Литература: 

А.П.Крюковских "Дворцы Санкт-Петербурга" Санкт-Петербург Лениздат 1997

Шуваловский (Нарышкинский) дворец

Шуваловский (Нарышкинский) дворец

Облик Шуваловского дворца, занимающего участок на углу набережной Фонтанки и Итальянской улицы достаточно скромен. В начале 1820-х годов находившийся здесь прежде особняк приобрел обер-егермейстер двора Д. Л. Нарышкин. Он существенно расширил здание, сделал к нему пристройку, в которой расположился ряд парадных помещений. Некоторое время спустя дворец перешел в собственность графини С. Л. Шуваловой. Согласно ее желанию, в 1844—1846 годах архитектор Б. Симон реконструировал основное здание и пристройки к нему. Фасады в духе архитектуры ренессанса оформил архитектор Н. Е. Ефимов. Дворец заметно оживил застройку правого берега Фонтанки, встав напротив монументального здания Екатерининского института, построенного Кваренги на другом ее берегу.

Среди парадных помещений дворца, отделанных Симоном, наиболее интересны вестибюль и парадная лестница с колоннадой во втором этаже, Золотая, Синяя и Красная гостиные. В Золотой гостиной шатровый потолок украшен орнаментальной лепкой, дверные и оконные обрамления устроены из деревянных витых колонн. Эффектно выглядит Колонный зал, декорированный мраморными коринфскими колоннами и скульптурными панно, изображающими сцены Троянской войны. Монохромная роспись плафона исполнена Дж. Б. Скотти.

Позднее, когда владельцами здания стали Шуваловы, в его залах постепенно собралась коллекция произведений живописи, скульптуры, фарфора, фаянса, стекла, резной кости.

В 1919 году во дворце открылся Музей быта, но уже через шесть лет собрание Шуваловых было передано Государственному Эрмитажу и другим музеям. В последующие годы в здании поочередно размещались различные организации.

С 1965 года во дворце находится Дом дружбы и мира с народами зарубежных стран.

С 2006 года во дворце шла реставрация. 19 ноября 2013 года в нём официально открывается музей Фаберже. Он стал первым в России частным музеем федерального масштаба.

В основе собрания - уникальные произведения ювелира Карла Фаберже. Началу коллекции положил император Александр III . По его просьбе в 1885 году мастера Фаберже (сам Карл Фаберже в переводе на современный язык был удачливым менеджером - ред.) изготовили яйцо в виде курочки. Царь преподнес его жене Марии Федоровне. С тех пор каждый год в Зимний дворец отправлялось по одному, а с 1894 года - по два пасхальных подарка.

Пасхальные ювелирные изделия расположены в Cиней гостиной дворца. В других залах экспонируются коллекции русского фарфора XIX века, эмали, камнерезные изделия, русские иконы, живопись, серебро, драгоценная утварь и мемориальные предметы.