Литература:

  1. Новгород - Псков. путеводитель для туристов. М., Профиздат, 1973.

Новгород

Детинец

Новгородский Детинец — древнейший из сохранившихся русских кремлей. Под его нынешншми стенами археологи находят бревенчатые конструкции первоначальной крепости. Возможно, это о ней пишет летописец под 1044 годом: «По весне Володимир заложи город и сдела его". Сложили ее из больших срубов-городен, на которые насыпали земляной вал. На его гребне стояли деревянные стены и башни, а у основания вала с самого начала выкопали глубокий ров. В 1116 году летопись отмечает еще один важный этап в развитии Детинца. Сын Владимира Мономаха новгородский князь Мстислав Владимирович «построил город болий первого»: он обнес стенами нынешнюю южную часть Детинца. С тех пор длина стены—1350 метров — уже ие менялась, но в каждом из последующих веков новгородцы прилежно трудились, совершенствуя свой Кремль. Вместо деревянных башен и стен они возвели каменные, реконструировали боевые яруса и амбразуры башен. Значительные работы были проведены на рубеже XV—XVI столетий. Московский князь, укрепляя мощь единого Русского государства, предпринял тогда строительство нового Кремля в своем государевом городе, а в Новгороде приказал реконструировать кремлевские стены и башни. И хотя появились в эти годы в архитектуре Детинца некоторые элементы, сближающие его с московской крепостью, в целом он все же сохранил свой старый новгородский характер, чуждый какого бы то ни было декоративизма.

Башни, разделяющие прясла стен, cтоят, как богатыри, бдительно несущие стражу. У каждой из них есть что-то свое, отличное от других башен, например, Владимирская, самая северная, закрывалась на ночь дубовыми воротами и решеткой. Не все выстроенные башни уцелели. Еще в начала XIX века были разобраны Пречистенская и Воскресенская башни. На их месте устроили тогда проездные арки, под которыми пролегла дорога Петербург — Москва.

Башня Кокуй. Петр I также внес свою лепту в переоборудование кремлевских башен и стен. При нем поднялась «осмотрительная всего города башня», которую назвали Кокуй (от голландского слова «коке» — смотри, наблюдай). Это самая высокая башня Детинца. Винтовая лестница ведет на ее смотровую площадку. С разных "этажей" открываются великолепные виды на город и окрестности. Построена московским «каменных дел подмастерьем» Семеном Ефимовым.

Княжая башня. Вид с берега Волхова.
Вид на Княжую и Спасскую башни со смотровой площадки башни Кокуй.

Спасская башня. Вид с берега Волхова.
Вид на Спасскую башню и Волхов со смотровой площадки башни Кокуй.
Спасская тоже была проездной, но над ее четырехгранным шатром высится еще маленькая смотровая беседка.

Дворцовая башня. Вид с берега Волхова.
Вид на Княжую, Спасскую и Дворцовую башни и Волхов со смотровой площадки башни Кокуй.

Башня Федоровская - круглая, с несколькими бревенчатыми настилами, находится в северной части Кремля на Владычном дворе. Соседствует с ней тоже круглая Митрополичья башня.

Вид с башни Кокуй на Покровскую башню и Покровскую церковь. Покровская башня очень разнится от других тем, что сильно выдвинута из толщи стены. Бойницы ее верхнего яруса буквально нависли над рвом: защитники крепости в случае необходимости могли расстреливать смельчаков, одолевших водную преграду и пробравшихся к подножию кремлевской стены. Сооруженная в XVI веке, Покровская башня хорошо защищена от артиллерийского обстрела: толщина ее стен почти три метра (ширина самой кремлевской стены около четырех метров).

Главенствует над Детинцем самое древнее из сохранившихся на северо-западе Российской Федерации каменных зданий — Софийский собор. Софийский храм соорудили всего за пять лет. Первый камень в его фундамент был положен в 1045 году, а уже в 1050 году вознеслись величественные купола главного собора Новгорода Великого.

Софийский собор.
Вид на Софийский собор с башни Кокуй.

Большинство древних памятников сосредоточено сейчас в северной части Кремля, которая называлась Владычный двор, т.к. это была резиденция владыки.

