Литература:

  1. Владимирович А.Г., Ерофеев А.Д. "Петербург в названиях улиц"
    "Издательство АСТ" Москва Санкт-Петербург "Астрель-СПб" ВКТ Владимир
  2. Гинзбург А.М. Кириков Б.М. "Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX - начала XX века."
    Справочник под общей редакцией Б.М.Кирикова
    "Пилигрим" Санкт-Петербург 1996
  3. Шульц мл. с. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность
    Санкт-Петербург "Глаголъ" 1994

Старообрядчество в России и в Петербурге

СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ХРАМЫ

Причиной раскола в Русской Церкви послужили реформы патриарха Никона, настоявшего на исправлении богослужебных книг и обрядов по современной ему греческой богослужебной практике. Реформы начались с 1653 г. и первоначально были активно поддержаны царем Алексеем Михайловичем.

Основные изменении в церковной обрядности, вводимые Никоном сводились к следующему: двоеперстное крестное знамение было заменено на троеперстное: каждение и крестный ход вокруг церкви стали совершаться “противосолонь" (то есть с севера на юг), а не “посолонь” (с юга на север); славословие “Аллилуийя" во время службы стали произносить трижды, а не дважды; Литургии совершалась теперь над пятью, а не над семью просфорами. Изменен был порядок поклонов во время молитвы Ефрема Сирина на вечерне; в молитве “Символ Веры” был исключен союз "а" в исповедании Иисуса Христа (“рожденна, а не сотворенна") и слово "истиннаго” в исповедании Духа Святого.

В 1656 г., в начале Великого Поста, в неделю Торжества Православия, на службе в Кремлевском Успенском соборе в Москве была провозглашена анафема всем творящим крестное знамение двумя пальцами, как нарушающим догмат Святой Троицы, которую символизируют три пальца, складываемые при крещении.

Реформ патриарха Никона не приняли многие. Главой ревнителей старых традиций и обрядов был протопоп Аввакум, которого после церковного собора 1666—1667 гг. расстригли н сослали сначала в Сибирь, затем на север, и Пустозерскнй острог, а в 1682 г. сожгли а срубе с его сподвижниками Лазарем, Федором и Епифанием.

На протяжении трех столетий старообрядчество существует независимо от официальной реформированной Русской Православной Церкви — как в России, так теперь и за её пределами (в частности, в Канаде и США). В первые десятилетня после раскола против не признававших реформ и отпавших от официальной церкви обшин, сложившихся во второй половине XVII века на окраинах Московского государства, велась прямая бврьба.

Когда в 1703 г. был основан Санкт-Петербург, не могло быть и речи о постройке старообрядческих церквей в новой столице Русского государства. Петр I в январе 1721 г. учредил взамен Патриарха “соборное правительство" в русской церкви — Святейший Синод. Синоду было предоставлено право сбора штрафных сумм с раскольников за непринятие причастия и исповеди в православных церквях н двойных штрафов за ношение бороды и платья старого образца. Для сбора этих сумм Сенат учредил особую “Контору раскольнических дел".

К этому времени старообрядчество распалось на несколько течений, среди которых выделились впоследствии два главных направлении — старообрядцев, приемлющих таинство священства (поповцев) и старообрядцев, таинства священства не приемлющих (беспоповцев). Поповцы признают необходимость существования духовенства и всех церковных таинств, беспоповцы не признают апостольского преемства Русской Православной Церкви.

Церкви и молельни старообрядцев, приемлющих таинство священства (поповцев)

В начале XVIII века большинство общин поповцсв размещалось на Дону и в Черниговском крае. После подавлении восстания Кондратия Булавина 1707-1708 гг., в котором участвовали поповцы, две тысячи поповцев во главе с И.Некрасовым переселились в Турцию, где живут и поныне (поповцы-некрасовцы).

Часть старообрядцев-поповцсв, переселившись в Польшу, основала свое поселение в деревне Ветка на реке Сож; другая часть расселилась на Кубани и в Нижегородской губернии, в керженских лесах (отсюда пошло прозвище староверов — "кержаки”).

В 1800 г. часть поповцев пошла па соглашение с официальной церковью. Сохраняя свою обрядность, она подчинилась местным епархиальным архиереям, образовав Единоверческую церковь.

