Храм преподобномученика Андрея Критского является городским подворьем Константино-Еленинского женского монастыря, расположенного в поселке Ленинское Выборгского района Ленинградской области. Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил статус монастыря 6 октября 2006 года по представлению Высокопреосвященнейшего Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Константино-Еленинский монастырь - тринадцатая монашеская обитель в Санкт-Петербургской Епархии - находится неподалеку от разрушенного Свято-Троицкого Линтульского монастыря, освященного благословением и молитвами святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. Константино-Еленинский монастырь хранит и молитвенно чтит более семидесяти святынь: частицы мощей древних святых, иконы афонского письма, в том числе чудотворный образ Божией Матери Всецарица. История храма преподобномученика Андрея Критского тесно соприкасается с деятельностью Экспедиции заготовления государственных бумаг. По решению Министерства финансов на левом берегу Фонтанки под руководством А.А. Бетанкура в 1816-1818 годах была построена особая фабрика для «делания бумажных денежных знаков», где печатались также ценные и гербовые бумаги, а в конце XIX века и художественные издания высокого качества. В то время (1818-1889 гг.) на фабрике работало более 3000 человек. После смерти Управляющего Экспедиции заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ), Ф.Ф. Винберга в 1889 году на его место 9 августа 1889 года был назначен действительный тайный советник заслуженный профессор физики Санкт-Петербургского Технологического института Роберт Эмильевич Ленц (1833-1903 гг.), сын знаменитого российского физика Э.Х. Ленца. Роберт Ленц руководил ЭЗГБ десять лет, до 1899 года.
Непосредственно создание храма и его дальнейшее существование связано с темой новомучеников Российских. Поводом для сооружения церкви стал чудесный случай спасения Царской семьи и будущего Царя-страстотерпца Николая при крушении поезда 17 октября 1888 года на 277-й версте Курско-Харьковско-Азовской железной дороги между станциями Тарановка и Борки (в 60 км южнее Харькова) Змиевского уезда Харьковской губернии. Из-за технических неисправностей железнодорожных путей императорский поезд, шедший со скоростью около 70 км/час, сошел с рельсов и потерпел крушение, свалившись с насыпи. Остались целыми два паровоза и три последних вагона. Царские вагоны были разбиты, в том числе и вагон-ресторан, где в это время собралась на обед Императорская чета - Александр III Александрович и Мария Федоровна, а также и их дети: Наследник Николай, Георгий, Ксения, Михаил и Ольга. Они чудом избежали верной смерти среди искореженных и острых обломков, попав под крышу разбитого вагона. Число всех погибших в царском поезде составило 21 человек. Вся Царская семья осталась невредима, дети получили только синяки и царапины, Император сильно ушиб ногу, а Императрица - руку. Во время трагических событий Император Александр III, обладавший недюжинной физической силой, держал на своих плечах крышу искореженного вагона, пока его семья и другие выбирались из-под обломков. Императрица Мария Федоровна, Наследник Николай и Великий Князь Георгий Александровичи вскоре оказывали помощь раненым. Пришедший санитарный поезд доставил их на станцию Лозовая. 23 октября Императорская семья была в Петербурге.
На месте крушения, в 50 саженях от насыпи появились Спасов скит, храм Спасителя и новый полустанок Спасовка. На месте трагедии был возведен в русско-византийском стиле большой храм Христа Спасителя с колокольней, на сооружение которого русский народ собрал 340 тысяч руб. Иконостас художественной работы и 38 образов написаны художником В.Г. Маковским. Освящение храма состоялось 14 июня 1896 г. в присутствии Царя и Царицы. В память чудесного спасения 17 октября в течение 1888-1896 годов по всей России на народные средства было сооружено 126 храмов, 32 придела, 320 часовен.
