Литература: 

А.П.Крюковских "Дворцы Санкт-Петербурга" Санкт-Петербург Лениздат 1997

Павловский дворец

К концу XVIII в южнее Царского Села начал складываться дворцово-парковый ансамбль. Это Павловск, основанный в 1777 году как усадьба великого князя Павла Петровича, сына Екатерины II. Из пригородов Петербурга, служивших прежде царскими резиденциями, он возник позднее других. Великий князь почти сразу уступил все земли своей супруге, великой княгине Марии Федоровне. Уже вскоре здесь, на берегах речки Славянки , поднялись первые дворцовые постройки, названные Паульлюст («Павлова утеха») и Мариенталь («Марьина долина»). Эти здания внешне совсем не напоминали дворцы: небольшие, скромно отделанные, они казались обычными домами, принадлежавшими состоятельным людям.

В начале 1780-х годов непосредственное руководство всеми работами в Павловске было поручено архитектору Камерону. Именно здесь в полной мере раскрылось незаурядное творческое дарование зодчего, проявилась его неисчерпаемая художественная фантазия. Опираясь на глубокое знание памятников античности, Камерон создал совершенный ансамбль, включающий обширный пейзажный парк и множество различных архитектурных сооружений.

Как в Гатчине и Царском Селе, центром грандиозного ансамбля служит дворец, построенный в 1782—1786 годах. Камерон расположил здание на высоком холме, сделав его архитектурной доминантой обширной территории парка.

Центральный кубический корпус дворца увенчан легким куполом на барабане, окруженном шестьюдесятью четырьмя дорическими колоннами. К главному корпусу примыкают дугообразные галереи с колоннадой, заканчивающиеся флигелями, образуя парадный двор. Обращенный во двор фасад дворца полон строгости и торжественности. Его украшает портик из четырех пар коринфских колонн, опирающийся на массивный цокольный этаж, обработанный рустами. По сравнению с ним боковые флигеля, охватывающие подковой двор, выглядят довольно скромно.

По-другому смотрится дворец со стороны реки Славянки. Выходящий к ней парковый фасад отмечен портиком с треугольным фронтоном, причем в отличие от дворцового фасада сдвоенные колонны стоят здесь только по краям. Склон пологого холма, на вершину которого поднято здание, кажется его пьедесталом. Издали прекрасно видна величественная колоннада купольного барабана, венчающего дворец.

Здание, построенное Камероном, поражало удивительной цельностью своей композиции, гармоничным единством внешнего и внутреннего облика. Однако уже через десять лет дворец подвергся значительной переделке. По указанию Павла, ставшего императором, архитектор В.Бренна в 1797—1799 годах надстроил на один этаж соединительные галереи и боковые флигеля, пристроил к флигелям два полуциркульных служебных двухэтажных корпуса, сделавших парадный двор более замкнутым. В результате дворец получил в плане очертания подковы, фасады его новых частей украсили скульптурные композиции на военную тематику. Помещения дворца, отделенные Камероном подчеркнуто строго, были дополнены залами, оформленными Бренной.

В 1803 году многие помещения дворца сильно пострадали от пожара. Их восстановлением руководил А. Н. Воронихин, заменивший утраченную отделку новым художественным убранством. В работах участвовал тогда и другой известный зодчий — Дж. Кваренги, оформивший ряд помещений первого этажа центрального корпуса.

Среди внутренних помещений парадного второго этажа дворца доминирует круглый купольный Итальянский зал, в создании которого участвовали Камерон, заложивший основы его оформления, и Бренна, выполнивший значительную часть лепных работ. Зал производит торжественное впечатление благодаря хорам и огромному кессонированному куполу, разделенному на восемь частей продольными полосами.

По периметру дворца идет ряд прямоугольных помещений, великолепно отделанных в стиле классицизма. Среди них выделяется Греческий зал, устроенный по типу греческого дворика-перистиля, украшенный двумя рядами колонн зеленого искусственного мрамора. Непосредственно под Греческим залом расположена Столовая, отделанная по проекту Камерона. Ее светло-зеленые стены расчленены белыми каннелированными пилястрами, завершенными капителями коринфского ордера. Строгая изысканность отделки зала подчеркнута золочеными резными рамами зеркал.

Парадные залы продолжаются и в дуговых галереях, и в левом флигеле, где по проекту Бренны был отстроен и декорирован громадный восьмиугольный Тронный зал (или Парадная столовая). Роспись перспективного плафона исполнил художник-декоратор П. Гонзаго. Скульптурное оформление оконных и дверных проемов сделали ваятели И. П. Мартос и М. И. Козловский. Торжественно выглядит Картинная галерея, представляющая двусветный, плавно изогнутый зал, плафоны которого расписал художник Я. Меттенлейтер. В галерее размещалось свыше ста работ западноевропейских художников XVII—XVIII веков, в том числе полотна П. Рубенса, П. Баттони, Г. Робера, Ж. Берне, Р. Менгса и других мастеров, приобретенные за рубежом специально для дворца.

