Первый мост через Фонтанку по приказу Петра I начали строить в 1713 году, на что из казны выделили 50 рублей. Мост этот стоял в створе нынешней Итальянской улицы. Он получил свое название по фамилии командира адмиралтейского «работного батальона» М. О. Аничкова.
Мост обветшал, и в 1726 году на Большой Першпективой дороге {как тогда назывался Невский проспект) построили второй Аничков мост. Его сделали подъемным — для прохождения по Фонтанке судов с мачтами. Тогда же на месте современного дома на набережной Фонтанки 29/66 поставили гауптвахту. Находившаяся в ней стража следила, чтобы в город не входили «подозрительные люди».
В царствование Петра II (внука Петра Великого), в 1728 году, столицу перенесли в Москву. «Не хочу ходить по морю, как дедушка!»,— говорил юный Петр II. Лишь в 1732 году Санкт-Петербург вновь стал столицей. Для торжественной встречи новой царицы — Анны Иoанновны у Аничкова моста соорудили триумфальные ворота, украшенные 17 статуями, картинами на исторические сюжеты, символикой и приветственными надписями. Около двадцати лет стояло это сооружение, статуи развалились, картины превратились в линялые тряпки, и в 1751 году арку разобрали.
К этому времени Аничков мост подвергся частичной реконструкции — в 1742—1749 годах его укрепили на сваях. И, наконец, в 1780-х годах мост радикально перестроили — наподобие сохранившегося моста имени Ломоносова. Строительство было закончено в 1787 году. Аничков мост с четырьмя гранитными башнями являлся пристанищсм для «простолюдинов» — рядовых обывателей столицы, которые здесь вели неспешные разговоры, нанимались на поденную работу, лузгали семечки и наблюдали неторопливое прохождение барж по реке. Все оживленнее становилось движение на Невском проспекте (как с 1783 года стала именоваться главная улица столицы), и на проезжей части гранитного Аничкова моста нередко возникали «пробки» из карет и извозчичьих повозок.
В 1838 году началось строительство нового Аничкова моста, соответствующего ширине Невского проспекта. Строил его инженер А. Д. Готман. Работы велись почти десять лет.
Авторство литых чугунных перил Аничкова моста, в которых скомпонованы изображения русалок и морских коньков, в литературе нередко приписывается А.П. Брюллову. Но они являются копией перил моста через Купферграбен — рукав реки Шпрее в центре Берлина, у начала улицы Унтер-ден-Линден, построенного по проекту Карла Фридриха Шинкеля в 1822—1824 годах. Чугунные решетки берлинского моста выполнены по рисункам К. Ф. Шинкеля. Его, возможно, и следует считать автором важных деталей парапета Аничкова моста. |
|
История этих скульптурных композиций восходит к началу 1830-х годов, когда после сооружения К. А. Тоном гранитной пристани у Академии художеств решено было создать еще два таких же причала на левом берегу Невы, вблизи Зимнего дворца. И тогда Петру Карловичу Клодту поручили вылепить четыре бронзовые фигуры «укротителей коней», чтобы попарно установить их на новых пристанях левого берега Невы.
П. К. Клодт, выходец из древнего лифляндского рода, к этому времени уже был известен своими работами. Отец его умер в бедности, и молодой Клодт начал свою карьеру военной службой. Но вскоре его властно увлекло искусство ваяния. После окончания артиллерийского училища в 1826 году Клодт вышел в отставку и поступил в Академию художеств. Работал он неутомимо. Биограф Клодта рассказывает, что «повсюду, где только предоставлялся удобный случай, — в манеже, на улице, в каретной упряжке, в возу, в размахах бега и в спокойном состоянии, он наблюдал различные движения, позы, аллюры и привычки лошадей. Не имея иного учителя, кроме природы, он слушался только этого одного неизменного профессора и строго изучал сперва только голову, потом склад и все части, стараясь передать их с безупречной точностью до последней жилки».
Созданные Клодтом (в гипсе) два изваяния «Конь с водничим» были высоко оценены Академией художеств. Этими скульптурами решено было украсить Аничков мост. Клодту поручили отлить в бронзе по два экземпляра каждой из конных групп. Скульптор лично произвел отливку двух изваяний. По приказу Николая I Клодт отлил также в бронзе две копии своих скульптур для отправки в Берлин. Этот подарок Николая I прусскому королю вызвал в Берлине всеобщее восхищение. Статуи установили в немецкой столице па высоких постаментах перед королевским дворцом.