14 октября 1889 года, в канун годовщины чудесного избавления Государя Императора и Его Августейшей семьи от опасности, грозившей при крушении поезда у Борков, труженики ЭЗГБ, «движимые верноподданническими чувствами», обратились к министру финансов с ходатайством о Высочайшем разрешении открыть добровольную подписку, чтобы ознаменовать день спасения Царя каким-нибудь «добрым, богоугодным делом». По почину Управляющего Р.Э. Ленца, они постановили выстроить на свои пожертвования отдельную церковь при Экспедиции.
Было решено освятить новый храм во имя того святого, чей день памяти приходится на 17 октября, когда произошло чудесное спасения Царской семьи. В этот день отмечается память нескольких святых. Предпочтение было отдано преподобномученику Андрею,
О жизни преподобномученика Андрея Критского из церковной истории известно немного. Этого святого надо отличать от соименного ему Андрея Критского, творца Великого покаянного канона, который жил несколько ранее преподобномученика. Святой Андрей, в честь которого назван этот храм, прославился страданием за почитание икон во времена иконоборческого гонения в VIII веке. Некоторые подробности его духовного подвига сохранились в житийной литературе.
К маю 1891 гда было собрано ок.32 тыс. рублей пожертвований. Но оказалось, что на постройку отдельно стоящей церкви этой суммы не хватает, и, кроме того, выяснилось, что ЭЗГБ не располагает достаточно обширным свободным местом для отдельно стоящей церкви. Поэтому весной 1891 года было решено на пожертвованные деньги строить домовую церковь, причем для удобства и большей выгодности соединить ее постройку временным возведением на казенный счет двухэтажного здания, необходимого для расширения кладовых Экспедиции. С учетом дополнительного назначения , здания недостающие деньги выделило Министерство финансов.
Изящный проект здания храма составил штатный архитектор ЭЗГБ академик Карл Яковлевич Маевский (1824-1897 гг.). Согласно вышеуказанному решению был сделан проект нового трехэтажного каменного здания в русском стиле, верхний этаж которого предназначен под домовую церковь, а два нижних специально для складов Экспедиции. Место для постройки нового здания выбрали на южном дворе, где находились многочисленные и разнообразные склады предприятия. Этот двор выходил к Рижскому проспекту. Было собрано по подписке 36,5 тысяч рублей, которые были превращены в особый капитал в виде процентных бумаг, кредитных билетов , и прочего. Согласно предварительной смете на постройку здания требовалось 61 тысяча рублей. Из них 6,5 тысяч рублей было предназначено на приспособление домовой церкви, которая, когда не было богослужений, ипользовалась как зал для совместного пребывания в нем малолетних детей служащих Экспедиции («детский сад»).
Постройка здания производилась в 1891-1892 годах автором проекта академиком К.Я. Маевским. Строили хозяйственным способом под наблюдением особой Комиссии. В Строительную комиссию входил будущий новомученик священник Философ Николаевич Орнатский, видный церковный деятель. В день Успения Божией Матери, 15 августа 1891 года, была совершена закладка храма вместимостью две тысячи молящихся, во имя святого преподобномученика Андрея Критского. Молебен при закладке храма совершал всероссийский пастырь отец Иоанн (Сергиев) Кронштадтский. Строители спешили завершить строительство к октябрю следующего года. Перед освящением храма из 2-го отделения ЭЗГБ в новую церковь были переданы все предметы, которые с давних пор использовались для различных богослужений, проводимых на территории фабрики: мельхиоровое блюдо, крест, кадило, кропило, чаша, трехсвечник и Евангелие. Была создана особая комиссия ЭЗГБ по управлению делами церкви.
В воскресенье 18 октября 1892 года состоялось торжественное освящение домовой церкви во имя святого Андрея Критского и в память чудесного избавления Их Императорских Высочеств и Августейших детей от опасности, грозившей при крушении поезда на станции Борки 17 октября 1888 года.