Другая часть поповцев, не подчинившаяся синодальной церкви, создала свою церковную организацию. Ее главой поповцы признали в середине XIX века боснийского митрополита Амвросия, который сделал центром старообрядчества Белокриницкнй монастырь в Австрии (ныне земли монастыря и сам монастырь находятся на территории Черновицкой области Украины). В 1853 г. в Рогожской слободе под Москвой была создана Московская старообрядческая епископия, подчиненная Белокриницкой иерархии. Бслокриницкую иерархию признало и большинство стэрообрядцев-поповцсв Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской губернии.

Однако часть общин поповцев Белокриницкую иерархию не признала. Ряд общин поповцев, принимавших в общины священников, переходящих в старообрядчество из господствующей реформированной церкви — так называемые беглопоповцы — организовал свой духовный центр в городе Новозыбково Брянской губернии.

В 1862 г. группа православных епископов и мирян обратилась к старообрядцам с призывом к примирению с официальной Православной Церковью и признанию её апостольского преемства. Часть старообрядцев-поповцев приняла положения этого послания, образовав так назмиаемое "окружническое” движение; а часть отвергла их (так называемые "неокружники").

Все перечисленные старообрядческие течения поповцев в начале XX пека имели свои храмы в Санкт-Петербурге.

Церкви и молельни старообрядцев-поповцев Белокриницкого согласия

В 1835 г. на земле, пожертвованной купцом-миллионером старообрядцем Ф. Г. Громовым, между Лиговским каналом и Тентелевой деревней вблизи Холерного Тентелевского кладбища (позже — Митрофаньевского) было устроено старообрядческое Громовское кладбище. На территории кладбища была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы в 1840-х гг., а гораздо позже, в 1912—1915 гг.— большой каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Громовском кладбище. (Громовское кладбище, Ташкентская улица, 8). Деревянное здание церкви было возведено поповской старообрядческой общиной Белокрииицкого согласия на земле, пожертвованной для старообрядческого кладбища Ф. Г. Громовым, в первой половине 1840-х гг. До 1913 г. эта церковь была главным храмом Громовского старообрядческого кладбища. В 1920-х гг. здание церкви было снесено. В 1939 г. само кладбище было закрыто для захоронений, пришло в запустение, многие замечательные по красоте надгробия уничтожены или повреждены.

Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы (Громовское кладбище, Ташкентская улица, 8). Этот великолепный каменный храм был построен на средства старообрядческих общин Петербурга (Белокрииицкого согласии, окружнических) по проекту архитектора Н. Г. Мартьянова в 1912—1915 гг. Храм просуществовал лишь немногим более 20 лет, был закрыт постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 2 февраля 1939 г. и снесен.

Подробнее о Громовском кладбище

Белокриницкая поповская неокружническая церковь (Чубаров, ныне Транспортный переулок, дом 5). Церковь была построена в 1915—1916 гг. по проекту архитектора П. П. Павлова и обслуживала общину поповцев-неокружников. В середине 1920-х гг. церковь была закрыта. Позднее здание, в котором она размешалась, было перестроено.

Подробнее об этой церкви - что сейчас (2018)

Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы (Белокриницкого согласия) на бывшем военном Преображенском кладбище (в здании бывшего православного храма св. Александра Невского) (проспект Александровской фермы, дом 20).

Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы на Преображенском кладбище В 1988 г. здание бывшей православной церкви св. Александра Невского на военном Преображенском кладбише (построенное в 1895—1896 гг. по проекту архитектора В. А. Колянковского) было передано общине старообрядцев-поповцев Белокриницкого согласия. После революции этот храм был закрыт. В войну в здание попал снаряд, и оно оказалось частично разрушенным. К 1980-м были одни развалины. Тогда оно было передано общине старообрядцев-поповцев Белокриницкого согласия. На Громовском старообрядческом кладбище храма нет. Громовская община восстановила здание по сохранившимся чертежам. Стиль - "Нарышкинское барокко". Храм переосвятили. Теперь это храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы на Преображенском кладбище

Церковь поповцев, приемлющих священство, переходящее от официальной Церкви (беглолоповцев).

Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, Архиепископа Мир Ликийских (угол Малоцарскосельского проспекта и Мотятина переулка, ныне Малодетскосельского проспекта, дом 25, и Батайского переулка). Никольская церковь была единственной церконью беглопоповцев в Санкт-Петербурге. Она была построена в 1907 г.; на протяжении ряда предшествующих лет общине не удавалось получить официального разрешения на устроение церкви. Церковь была закрыта в конце 1920-х гг. Дом, в котором она размещалась, и помещение церкви подвергались перестройкам. На моей памяти ( с конца 1950-х ) в этом здании размещались разные школы. Школа находится здесь и сейчас (2018), это школа 5 Адмиралтейского района.