Памятник 1000-летию России.

Этот скульптурный монумент нахоится в самом центре Детинца. Открыт он был 8 сентября 1862 года. Новгородский памятник — дебют известного художника М. О. Микешина в области монументальной скульптуры. Ему было всего 24 года, когда он принял участие в конкурсе, объявленном с целью «соорудить народный памятник Тысячелетию государства Российского, где бы могли быть в барельефах или другихизображениях - показаны главнейшие события нашей отечественной истории...». Впоследствии по проектам Микешина было сооружено много других памятников: Екатерине II в Петербурге, Богдану Хмельницкому в Киеве, Ермаку в Новочеркасске и другие.

По официальной версии, контур памятника 1000-летию России напоминает шапку Мономаха, которой венчались на царство русские самодержцы. Но значительно ближе внешний рисунок памятника к очертаниям большого колокола, а в Новгороде такое решение невольно ассоциировалось с образом вечевого вестника. И это верное свидетельство того, что Микешин сочувственно относился к демократическим идеям, волновавшим в ту пору лучшие умы русского общества. Отбор исторических фигур лля памятника носил стого выдержанный характер и выражал не столько гражданские убеждения скульптора, сколько требования официальной идеологии в духе формулы: самодержавие, православие, народность.

Фигуры верхнего ряда отражают события русской истории:
Рюрик (со щитом) - призвание варягов;
Владимир Святой (с крестом) - крещение Руси;
Дмитрий Донской - победа в Куликовской битве;
Иван III - обазование Русского государства;
Михаил Федорович Романов - начало династии Романовых (рядом с ним Пожарский с мечом и коленопреклонный Минин с шапкой Мономаха);
Петр I - образование Российской империии.

В нижнем ряду около 100 фигур, которые подразделяются на 4 группы: 1) - просветители, 2) - государственные люди, 3) герои и военные люди, 4) писатели и художники. Легко узнаваемы Петр I, Eкатерина II, Суворов, Кутузов, Ломоносов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Крылов. Менее известны. но все же узнаваемы Державин, Грибоедов, Жуковский, Александр  I, Николай I, рядом с Екатериной Потемкин, некоторые предполагаются, например, рядом с разбитым вечевым колоколом и опущенной головой - Марфа Борецкая.

Памятник 1000-летию России

Город и окрестности

Вокзал. Справа - фрагмент фасада.

Мемориал-памятник защитникам Новгорода и земли русской

Mемориал-памятник защитникам Новгорода и земли русской

Фрагменты мемориала.

Памятник жертвам политических репрессий

Мы его не сразу нашли. Местные жительницы моего возраста, гуляющие с собачками, нам объяснили, используя свои ориентиры, которые для нас не были естественными. Более молодые новгородцы о нем вообще не знали. Но нашелся человек, который знал и объяснил.

А на том месте, где этот памятник обозначен на карте "Новгород. Карта города (на русском и английском яз.). Издание 2008-2009гг." оказался памятник Петру I.

Возможно, Петр I более уместен в центре большого открытого пространства, и он - символ созидания государственности, а жертвы репрессий навевают грусть и печаль и напоминают о разрушительных процессах в стране, - поэтому памятник перенесли в более тихое место. Но обидно, что молодежь о нем даже не знает. Памятник Петру I в Новгороде 28.07.2009

Здание на ул. Бояна, номера дома не нашла, скорее всего 9.

Здание на ул. Бояна, дом 5, на углу с Большой Дворцовой, просто мне понравилось.

Здание на Большой Дворцовой ул., дом 5, показалось мне интересным. Почудилось в нем что-то загадочное.

Здание Главпочтамта. В июле — августе 1941 года здание было занято штабом Северо-Западного фронта.

Церковь Дмитрия Солунского.

Знаменский собор на Ильине

Построен в 1682-1686 годах. Это типичный образец среднерусского зодчества. Большой пятиглавый храм обнесен с трех сторон крытыми галереями. Первоначально позакомарное покрытие отделялось от нижних частей фасадов карнизом, выполненным из фигурного кирпича. Из него же выложены наличники окон. Полукружия закомар расписаны фресками.