Почти все образа для резного дубового иконостаса были написаны художником Дмитрием Васильевичем Труновым (1843-?)- Образы четырех Евангелистов и Благовещение Пресвятой Богородицы на Царских вратах исполнил профессор исторической живописи Академии Художеств Адольф Иосифович Шарлемань (1826-1901 гг.), который работал штатным художником в ЭЗГБ. Образ «Нерукотворный Спас» написал Виктор Алексеевич Бобров (1842-1918 гг.), а запрестольный образ - цветной витраж «Моление о чаше», по известной картине Ф. Бруни, выполнила фирма художника Франка. Причем оба указанных образа были исполнены безвозмездно. Снаружи, в арке над входом в церковный зал, поместили авторскую копию картины академика Ивана Кузьмича Макарова (1822-1897 гг.), изображающую крушение в Борках. Эскиз этой картины искусствоведы Государственной Третьяковской галереи ныне относят к таким работам И.К. Макарова, местонахождение которых неизвестно. Вероятно, в арке над входом с проспекта, находился образ святого Андрея Критского, защищенный от влияния атмосферных осадков.
С разрешения министра финансов в 1895-1897 годах на пожертвования разных поставщиков и подрядчиков Экспедиции была выстроена близ фабричного лазарета пятиглавая Троицкая часовня, которая выходила на набережную реки Фонтанки. В часовне совершались поминовения усопших.
В 1899-1918 годах Управляющим ЭЗГБ был академик князь Б.Б. Голицын. В 1900 году на фабрике работало 3700 человек, она была одним из самых богатых государственных предприятий: имела свою больницу, санаторий, приют-ясли, клуб и театр, техническую школу и дачу для малоимущих рабочих. 24 сентября 1900 года протоиерей Философ Орнатский обвенчал в церкви пре-подобномученика Андрея Критского студента Электротехнического института Сергея Михайловича Лихачева (1876-1942 гг.) и дочь гдовского купца Веру Семеновну Коняеву - будущих родителей Дмитрия Сергеевича Лихачева. Возможно, в 1906 году они крестили сына именно в этом храме.
Первым настоятелем храма с 1892 по 1913 год был отец Философ Николаевич Орнатский (1860 - 1918) . Двадцать шесть лет отец Философ являлся председателем «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», успешно противодействуя антицерковным течениям. В 1893 году отец Философ был избран гласным Санкт-Петербургской городской Думы от духовенства и нес свои полномочия до 1917 года. Он принимал участие в устройстве в городе ночлежных домов, сиротских приютов, богаделен. Его стараниями в Санкт-Петербурге и окрестностях было возведено 12 храмов, самый большой из них - храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Кроме того, можно назвать церкви Петра и Павла в Лесном, преподобного Сергия Радонежского на Новосивковской улице, преподобного Серафима Саровского за Нарвской заставой, Предтеченский храм на Выборгской стороне, Герасимовскую церковь, Исидоро-Юрьевский храм.
Сам батюшка, имея большую семью (у него было десять детей), жил очень скромно. Все множество общественных званий и должностей, которые он нес во славу Божию, средств к существованию не приносили. Через его руки, как Председателя комитетов по строительству храмов, проходили огромные суммы денег, а он давал частные уроки, чтобы прокормить семью. Известен был батюшка и как редактор и цензор таких столичных духовных журналов, как «Санкт-Петербургский Духовный Вестник» (издавался с 1894 года), «Отдых христианина» (с 1901 года), «Православно-Русское слово» (с 1902 года). Отец Философ был один из ближайших сподвижников священномученика митрополита Петроградского и Цювского Вениамина (Казанского), которого, в бытность того студентом Духовной Академии, батюшка активно привлекал к проповеднической деятельности в рабочей среде Санкт-Петербурга. Узы духовной дружбы связывали его со Святейшим Патриархом Тихоном. Почти двадцать лет отец Философ являлся духовным сыном святого праведного Иоанна Кронштадтского, который часто бывал у него дома и благословлял все его начинания во благо Церкви. Святой пастырь доверил отцу Философу быть посредником в своей переписке со святителем Феофаном, Вышенским затворником. В 1913 году батюшка был назначен на должность настоятеля Казанского кафедрального собора в Санкт-Петербурге. Во время 1-й Мировой войны отец Философ отдал свою квартиру под лазарет для раненых воинов, а сам с семьей переехал в небольшое казенное помещение. Неоднократно и сам выезжал в районы боевых действий, сопровождая транспорты с необходимыми воинам вещами и продуктами, стремясь всеми силами вдохновлять и поддерживать защитников Отечества.
