части дворца находятся помещения, определившие название здания,— Малый китайский кабинет, Большой китайский кабинет и Китайская опочивальня. В их декоративной отделке использованы приемы и мотивы китайского прикладного искусства. Замечателен но красочности плафон работы братьев С. и Д. Бароцци «Союз Европы и Азии», украшающий Большой китайский кабинет.

Много ценного в убранстве и других помещений Китайского дворца. Выразительные портреты работы П. Ротари, красочные живописные плафоны, искуснейшая резьба по дереву, наборные паркеты, мастерски выполненные по рисункам А. Ринальди, стилистическое единство всех элементов художественного оформления — все это превращает каждое помещение в подлинное произведение искусства. В результате реставрационных работ, проведенных в 1970— 1980-х годах, многим интерьерам возвращен первоначальный облик.

Китайский дворец — единственный памятник рококо в русской архитектуре. По образному замечанию известного художника и искусствоведа А. Н. Бенуа, во дворце «живописные узоры, штукатурные орнаменты, картины, архитектурные детали — все это связано в одно неразрывное целое, имеющее по своему чисто музыкальному эффекту что-то общее с сонатами Гайдна или Моцарта».

Перед южным фасадом дворца расположен пруд неправильной формы с небольшим островком. На его берегу стоит беседка Пергола, построенная в 1870-х годах по образцу итальянских беседок. Партерные газоны вокруг дворца украшают скульптуры на темы античной мифологии.