В интерьере сохранились настенные росписи 1702 года, исполненные артелью костромских мастеров, которой руководил Иван Яковлевич Бахматов, поэтому они близки по характеру к фрескам ярославских и костромских церквей этого же времени: в них тоже много мотивов светского содержания.

Знаменский собор. Вид с Ильиной улицы и со двора.

Знаменский собор. Колокольня.

Знаменский собор. Ворота. Вид со двора.

Церковь Спаса Преображения на Ильине

Церковь Спаса Преображения на Ильине - 1374 год - самя нарядная из построек новгородских зодчих. Ее фасады и подкупольный барабан богато украшены нишками, капризно изломанными бровками над узкими щелями окон, несимметрично расположенными вкладными и накладными крестами, полосками бегунца. В полной мере оценить это не удалось, т.к. внешний фасад реставрируется. Конструкция достаточно проста - к основному кубу здания примыкает с востока одна апсида, купол тоже один.
Внутри росписи Феофана Грека, выходца из Византии, выполненные им в 1378 году, которые являются уникальными, т.к. представляют собой единственный образец настенной росписи знаменитого художника, хотя известно, что он работал во многих византийских и русских церквах. Увидеть не удалось.

Церковь Спаса на Нередице

К востоку от Городища, на невысоком Нередицком холме, князь Ярослав Владимирович выстроил в 1198—1199 годах церковь Спаса Преображения. Она оказалась последней каменной постройкой новгородских князей. Положение их к этому времени стало настолько шатким и непрочным, что о возведении таких грандиозных храмов, которые князья строили в былые времена своего могущества, не могло быть и речи. Это небольшое кубическое здание, фасады которого не несут никаких украшений, они только расчленены лопатками соответственно внутреннему разделению церкви четырьмя столбами на три продольных нефа. Полукружия алтарных выступов различны по высоте: центральный вдвое выше крайних. И все же вся композиция храма полна благородной простоты и могучей силы. Блестяще найдено соотношение между основной частью постройки и барабаном единственной главы. Неровность поверхности стен придает зданию особую выразительность и мягкость, сближая его контуры с окружающими плавными линиями невысоких холмов.

Храм был расписан в 1199 году, и вплоть до Великой Отечественной войны фресковые росписи, сплошным ковром покрывавшие стены, столбы, купол, сохранялись в своем первозданном виде. Храм пользовался мировой известностью и привлекал множество туристов. Фашисты не пощадили и этот замечательный памятник: прицельным артиллерийским огнем он был превращен в груду развалин. В 1956—1957 годах церковь удалось восстановить, но от фресковых росписей осталась едва десятая часть. Сохранившиеся фрагменты дают представление о самом характере исчезнувших росписей и позволяют судить о том, что ее исполняли несколько художников, причем трое из них были ведущими и обладали ярко выраженными индивидуальными чертами. Суровые и сильные персонажи нередицких фресок поражают воображение своей реалистичностью и близостью к образам, созданным народной фантазией. А среди погибших росписей были и портретные изображения, в том числе на южной стене — изображение отца Александра Невского, Ярослава Владимировича, с моделью храма.
Церковь Спаса на Нередице.
Внутри побывать не удалось.

Церковь Спаса на Нередице.
Фасады со всех сторон.

Церковь Спаса на Нередице.
Фрагменты.

Церковь Благовещения на Городище

Развалины церкви Благовещения на Городище находятся на правом берегу Волхова, на холме. Сам холм — это так называемое Рюриково городище. Согласно легенде здесь покоится в золотом гробу Рюрик — мифический создатель Русского государства. Его якобы призвали новгородцы навести порядок в своей богатой и обильной земле. И «пришед Рюрик к Илменю и сруби город над Волховом и прозваша и Новгород и седе ту». Когда-то высказывалось предположение, что старый город, предшествовавший возникновению Новгорода, располагался именно здесь. Но сейчас уже не находится сторонников этой точки зрения.