Aрестован с двумя старшими сыновьями 9 августа 1918 г и расстрелян предположительно около 30 октября 1918 года.
Вторым настоятелем был Петр Никандрович Ивановский с 1913 по 1923 год, когда он был арестован и выслан в Коми АССР. В 1929 г он был выслан в г. Пинегу Архангельской области. После этой ссылки ему было запрещено жительство в крупных городах. Он скончался в результате тяжелой болезни 31 августа 1937 года и был похоронен на кладбище около Успенского собора г. Боровичи. В 1960-е годы собор был превращен в клуб, а кладбище уничтожено.
Из послереволюционной истории храма прмч. Андрея Критского можно отметить несколько следующих фактов. 20 марта 1922 года была произведена опись имущества церкви, а метрические книги переданы в Гражданский отдел Нарвского райсовета. 20 апреля 1922 года по предписанию подрайонной комиссии по изъятию церковных ценностей было произведено изъятие ценностей храма. В начале 1923 года обязанности настоятеля временно стал исполнять отец Николай (Наркис) Владимирович Ушаков. 4 мая 1923 года состоялось делегатское собрание бумажной фабрики Гознак с решением ходатайствовать перед Губисполкомом о закрытии домовой церкви для передачи помещения Дому призрения для престарелых рабочих и работниц фабрики. 5 мая 1923 г. по извещению церковного стола Московско-Нарвского района был составлен акт о закрытии церкви как домовой. 9 мая появилось решение Московско-Нарвского райсовета о ликвидации церкви и часовни и использовании их помещений под общественные нужды. 11-14 мая были изъяты все ценности храма, и церковь передана ликвидационной комиссии фабрики Гознака. В мае группа прихожан подала заявление о выдаче им икон для передачи в другую церковь и об их желании присоединиться к приходу Богоявленско-Гутуевской церкви на Двинской улице. Вскоре помещение бывшей церкви стало использоваться под фабричный клуб имени Ногина, а часовня - под фабричный медпункт.
Время богоборческого лихолетья миновало. Храм возвращен Церкви, и 26 сентября 2006 года в нем побывал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Храм продолжает традиции духовного просвещения, заложенные его основателями. На первом этаже здания подворья располагается Музей Христианского искусства (филиал Московского Русского национального музея). Это частная коллекция ценнейших образцов византийской и древнерусской иконописи, религиозной живописи XIX века и предметов прикладного искусства. В 2007 и 2008 годах на подворье проводились в рамках Покровских педагогических чтений научно-практические конференции: «Роль монастырей в духовно-нравственном просвещении общества» и «Древнерусское шитье: традиции и современность». Ко времени конференции были приурочены выставки древнего и современного церковного шитья с участием ведущих мастерских, возрождающих искусство ручной вышивки церковных облачений. Одна из этих мастерских - «Покров», располагается при храме прмч. Андрея Критского и является инициатором проведения конференций и выставок. В 2008 году в храме прмч. Андрея были проведены циклы лекций-концертов духовной музыки. Для участия были приглашены лучшие хоровые коллективы, исполняющие церковные песнопения разных эпох и стилей: хоры Валаамского подворья и подворья Оптиной Пустыни, хор Московского Данилова монастыря, Шереметьевский мужской хор, Русская роговая капелла... В 2008 году при подворье открылось Народное училище благочестия: воскресная школа для взрослых с теоретическим и практическим отделениями. Теоретическое отделение организует пастырские беседы по Основам православной веры и циклы лекций для более углубленного изучения важнейших богословских дисциплин: истории Церкви, Священного Писания Ветхого и Нового Завета, церковнославянского языка, патрологии, церковного искусства. Практическое отделение проводит обучение церковному пению в любительском хоре, освоение иконописания и орнаментального церковного шитья.