Литература:

  1. Владимирович А.Г., Ерофеев А.Д. "Петербург в названиях улиц"
    "Издательство АСТ" Москва Санкт-Петербург "Астрель-СПб" ВКТ Владимир
  2. Гинзбург А.М. Кириков Б.М. Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX - начала XX века.
    Справочник под общей редакцией Б.М.Кирикова
    "Пилигрим" Санкт-Петербург 1996

Улица Писарева

Улица Писарева проходит от набережной реки Мойки до улицы Декабристов.

Ул. Писарева Перспектива улицы Писарева. Слева со стороны Храповицкого моста, справа со стороны улицы Декабристов Ул. Писарева

Первое название этой улицы - Шафировская. Оно было присвоено 16 апреля 1887 года по находившемуся здесь так называемому Шафирову двору, известному еще с середины XVIII века. Двор же получил наименование по фамилии владельца, статского советника барона Исайи Шафирова. Здание, стоявшее на Мойке, 122, и выходившее на улицу боковым флигелем, было построено еще в 1770-е годы, затем несколько раз перестраивалось, а в 1885 году было капитально реконструировано по проекту Максимилиана Месмахера для великого князя Алексея Александровича Романова (1850—1908). Потому не прошло и трех лет, как улицу переименовали,— с 8 февраля 1890 года она стала Алексеевской.

Алексей Александрович с момента рождения числился во флоте. Во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов был начальником морских команд на Дунае. С 1881 года — главой морского ведомства. Самый известный отзыв о нем как о руководителе принадлежит тогдашнему начальнику Балтийского завода М. И. Кази: «Семь пудов августейшего мяса». Бездарность, проявленная на этом посту великим князем, стала одной из причин разгрома российского флота в русско-японской войне 1904—1905 годов, после которого он был отправлен в отставку. Умер в Париже.

6 октября 1923 года Алексеевскую улицу переименовали в улицу Писателя Писарева, в честь русского критика и публициста Дмитрия Ивановича Писарева (1840—1868). В 1925 году появился современный сокращенный вариант названия - улица Писарева.

Дмитрий Писарев по окончании петербургской гимназии поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, где в нем проросло, по его же словам, «ядовитое зерно скептицизма». Став прагматиком, сторонником полезных стране реальных дел, а не умозрительных дисциплин, критик нападал на творчество русских классиков, в том числе на Пушкина, произведения которого, по мнению Писарева, не способствуют воспитанию любознательности и активной жизненной позиции. Разъяв словно анатомическим скальпелем строки «Евгения Онегина», он осудил нравы Лариных, Ленского, Онегина с откровенно плебейских позиций, став фактически первым ниспровергателем Пушкина.


Дом 2

Особняк В.А.Шретера.

Собственный дом для своей семьи в «кирпичном стиле» был спроектирован Виктором Александровичем Шретером в 1890 г. Архитектор сумел придать облику здания романтический силуэт, вызывающий ассоциации с постройками старинных европейских городов. В облик дома внесены элементы готической архитектуры. Силуэт особняка украшают угловая башенка, остроконечные щипцы и мансарды. Планировка дома - с мастерской, столовой на первом этаже, гостиными , спальнями, детскими комнатами на втором - разработана на принципах рациональности.

Асимметрия фасадов, акцентирование функциональных частей здания - эркеров, лестниц, окон позволяет отнести его стиль к "кирпичному модерну".

Под балкончиком знак общества архитекторов, основателем которого был Виктор Александрович Шретер.

Ул. Писарева, дом 2


Дом 3

Ул. Писарева, дом 3 Оба эти здания являются производственными корпусами кондитерской фабрики "Жорж Борман", впоследствии называвшейся "Кондитерская фабрика им.К.Н.Самойловой". Фабрика занимала все пространство между улицей Писарева и Английским проспектом. Есть корпуса и на Английском проспекте. Архитекторы Виндельбандт Василий Васильевич (1880-е) и Павлов Павел Павлович(1912-1915 гг). Ул. Писарева, дом 3


Дом 4

Это доходный дом архитектора В.А.Шретера, который проектировал и строил сам Виктор Александрович Шретер в 1891-1892 гг. Дом в плане Т-образный; его дворовая часть соединяется с другим доходным домом В.А.Шретера на Мойке 112. Т.о. два дворовых фасада образуют две стороны квадрата, один из углов которого занимает особняк В.А.Шретера на Писарева 2/Мойка 114 . Ул. Писарева, дом 4


Дом 5


Дом 6-8

Запасной дом великого князя Павла Александровича. Во дворе служебные флигели.