На Городище, действительно, обнаружены следы очень древних поселений еще неолитической эпохи III—II тысячелетий до нашей эры. Но пока нет главного, что искали археологи, — остатков славянского, городища VIII—X столетий. А суть гипотезы и состоит в том, что такое городище быстро разрасталось и его жители стали селиться на холмах левобережья, где и поставили Новый город. Золотой гроб Рюрика здесь тоже давно не ищут. Выяснилось, что старые документы называют это место просто Городищем, и с именем Рюрика его стали соединять уже в XVIII—XIX столетиях.

В 1103 году князь Мстислав Владимирович выстроил каменный храм, который украсил многими дарами. Но церковь не дожила до наших дней. Доктор исторических наук М. К. Каргер установил, что древний храм Благовещения в 1342—1343 году погиб при каких-то загадочных обстоятельствах. Его развалили на все четыре стороны, видимо, по приказу московского князя Симеона. И на развалинах построили новую церковь, не воспользовавшись ни фундаментом, ни строительными материалами старой. А эту «новую» безжалостно расстреляли прямой наводкой из пушек гитлеровцы. М. К. Каргер сделал и другое интересное открытие. Оказалось, что церковь Благовещения по своему плану и объемам была удивительно похожа на Георгиевский собор Юрьевского монастыря. Как титанические врата, стояли эти два храма на берегах Волхова, встречая и провожая гостей Господина Великого Новгорода.

В республиканский период на Городище была резиденция князей. Здесь жил Александр Невский, останавливался Дмитрий Донской, а позже Василий Темный и Иван III. В 1570 году Иван Грозный тоже стоял на Городище, к нему приводили сюда на суд и расправу новгородских именитых бояр. Петр I пожаловал Городище Меньшикову.

Здание на Большой Дворцовой ул., дом 3, Путевой дворец. Он был сооружен в 1771 году по велению Екатерины II для остановок императрицы при ее поездках из Петербурга в Москву и обратно. Проект дворца разработал знаменитый зодчий В. И. Баженов, но в начале XIX века весь ансамбль царской резиденции с двумя подсобными флигелями был реконструирован другим выдающимся русским архитектором, В. П. Стасовым, тогда в нем были штабы военных поселений, создававшихся в Новгородской губернии под присмотром графа Аракчеева. Перед Великой Отечественной войной в бывшем Путевом дворце размещался Дом Красной Армии. Сейчас - городской центр культуры и досуга имени Героя Советского Союза Н. Г. Васильева.

Путевой дворец был поставлен на этом месте не по вольному замыслу зодчего. Еще в глубокой древности берега Волхова были соединены Великим мостом, который вел из Кремля прямо на Ярославов двор или, как позже стали называть, Ярославово дворище . В XVIII веке на месте деревянного моста был сооружен железный с каменными устоями, реконструированный в XIX веке. Через этот мост пролегала дорога из новой в старую столицу России, и по нему проезжали когда-то А. Н. Радищев, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и многие другие знаменитые русские писатели и поэты, посвятившие вдохновенные строки своих произведений великому прошлому Новгорода. Отступая из Новгорода под натиском советских войск в 1944 году, фашисты взорвали мост. Восстановленный после войны, мост стал пешеходным.

Вид с башни Кокуй на правый берег Волхова и пешеходный мост

Ярославово дворище

Название это восходит к имени князя Ярослава Мудрого, который в начале XI века выстроил здесь свою резиденцию. Столетие спустя после княжения Ярослава на дворище поднялась первая каменная постройка Торговой стороны— собор Николая Чудотворца. Его выстроил Мстислав Великий. «Князь великий Мстислав Владимирович, внук великого князя Владимира, — указывает летопись под 1113 годом, — заложил церковь каменную в Великом Новгороде Николы, на княжи дворе».

Никольский собор

Архитектурно Никола на Дворище решен более сурово и просто, чем Софийский собор. К тому же он несколько меньше и, не соперничая с Софией, легко и естественно входит в сложную систему застройки города. Конечно, он тоже испытал на себе разрушающее воздействие времени. Первоначально собор был пятиглавым, покрытие его выглядело наряднее — оно шло по волнистой линии закомар. Hе было пристроек, которые сейчас примыкают к нему с запада и севера и не вяжутся с живой пластичной лепкой древних стен, сложенных из колотого известняка, чередующегося со слоями тонкой плинфы. Kроме того, собор был стройнее и выше, чем теперь: толщина культурного слоя здесь около 2—2,5 метрoв. Обмерами и тщательным обследованием архитектурных конструкций установлено, что Никольский храм имеет много общего с Георгиевским собором Юрьева монастыря (1119 год) и церковью Благовещения на Городище (1103 год). Сейчас уже можно считать окончательно доказанным, что все эти три сооружения возведены мастером Петром — первым русским зодчим, имя которого называют летописи.