Церкви и молельные дома старообрядческих общин и согласий, священства не приемлющих (беспоповцев)

Старообрядческие общины. отвергающие иерархию Православной церкви, реформированной патриархом Никоном, первоначально, в конце XVII века, имели своё священство, состоявшее из священнослужителей. не принявших никоновских реформ. К расколу примкнули даже некоторые православные епископы, не согласные с решениями Собора 1666 г. Но после смерти священников, остававшихся на стороне старой веры и расстриженных официальной церковью, заменить их было уже некем. Возник ряд общин, отрицающих признанную государством церковную организацию и священство, сохранивших из церковных таинств лишь крещение и исповедь (в некоторых общинах — также таинство брака).

Одной из первых таких общин (которые начали называть себя согласиями) стала Выгорецкая (Выговская) община беспоповцев, основавшая свое поселение в Выговской пустыни на реке Выге в Поморье (в Карелии). В 1722 г. Петр I, уступив требованиям Синода, направил в эту общину иеромонаха Неофита, чтобы иметь о церковном разногласии “тихое, кроткое и безопасное разглагольство, принуждения не творити насильно”. В ответ на письменно оформленные 106 вопросов один из руководителей Поморской общины, Денисов, сочинил целый трактат — знаменитые “Поморские ответы".

Выговская община дала начало Поморскому согласию старообрядцев-беспоповцев (их называют иногда даниловцамн по имени одного из основателей согласия, Даниила Викулина). От поморцев в 1730-х гг. отделилось течение во главе с иноком Филиппом, получившее позднее название Филипповского согласия. Если поморцы признавали таинство брака, то филипповцы — одно нз наиболее радикальных течений в старообрядчестве — брака не признавали, государственные н церковные власти и учреждения считали антихристовыми, отличались замкнутостью и строгой требовательностью при приеме в свои общины. Многие филипповцы, особенно в первые годы существования согласия, проповедовали необходимость ухода из грешного мира — самоуморения голодом и самосожжения.

Одновременно с Поморским согласием в Архангельской губернии была организована община беспоповцев, получившая название Федосеевской по имени ее основателя Феодосия Васильева. Федосеевцы также не признавали таинства брака и отказывались молиться за царя.

При императрице Екатерине II, с ее специального разрешения, часть старообрядцев-бeспоповцев Поморского и Федосеевского согласий переселилась из мест своего первоначального жительства на Севере в центральные губернии России; им было также разрешено основывать свои общины и Санкт-Петербурге, Москве, Новгороде, Пскове, Риге, Ярославле. Поморцы, федосеевцы, а позднее и филипповцы создали в этих городах свои учреждения — молельни, богадельни, больницы.

В Санкт-Петербурге общинами старообрядцев Поморского и Федосеевского согласий были устроены поселения на Малой Охте и там же устроено первое в Петербурге старообрядческое кладбище вблизи Мариинского Малоохтинского православного кладбища. Позже, в XIX веке, поморцы и федосеевцы создавали свои богадельни и молельные дома и в других частях города — на набережной реки Волковки, где было устроено старообрядческое Волково кладбище рядом с православным и лютеранским; на Коломенской улице, недалеко от Никольской единоверческой церкви; в Рождественской части; в Рыбацком.

Ниже приводятся краткие сведения о храмах старообрядческих обшин-согласий, не приемлющих священства. Эти храмы (молельные дома) можно называть церквями с некоторой степенью условности, так как в них отсутствуют освященные алтари, и в общинах нет священников.

Церковь (молельный дом) во имя иконы Божией Матери “Знамение" (Поморского согласия) (Тверская улица, дом 8). В начале 1900-х гг. старообрядческой общиной Поморского согласия был приобретен участок земли на Тверской улице восточнее Таврического сада. На этом участке в 1900—1907 гг. но проекту архитектора Дмитрии Андреевича Крыжановского) было возведено здание церкви. Пятиглавмй храм со звонницей был построен в неорусском стиле с использованием приемов и традиций архитектуры старинных храмов Пскова, Новгорода, Архангельска. Внутреннее убранство церкви производило большое впечатление. По рисункам Крыжановского были выполнены три пятиярусных дубовых иконостаса в древнерусском стиле. В них были помещены старинные новгородские, псковские и московские иконы, бережно хранимые старообрядцами, а также ряд новых — работы мастеров начала XX века. В постройках при храме размещались школа, приют для убогих, кухня, трапезная, свечная мастерская и квартиры служителей церкви.