Построен в 1889-1891 гг.

Архитектор Слупский Иван Блажеевич

Ул. Писарева, дом 6-8

Ул. Писарева, дом 6-8, фрагмент


Дом 10

Доходный дом Козляниновых. Построен в 1907-1908 гг. в стиле модерн. Архитектор Александр Иванович Фон Гоген. Ул. Писарева, дом 10


Дом 12

Ул. Писарева, дом 12 Ул. Писарева, дом 12 Ул. Писарева, дом 12

Особняк Ф.Г. Козлянинова. Построен в 1891-1892 гг. Архитектор Александр Иванович Фон Гоген. Более длинный, основной фасад здания выходит в сад, который окружал дом.

Cейчас (2016) в здании находится детский дом. Его забор не дает возможности разглядеть, что осталось от сада, а особый статус учреждения побывать внутри.

Ул. Писарева, дом 12

Ул. Писарева, дом 12 Ул. Писарева, дом 12


Дом 14

Построен в 1898 г. Архитектор Розинский Василий Федорович. Ул. Писарева, дом 14


Дом 16

Ул. Писарева, дом 16

Ул. Писарева, дом 16 Ул. Писарева, дом 16, фрагмент

Ул. Писарева, дом 16, фрагмент Этот дом - особняк А.Ф.Евментьева, строительного подрядчика (строил дом с ротондой на Фонтанке 81 и впоследствии владел им (?)), построил для него его сын, архитектор Михаил Александрович Евментьев в 1898-1899 гг. Шлемы с крыльями над окнами, атрибут Меркурия, говорят нам о принадлежности хозяина к купеческому сословию. А портал вокруг двери с маской льва и лавровой ветвью напоминают нам домики недалеко от Екатерининского дворца в Пушкине.

Сейчас (2016 г) в этом здании детский сад.

Ул. Писарева, дом 16, фрагмент

Ул. Писарева, дом 16

Ул. Писарева, дом 16 Ул. Писарева, дом 16


Дом 18

Ул. Писарева, дом 18 Архитектор Михаил Александрович Евментьев в 1901-1902 гг. построил и на соседнем участке доходный дом - дом 18, который фактически состоит из двух зданий. Одно из них с угловым эркером и башней. Ул. Писарева, дом 18

Ул. Писарева, дом 18

Ул. Писарева, дом 18 Ул. Писарева, дом 18


Дом 20

Декорационный магазин и зал дирекции Императорских театров. Здание для хранения и писания декораций было заложено 3 мая 1900 г. В течение года строительство было завершено.

Архитектор Шретер Виктор Александрович. .

Ул. Писарева, дом 20

Здание возведено из кирпича на растворе из романского цемента. Наружные стены обработаны двенадцатью контрфорсами. Лицевой фасад отделан высококачественным кирпичем, украшен четырьмя выступами-вышками с верхушками из оцинкованной стали. На фасаде установлены четыре кронштейна для флагов. На трех главных дверях установили орнаментированные оковы и железные углы для предохранения притолок от порчи при проносе декораций. Крышу покрыли оцинкованным железом. В средней части был устроен фонарь из двойных легерных стекол. В первых трех этажах помещался магазин (склад) для декораций, в четвертом - поделочная мастерская. Над ней находился кабинет художника и зал для писания декораций. Металлические стропила и металлические переплеты в окнах боковых стен пятого этажа выполнялись под руководством инженера-технолога Д. М. Ануфриева. Ул. Писарева, дом 20

В ночь с 4 на 5 сентября 2003 г. в здании произошел пожар, нанесший значительный ущерб. Полностью были уничтожены металлические балки междуэтажных перекрытий. Огонь уничтожил крышу со световым фонарем, венчающий карниз, ленточное остекление боковых фасадов. В стенах появились трещины.

Дирекция Мариинского театра, которой принадлежало здание, приняло решение об устройстве здесь концертного зала. Французский архитектор Ксавье Фабр предложил проект, утвержденный в 2005 г. и выполненный за два года. Проект предусматривал сохранение лицевого фасада и четырех из пяти пролетов боковых фасадов, с устранением несущей нагрузки на подлинные части. Новая часть здания примыкает с восточной стороны.

Зал рассчитан на 1150 зрителей, оснащен сценой, имеющей приспособления для выступления большого симфонического оркестра с хором и для камерных оперных и балетных постановок. Эффект акустического звучания разработан известным японским специалистом Я. Тойота. Дизайном интерьера занимался художник М. М. Шемякин.

Kонцертный зал (Мариинка-3)

счетчик посещений