От первоначальной фресковой росписи 1125 года в соборе сохранилось немного. Самый интересный фрагмент - это композиция «Иов на Гноище», иллюстрирующая популярный библейский сюжет. В художественном отношении эта фреска — один из самых драгоценных фрагментов древнерусской живописи. Удивительно красиво лицо жены Иова, протягивающей ему еду и питье; изящный с горбинкой нос, красиво очерченные линии глаз и рта, мягкий овал лица — все это доказывает, что здесь работал одаренный мастер, хорошо знакомый с манерой работы греческих художников.

Никольский собор.

В старину Никольский собор был очень популярен. Николай Чудотворец был одним из самых почитаемых на Руси святых. Он считался покровителем плавающих и путешествующих.

Вечевая площадь

Вечевая площадь - это та самая ровная лужайка у северной стены Ниольского собора. Чуть дальше, к северу, ее ограничивала церковь Параскевы Пятницы, а с запада Вечевая площадь спускалась к Волхову. Шатровой колокольни тогда не было: она выстроена в XIX веке. И не было также двухэтажного здания, которое соединяет сейчас колокольню с Воротной башней Гостиного двора. Автором этой постройки, увенчанной шатром, а внизу имеющей два арочных пролета, является тот самый Семен Ефимов, создатель башни Кокуй и построек в Кремле. Хотя по документам он числится всего-навсего подмастерьем, Ефимов оставил заметные следы своей строительной деятельности в Новгороде.

В 90-х годах XVII века Ефимов вместе с Гурием Вахромеевым построил Гостинный двор, арочная стена которого и сейчас стоит над Волховом. Само здание вместе с каменными торговыми рядами и многими другими сооружениями Торга погибло в годы войны. А башню назвали Вечевой по вполне понятным причинам. Видимо, где-то неподалеку от нее на самом деле висел вечевой вестник, высился деревянный помост — ступень, на которой во время вечевой сходки стояли и сидели должностные лица, пменитые сановники и бояре Господина Великого Новгорода.

Bысказано мнение, что в Новгороде изначально существовала республиканская форма правления и вече на протяжении всей истории Новгорода — от его возникновения до включения в состав единого централизованного Русского государства — приглашало сюда князей на договорных началах.

Церковь Иоанна на Опоках.

Новгородские купцы объединялись в торговые общины — корпорации. Наиболее влиятельной из них было «Иванcкое сто», объединявшее купцов-вощаников. Их патрональным храмом была церковь Иоанна Предтечи на Опоках, выстроенная в 1135 году князем Всеволодом. Он передал ее купцам. Конечно, для того чтобы заручиться их поддержкой в бурных стычках, предшествовавших установлению республиканско-вечевого строя в Новгороде, тем более что купцы-вощаники были чуть ли не самыми богатыми, а значит, и могущественными в Новгороде. Только здесь на специально установленных весах разрешалось взвешивать воск, который в ту пору составлял весьма изрядную статью доходов: ведь на изготовление одних только церковных свечей его требовалось десятки тысяч пудов. Здесь же вершился суд по торговым делам. Его возглавлял тысяцкий. А трое старост от бояр и двое от купцов разбирали тяжбы и конфликты, которые возникали при совершении сделок. Зачастую споры разгорались между новгородскими и зарубежными купцами. Немцы жаловались, что купцы-вощаники закладывают в слитки воска кирпичи, а новгородцы, в свою очередь, доказывали, что ганзейцы привозят вино в бочках, не наполненных до края, или ткани, не соответствующие договорной ширине. В храме хранились эталоны торговых мер, за право пользования которыми тоже взималась особая пошлина.

Церковь Иоанна на Опоках

Церковь Георгия на Торгу.