Церковь Знамения была закрыта согласно постановлению Президиума Ленгорисполкома от 16 ангуста 1933 г. и передана под "культурный очаг" завода “Металл"; однако ее здание сохранилось до нашего времени. Интерьеры церкви существенно перестроены.

Церковь во имя иконы Божией Матери “Знамение" (Поморского согласия) (проспект Юннатов, бывшая Школьная улица, дом 32 при Казанском кладбище в Рыбацком) . Первоначально здание этой церкви было построено в 1882—1883 гг. по проекту архитектора Леонарда Леонардовича Шауфельбергера для православного храма Казанской иконы Божией Матери. В 1988 г. полуразрушенное здание храма (от него сохранились лишь колокольня и каменный притвор) было передано общине Поморского согласия. Храм был построен заново, колокольня и притвор — отреставрированы. В конце 80-х годов началось строительство здания духовно-благотворительного центра «Невская Обитель». В настоящее время существует Невская обитель (Караваевская 16/Дмитрия Устинова 7), небольшое трехэтажное здание с башенкой, похожее на крохотную крепость, где более сорока лет назад, вынуждены были обосноваться, ленинградские староверы-поморцы, официально именующие себя христианами Древлеправославной Поморской Церкви беспоповского брачного согласия. В здании «Невской Обители» расположились: малый храм, трапезная, крестильня, келии для служения треб, оранжерея, столярная мастерская, подсобные помещения. Некоторые из этих помещений нам разрешено было посмотреть во время экскурсии. Здесь работают воскресная школа, курсы по подготовке церковных служащих, библиотека, архив, издательство газеты и церковного календаря, проводятся ежегодные слеты молодежи.

Снимок из рекламы экскурсии Невская обитель

Мужская и женская церкви (молельные дома) при богадельне Федоcеевского согласия на старообрядческом Волковом кладбище) (набережная реки Волковки, дом 3, южнее лютеранского Волковского кладбища). Старообрядческое Волково кладбище было устроено рядом с православным и лютеранским при императрице Екатерине II в начале 1770-х гг. На территории кладбища построили небольшую молельню, а рядом с кладбищем, на берегу реки Волковкн — старообрядческую богадельню для больных и стариков. В начале XIX века рядом с богадельней были построены две небольшие церкви — мужская и женская — для старообрядцев Федосеевского согласия. Церкви были закрыты постановлением Президиума Ленсовета от 16 февраля 1929 г. и переданы Областной социальной страховой кассе. Их здания сохранились до нашего времени в сильно перестроенном виде.

Церковь (молельный дом) Федосеевского согласия в доме Павлина Ивановича Киржакова и Ивана Ивановича Семенова) (Коломенская улица, дом 10а. сейчас дом I2). Церковь была устроена в доме известных деятелей Петербургской общины Федосеевского согласия П. И. Киржакона и И. И. Семенова, построенном в 1911 — 1913 гг. но проекту архитектора Павла Павловича Павлова. Молитвенные собрания федосеевцев проводились и в располагавшемся поблизости доме 80 по Николаевской улице (ныне улице Марата), который также принадлежал семье Киржаковых. Церковь была закрыта согласно постановлению Президиума Леноблисполкома от 26 июля 1936 г. Дом у федосеевской обшины отобран и передан под школу в “дом коммунистического воспитании детей”. Однако сразу после войны — 21 мая 1946 г. — Сонет Министров СССР разрешил открыть в этом здании молельный дом старообрядческой обшины Поморского согласия. Но через 14 лет — 11 марта 1960 г. - Ленгорисполком закрыл и его. Помещение церкви впоследствии перестроено.

Церковь (молельный дом) Филипповского согласия (Волковская улица, дом 19). В доме проводились молитвенные собрания старообрядческой обшины Филипповского согласия. Постановлением Президиума Леноблисполкома от 21 мая 1936 г. он был закрыт и до нашего времени не сохранился. -->