Петербургская Академия художеств писала в своем официальном отчете, что статуи Клодта в Берлине «произвели такой всеобщий восторг, какого там никогда не было». Обращено было внимание и на то, что надписи на статуях, отправленных в Берлин, были сделаны Клодтом на русском языке. Прусский король Фридрих-Вильгельм IV в 1845 году прислал в Санкт-Петербург ответный подарок — изваяния двух Слав. По приказу Николая I их поставили на высоких колоннах у начала Конногвардейского бульвара, в ознаменование боевых заслуг конной гвардии.
По обеим сторонам Аничкова моста в то время стояли по две одинаковые группы «Коня с водничим». Но так было недолго. В начале 1840-х годов Николай I в знак благодарности за то, что его жене оказывались в Италии пышные приемы, распорядился снять с одного конца Аничкова моста два бронзовых изваяния и выслать их в дар королю Сицилии Фердинанду П. Так две конные группы Клодта оказались в Неаполе. Там их разместили на площади, параллельно фасаду королевского дворца, где они прекрасно смотрятся «в профиль» и, лучше чем в Берлине, обогащают фасад невысокого и сравнительно скромно оформленного здания.
Свидетельством международного признания таланта и мастерства Клодта явилось его избрание в состав Академии художеств Берлина, Рима и Парижа. На опустевшей стороне Аничкова моста временно установили гипсовые, тонированные под бронзу копии конных групп. Одновременно Клодт получил заказ на отливку их в бронзе. Но скульптор не повторил первую пару статуй — он изваял две новые композиции на тему обуздания дикого коня. Так создалась состоящая из четырех групп своеобразная сюита, последовательно запечатлевшая победу человека над дикой силой.
В первой группе — вздыбленный дикий конь и поверженный на землю человек; вторая группа — юноша поднялся на колено и сдерживает рвущегося вперед коня.
Третья группа — юноша поднялся с колен и уздой осаживает все еще разгоряченного коня. Четвертая группа — конь укрощен, он покорился водничему.
Замысел — дать последовательные фазы укрощения коня — Клодт акцентировал такими деталями: в группах, обращенных в сторону Адмиралтейства, кони уже подкованы, покрыты попонами. На последней (у дома 29/66) группе во рту коня удила, он покорен человеком.
Клодт остался в памяти людской не только своими великолепными творениями, но и выдающимися душевными качествами. Беспредельно скромный, с натруженными руками ваятеля и мастерового-литейщика, он был известен своей добротой и бескорыстием. Клодт постоянно бедствовал, потому что все свои доходы раздавал неимущим. После смерти Клодта в «имуществе» его с трудом сыскали 50 рублей.
В 1941 году, когда фронт приближался к Ленинграду, конные группы были сняты с пьедесталов и бережно закопаны в саду, примыкающем к Аничкову дворцу. Это спасло изваяния. В ночь на 6 ноября 1942 года 250-килограммовая фашистская бомба разорвалась на Аничковой мосту. Взрывная волна смела в Фонтанку 30 метров чугунной решетки и тумбы, державшие перила. Осколки бомбы повредили гранитные постаменты, вырвали из них крупные куски камня. Еще во время войны погибшие звенья решетки были заново отлиты н установлены на прежних местах. Незадолго до окончания войны конные изваяния вновь заняли прежние места па пьедесталах.
За все время своего существования скльптурные группы ни разу не ремонтировались. А поскольку они находятся на пересечении двух оживленнейших магистралей Петербурга - набережной Фонтанки и Невского проспекта особенно за последнее время, когда резко увеличился поток автомобилей, их состояние стало резко ухудшаться. В связи с этим было принято решение об их реставрации, причем в условиях мастерской. Позтому осенью 2000 года они исчезли со своих мест, и мгновенный взгляд, не находя того, к чему привык, словно укалывал, заставляя вспоминать блокаду не только переживших ее, но родившихся после войны, у которых она, безусловно, в генетической памяти. Но вот прошли десять месяцев реставрационных работ, и в ночь на 26 мая 2001 года кони с водничими были водружены на свои места похорошевшими и помолодевшими. И вновь взгляд радуется, и сердце трепещет от восхищения и благодарности великому мастеру Петру Карловичу Клодту.