С особой тщательностью был отделан интерьер Дворцовой церкви, занимавшей по высоте полтора этажа. Ее небольшой иконостас поражал искусством резьбы, изяществом золоченого узора. На левом пилоне находилась копия с картины Б. Мурильо «Вознесение Мадонны», исполненная художником П. И. Дрожжиным. К хорам церкви примыкал Кавалерский зал, предназначавшийся для приема кавалеров Мальтийского ордена.

В отличие от большинства интерьеров дворца, созданных в стиле классицизма, убранство Парадной опочивальни выдержано в духе Людовика XVI. Обивка ее стен выполнена по эскизу Ван Леена, мебель изготовлена парижским мастером А. Жакобом. Составная часть убранства спальни — фарфоровый туалетный прибор Севрской мануфактуры, подаренный Павлу 1 Людовиком XVI.

Не менее интересен интерьер кабинета «Фонарик», оформленный А. Н. Воронихиным. Наружную стену кабинета зодчий заменил широким стеклянным полукружием — эркером, разделенным четырьмя ионическими колоннами, несущими кессонированный полукупол. Арку свода поддерживают кариатиды, исполненные по модели В. И. Демут-Малиновского.

В 1806—1807 годах в украшении дворца участвовал П. Гонзаго, написавший на стенах дугообразной галереи (так называемой Галереи Гонзаго) знаменитые фрески, воспроизводившие живописную перспективу грандиозных дворцовых сооружений. В композицию входили скульптуры и декоративные вазы. Фрески погибли во время пожара в январе 1944 года. В настоящее время начато восстановление Галереи Гонзаго.

Последним из великих мастеров во дворце работал архитектор К. И. Росси. Надстроив в 1822—1824 годах второй этаж над Галереей Гонзаго, он разместил в нем дворцовую Библиотеку. Фасад, выходящий в парк, зодчий оформил пятью большими арочными окнами, равными по ширине расстоянию между парами ионических колонн первого этажа. Тем самым Росси мастерски объединил открытую Галерею Гонзаго с фасадом Библиотеки, завершив формирование фасадов дворца.

В 1872 году перед дворцом был установлен памятник Павлу 1. Это вольная копия скульптора И. П. Витали с бронзового оригинала, находящегося в Гатчине.

Одновременно со строительством дворца Ч. Камерон заложил основы композиционного решения парка. Участки, прилегающие к дворцу, архитектор разбил в стиле, близком к регулярным садам, тогда как остальным районам парка придал в основном пейзажный характер. В старой части парка Камерон в 1800—1801 годах возвел павильон Трех граций, напоминающий сквозной античный пoртик. На редкость легкий и стройный, павильон представляет собой открытую каменную террасу, шестнадцать ионических колонн которой несут двускатную кровлю. В центре террасы стоит полная изящества мраморная группа «Три грации», исполненная ваятелем П. Трискорни(копия со скульптуры Кановы). Южный фасад центрального корпуса дворца и павильон Трех граций образуют целостный архитектурный ансамбль, решенный в стиле классицизма.

С другой стороны дворца в начале 1780-х годов была проложена Тройная липовая аллея. Ее разросшиеся деревья придают особую парадность центральному району парка. Примерно в середине Тройной липовой аллеи, с южной ее стороны, расположен Вольер (Птичник), одноэтажный павильон, сооруженный Камероном в 1782 году. В Вольере, богато обставленном, держали певчих птиц, устраивала танцы и ужины семья Павла 1.

Тогда же в излучине реки Славянки Камерон соорудил Храм дружбы , представляющий собой ротонду, окруженную венцом шестнадцати дорических колонн и увенчанную плоским куполом. На другом берегу реки, прямо против дворца, стоит знаменитая Колоннада Аполлона, созданная Камероном в 1783 году. Первоначально замкнутое двойное кольцо ее колонн, несущих антаблемент, в 1817 году неожиданно разорвалось из-за подмыва почвы после сильной грозы. С того времени колоннада так и осталась в виде живописной руины.

В уединенном уголке Дворцового парка, к северо-востоку от дворца, находится павильон «Памятник родителям», воздвигнутый Камероном в 1786 году. В полукруглой нише за двумя дорическими колоннами помещена мраморная скульптурная группа работы И. П. Мартоса. На стенах укреплены мемориальные доски в память умерших родственников императрицы Марии Федоровны, супруги Павла 1.

Камероном построены также павильон Холодная баня (1799), Елизаветин павильон (1801) и Руины (1804).