Церковь Успения на Торгу.

Церковь Параскевы-Пятницы

Церковь Параскевы Пятницы напоминает о широких международных связях Новгорода. Ее поставили в 1207 году новгородские заморские купцы, торговавшие с Западной Европой. Посвященная покровительнице торговли, какой издавна считалась святая Параскева, церковь сильно пострадала от многочисленных пожаров, а в годы последней войны — от вандализма гитлеровцев. Сейчас она реставрируется и, насколько это оказалось возможным, восстановлены ее древнейшие конструкции. Интересно, что храм очень напоминает по своему облику некоторые постройки Смоленска, Чернигова, Полоцка. У него такие же притворы с севера, юга и запада, прямоугольные боковые апсиды, пучковые угловые пилястры. По-видимому, уже в XII—XIII веках начинался процесс формирования общерусского архитектурного стиля, но он был на долгое время задержан татаро-монгольским нашествием.

Церковь Прокопия (слева) и церковь Жен Мироносиц (справа, в лесах).

Церковь Благовещения на Торгу.

Свято-Юрьев монастырь 29.07.2009

Везде идет интенсивное строительство-реставрация. Колокольня в лесах - фотографировать нет смысла. Частично в лесах и другие объекты.

Юрьев монастырь многие столетия играл большую роль в хозяйственной и политической жизни Новгорода. Настоятель его обычно замещал новгородского владыку во время его отлучек и был единственным, которому уже в древнейший период истории было присвоено звание архимандрита. В XI-XII веках монастырь получил крупные земельные наделы, а в XIX веке его богатства выросли за счет пожертвований графини Анны Орловой, благодаря которым архимандрит Фотий почти заново остроил монастырь. На его территории лишь одно древнее здание - Георгиевский собор. Все остальные постройки сооружены в первой половине XIX века. Это высокая колокольня, выстроенная по проекту К. Росси; Крестовоздвиженский собор, пять куполов которого украшены золотыми звездами по синему фону; прямоугольник братских келий, окружающих территорию монастыря, в них жили монахи и располагались хозяйственные службы.

Вид на Свято-Юрьев монастырь от церкви Успения музея деревянного зодчества

Спасский собор тоже частично в лесах, а до монастырской стены еще не добралась реставрация

Георгиевский собор Юрьева монастыря.

Георгиевский собор - на втором плане, он с 3-мя шлемовидными куполами и находится внутри. На первом плане и соседнем снимке собор с пятью луковичными главками - о нем я пока нигде не прочитала, ничего не знаю.

Летопись рассказывае, что Георгиевский собор создал в 1119 году мастер Петр. Это первый русский зодчий, имя которого известно. Как и у всех древних новгородских церквй, стены собора имеют неровную, будто вылепленную рукой фактуру. Узкие высокие окна усиливают впечатление суровой простоты и торжественности. Три главы собора были раньше позолочены, а покрытие шло по волнистой линии закомар. Внутри побывать не удалось

Кресто-Воздвиженский собор как бы встроен в монастырскую стену и находится на северо-восточном ее углу.

у тяжелых каменных быков, перешагнувших реку километром выше Юрьева монастыря. Здесь еще до революции начали возводить мост железной дороги Петербург—Орел, но когда началась первая мировая война, строительные работы были прекращены. Передовые круги русской интеллигенции уже тогда протестовали против самой идеи сооружения моста и железной дороги в непосредственной близости к уникальным памятникам русской древности. Но царское правительство, как известно, не прислушивалось к широкому общественному мнению. После Октябрьской революции строительство моста не возобновлялось.

Вид на Волхов и Новгород.

Витославлицы

Витославлицы - Новгородский музей деревянного зодчества, расположенный около Юрьева монастыря. Название происходит от села Витославлицы, которое существовало здесь в XII - XVIII веках. В первой половине XIX века здесь поселилась графиня Анна Орлова, дочь Алексея Орлова-Чесменского. Сохранился ее дом, построенный архитектором К. Росси. Музей деревянного зодчества под открытым небом был открыт 16 мая 1967 года. Включает древнейшие в России деревянные архитектурные памятники XVi века, жилые и производственные постройки XVIII-XIX веков.