ЕДИНОВЕРЧЕСКИЕ ХРАМЫ

Единоверческое течение, основывающееся на стремлении к воссоединению старообрядческой и господствующей церквей, возникло во второй половине XVIII века. Свое название единоверие получило от митрополита Московского Платона, составившего в 1800 г., по просьбе старообрядцев, правила, согласно которым могло совершаться присоединение старообрядцев к господствующей церкви при условии подчинения епархиальным архиереям в духовных и судебных делах. Несколько раньше, в 1799 г., о Санкт-Петербурге была устроена первая единоверческая церковь; она размещалась в доме купца Милова на Захарьевской улице за Литейным двором. Позже близ дома купца Милова был построен каменный единоверческий храм во имя Николаи Чудотворца. С согласия Святейшего Синода и императора Александра I в 1808 г. в Петербурге было организовано первое единоверческое кладбище: для этого были выделены земли юго-восточнее Большеохтинского кладбища. На кладбище в середине XIX века были построены две единоверческие церкви: Димитрия Содунского и Покровская; позже — третья церковь во имя преподобной Марии Египетской. Единоверческое кладбище было устроено и близ Волковского православного кладбища; здесь была построена единоверческая церковь Сретения Господня.

Одним из главных единоверческих храмов Петербурга стал храм Святители Николая Чудотворца, построенный в 1820-х гг. в Кузнечном переулке недалеко от Кузнечного рынка.

В послереволюционные годы все единоверческие церкви Петербурга были закрыты, большинство их снесено. Сохранился лишь храм Николая Чудотворца на углу Кузнечного переулка и Николаевской улицы {ныне ул. Марата), подвергшийся существеппий внутренней перестройке: в нем в настоящее время размешается Музей Арктики. Но одна из двух часовен при храме уже возвращена (в 1993 г.) единоверческой общине Санкт-Петербурга. Ведутся переговоры об освобождении Музеем Арктики храма Николая Чудотворца н о возвращении его верующим.

Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца и Преображения Господня
(Грязная, позже Николаевская, улица, ныне ул. Марата, дом 24а).

В 1819 г. император Александр I дал разрешение на постройку на углу Кузнечного переулка и Грязной улицы (в будущем Николаевской), недалеко от Владимирской церкви и Кузнечного рынка, единоверческого храма. Здание было построено по проекту архитектора Авраама Ивановича Мельникова в 1820-1826 гг. Церковь была поставлена на возвышенную площадку — стилобат; перед ней была устроена площадь, с которой на стилобат вела широкая каменная лестница. В церкви было устроено пять престолов. Главный алтарь был освящен во имя Преображения Господня 14 июня 1831 г., правый придел — во имя Тихвинской иконы Божией Матери 7 августа 1827 г., левый — во имя Святителя Николая Чудотворца — 24 июля 1838 г. На хорах церкви, под главным сводом, был устроен придел во имя Сошествия Святого Духа, освященный 27 мая 1828 г., а под юго-западным куполом — придел, освященный в честь святого Антония Великого 15 января 1866 г. В ограде церкви возвели две часовни.

Крестообразное в плаве здание церкви расчленено карнизом на два яруса. К нижнему ярусу примыкает портик с шестью дорическим» колоннами, верхний ярус оформлен четырьмя угловыми башнями, связанными друг с другом колоннадой. Здание завершается куполом па четырехгранном основании. Интерьеры церкви были выполнены в классическом стиле. Центральный зал на втором этаже представлял собой круглую колоннаду-ротонду. Очень эффектен был купол церкви, обработанный кессонами; он сохранился до нашего времени в относительной целости. В церкви было много старинных икон, среди них иконы новгородского н псковского письма; находились там и Евангелия, печатанные при патриархах Филарете и Иосифе.

Вскоре после постройки новый храм стал не менее известной единоверческой церковью, чем Миловская церковь на Захарьевской улице. Вплоть до революции 1917 г. эти два храма оставались главными единоверческими церквями Санкт-Петербурга.

В 1928—1930 гг. Никольская единоверческая церковь была иосифлянской. 8 июля 1932 г. её закрыли и отдали под мастерские Театра рабочей молодежи. В 1934 г. здание было передано Музею Арктики, который размешается в нем до настоящего времени. При перестройке здания под музей в 1934 г. многие внутренние помещения церкви были разделены перекрытиями, а лоджии застеклены. Внутренняя отделка частично сохранилась.

Две часовни в ограде церкви Святителя Николая и Преображения Господня (Николаевская улица, ныне улица Марата, дом 24а). Часовни (арх. Авраам Иванович Мельников) были возведены в 1832 г. в память о чудесном избавлении города от эпидемии холеры. Они располагаются в церковной ограде. Б часовнях проводились молебны, отпевания, панихиды. В 1932 г. обе часовни были закрыты и сохранились со значительными утратами. В настоящее время одна часовня возвращена единоверческой циркон Санкт-Петербурга.

счетчик посещений