Значительные работы в парке были выполнены под руководством В. Бренны. Одна из ранних его работ — павильон Пиль-башня, сооруженный в 1795 году у самого берега реки Славянки. Роспись наружных стен башни исполнена П. Гонзаго. На берегу Мариентальского пруда Бренна построил деревянный Трельяж (1793), а спуск к воде оформил Большой каменной лестницей, в три широких марша (1797). Он закончил в 1799 году павильон Музыкальный зал, начатый Камероном. От дворца к реке Славянке Бренна построил Большую (Итальянскую) каменную лестницу (1799), Театральные ворота с центральной проезжей частью и двумя боковыми проходами (1802).

К числу лучших художественных памятников парка принадлежит Мавзолей, сооруженный в 1808—1809 годах архитектором Ж. Тома де Томоном по заказу Марии Федоровны в память Павла 1. Зданию придан облик античного храма с четырехколонным дорическим портиком, на фронтоне которого начертаны слова «Супругу-благодетелю». Внутри, против входа, находится беломраморная скульптура работы И. П. Мартоса, исполненная в то же время. Мавзолей невозможно отделить от дворца, с которым он составляет единое архитектурное целое.

Много сделал для украшения парка А. Н. Воронихин. В 1808 году по его замыслу через реку Славянку перебросили мост, получивший название Висконтиева. Строителем моста был «каменных дел мастер» К. Висконти, использовавший для его облицовки пудостский камень. В дворцовом районе парка Воронихин в том же году построил Воздушный театр с террасной сценой, трельяжными кулисами и оградой. В годы Великой Отечественной войны погибло другое замечательное сооружение зодчего — Розовый павильон, расположенный неподалеку от Парадного поля, к северу-востоку от дворца. Его отличало поистине идеальное совершенство форм, изящество внутреннего убранства. В настоящее время завершаются работы по воссозданию сооружения.

Немалый вклад в украшение парка внес и К. И. Росси. В 1816 году он создал проект небольшого павильона, перекрытого полукуполом (воздвигнутый лишь в 1914 году в конце Тройной липовой аллеи, на открытой площадке, он получил название «Павильон Росси»). В 1820-х годах Росси установил в парке несколько новых ворот: Чугунные, Ворота с вазами и Ворота у Розового павильона. У Храма дружбы через реку Славянку он перекинул Чугунный мостик, украшенный вазами. Наконец, по рисунку Росси сооружены торжественные Триумфальные Николаевские ворота с декоративной чугунной решеткой и литыми украшениями.

Таким образом, менее чем за полвека на берегах Славянки сложился грандиозный, целостный по художественному облику дворцово-парковый ансамбль, созданный выдающимися архитекторами, художниками, скульпторами и садовыми мастерами. Павловскому дворцу и парку посвятил вдохновенные строки В. А. Жуковский:

Сколь милы в Павловске вечерние картины!
Люблю, когда закат безоблачный горит;
Пылая, зыблются древесные вершины,
И ярким заревом осыпанный дворец,
Глядясь с полугоры в водах, покрытых тенью,
Мрачится медленно, и купол, как венец,
Над потемневшею дерев окрестных сенью
Заката пламени сияет в вышине
И вместе с пламенем заката угасает.      

После смерти в 1828 году вдовы Павла 1 Марии Федоровны никаких значительных работ в Павловском дворце не проводилось, хотя он и оставался одной из загородных резиденций российских императоров.

В 1838 году в северо-западной части парка по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера был построен Курзал «Музыкальный воксал» — концертный зал при железнодорожном вокзале Павловска. В нем свыше семидесяти лет постоянно устраивались концерты симфонических и камерных оркестров, которыми руководили прославленные русские и западноевропейские дирижеры.

В 1918 году в Павловском дворце открылся музей. Однако уже вскоре значительная часть высокохудожественных произведений, находившихся во дворце, была направлена в Государственный фонд, в Антиквариат, для продажи иностранным коллекционерам. В итоге музей лишился около 600 живописных работ. Распродаже подверглись многие уникальные коллекции фарфора, старинные мебельные гарнитуры, художественная бронза и другие предметы убранства. К счастью, далеко не все музейные ценности пересекли границу, определенная их часть осталась в стране, была передана Государственному Эрмитажу и другим музеям, где находится по сей день.

Серьезно пострадал Павловский дворец в годы Великой Отечественной войны. Его фасады и внутренние помещения были повреждены пожаром, изранены взрывными волнами и осколками. Остов здания и некоторые интерьеры уцелели. Сохранились также произведения искусства, предметы мебели и утвари, которые удалось своевременно эвакуировать или спрятать.

Восстановительные работы в Павловске начались почти сразу после освобождения города от врага. В 1950 году открылся парк, а в 1957 году приняли посетителей семь первых залов дворца, в том числе Тронный и Кавалерский. В 1970 году реставрационные работы в Павловском дворце в основном завершились. Возрожденный дворцово-парковый ансамбль Павловска относится к художественно-архитектурным памятникам мирового значения.