Литература:

  1. Владимирович А.Г., Ерофеев А.Д. "Петербург в названиях улиц"
    Москва АСТ, Санкт-Петербург Астрель, Владимир ВКТ. 2009
  2. Гинзбург А.М. Кириков Б.М. "Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX - начала XX века."
    Справочник под общей редакцией Б.М.Кирикова
    "Пилигрим" Санкт-Петербург 1996
  3. Соловьева Т.А. "К причалам Английской набережной"
    ИКАР Санкт-Петербург 1998
  4. http://www.citywalls.ru

Английская набережная

Набережная проходит по левому берегу Невы от площади Декабристов до Ново-Адмиралтейского канала. Это своего рода рекордсмен — в XVIII веке было зафиксировано 22 ее названия. Первое из них, известное с 1715 года,— 1-я линия ниже Адмиралтейства. Название говорит само за себя: улица располагалась ниже по течению Невы относительно Адмиралтейства. 20 апреля 1738 года ей официально было присвоено наименование Береговая Нижняя Набережная улица (понятие «набережная», как сокращение словосочетания «набережная улица», появилось чуть позже). Верхней Набережной улицей, то есть расположенной выше по течению Невы, была современная Дворцовая набережная; их разделяло Адмиралтейство с каналами и гаванями, открытыми к Неве. Разумеется, употреблялись и оба сокращенных варианта: Береговая улица и Нижняя набережная линия. Линиями в то время именовались проезды, застроенные только с одной стороны.

Среди прочих имен набережной XVIII столетия следует упомянуть следующие: просто Набережная линия или Набережная улица, как и почти все другие набережные в городе; Набережная Большой Невы реки линия; Невская набережная; Исакиевская набережная (в то время это слово писалось с одной буквой «а»), по Исаакиевской церкви, находившейся тогда ближе к берегу Невы; Галерная набережная — верфь в конце набережной, нынешний Адмиралтейский завод, называлась тогда Галерным двором, отсюда имя параллельной набережной Галерной улицы.

Наконец, в 1777 году появляется наименование Аглинская линия. В этой части города, вблизи Галерного двора, жило много англичан — купцов и мастеров-корабельщиков. Здесь же, в современном доме 56, размещались английское посольство и церковь. Посольство впоследствии выехало отсюда, церковь же оставалась на месте вплоть до 1917 года. Здание постройки первой половины XVIII века было капитально перестроено в 1814 году по проекту Джакомо Кваренги. В 1876 году Ф. К. Болтенгаген несколько изменил фасад, в целом же классический облик, приданный дому Кваренги, остался прежним.

Название набережной постепенно приобретало современную форму — Аглинская набережная, Англинская, с 1829 года — Английская набережная. В это же время исчезли дублирующие наименования, и имя Английская стало официальным. В октябре 1918 года ее переименовали в набережную Красного Флота. Основанием послужило то, что у набережной в ночь штурма Зимнего стоял крейсер «Аврора», отсюда он совершил свой выстрел холостыми снарядами по Зимнему дворцу. Вопреки распространенному мнению, по дворцу крейсер не попал, все незначительные повреждения фасаду Зимнего были нанесены шрапнелью из орудий, стрелявших из-под арки Главного штаба и с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости.

В 1994 году в Петербург приезжала королева Великобритании Елизавета II, и по этому случаю 8 сентября того же года набережной и Английскому проспекту были возвращены исторические названия.


Дом 4

(Галерная улица, дом 3)

Архитекторы Воронихин Андрей Никифорович, Тома де Томон Жан-Франсуа

Год постройки: 1790-е, начало 1800-х

Стиль: Классицизм

Известен как дом графини А. Г. Лаваль

Участок дома вместе с соcедним, занимаемым Сенатом, в 1720-х гг. принадлежал А. Д. Меньшикову.

В 1732 г. участок перешел вице-канцлеру А. И. Остерману. Остерман построил небольшой каменный дом. Затем домом владели Салтыковы, Строгановы.

В 1790-х архитектор А. Н. Воронихин основательно перестроил дом.

В начале 1800-х гг. владелицей стала графиня Александра Григорьевна Лаваль. По ее заказу архитектор Тома де Томон переделывает дом внутри и снаружи.

Главный фасад декорирован колоннадой из 10-и ионических колонн. Окна боковых крыльев оформлены треугольными фронтонами-сандриками. Над сандриками размещены скульптурные панно на мифологические темы.

Частично сохранились интерьеры дома, выполненные в 1810-1820 гг.

Вестибюль украшен дорическими колоннами. Парадная лестница решена в виде ротонды.

Большой зал декорирован колоннами и покрыт зеркальным сводом. В помещениях сохранилась роспись под лепку.

Отделка Голубого зала выполнена в 1840-х гг. по проектам архитектора Г. А. Боссе.

В 1820-х гг. у графини Лаваль был литературный салон. В роскошной обстановке своего особняка Лавали устраивали балы. Гостей ждали дивная музыка и приятные беседы, а также ломящиеся от диковинных явств столы. Хозяйка привечала умных, талантливых, образованных людей, сумев создать непринужденную обстановку. Среди гостей бывали Н.И.Гнедия, И.А.Крылов, В.А.Жуковский, П.А.Вяземский, Адам Мицкевич, Н.М.Карамзин, А.С.Пушкин, позже М.Ю.Лермонтов.

В доме в начале 19 века жил декабрист С. П. Трубецкой, женатый на Екатерине Ивановне, дочери владелицы . У него собирались декабристы перед восстанием. После 14 декабря 1825 г Екатерина Ивановна, первая из жен декабристов, последовала за мужем в Сибирь. После этих событий и самоубийства сына Лавалей Жизнь в особняке замирает. Но с 1828 г балы, концерты, так называемые рауты, где людьми воспроизводились живые картины, продолжаются в доме до самой смерти Александры Григорьевны.

После смерти Александры Григорьевны особняк переходит к её средней дочери Софье, которая в 1880-х продаёт его банкиру С.С.Полякову. Понимая художественную ценность особняка, Поляков старается по возможности ничего не переделывать.

После долгих переговоров в 1890-х здание покупается государством для расширения Сената. Создается комиссия для приспособления здания под учреждение. Автором проеекта переделки стал К.К.Шмидт. Работы по реконструкции были направлены на освещение темных помещений, устройство удобных переходов, приспособление бытовых комнат под служебные помещения. Подверглась переделке лестница. Вокруг нее сооружается обходная галерея. На стене появились часы. В 1912-1914 гг в потолочном перекрытии был создан световой фонарь.

В 1904-1912 гг. в доме проходили заседания Собрания экономистов - общества-клуба, созданного в 1891 г. для обсуждения проблем экономической жизни России.

В 1917 г. здание было передано комиссариату юстиции, затем Главному архивному управлению, в ведении которого находится и сейчас. Сегодня здесь размещаются читальные залы и служебные помещения Российского государственного исторического архива


Дом 6

(Галерная улица, дом 5)

Архитекторы Боссе Г. А. Стуккей В. Е.

Год постройки: 1838, 1865-1866

Стиль: Необарокко

Известен как Дом Э. П. Казалета - Особняк Тенишевых

История дома началась вскоре после основания Петербурга. Первым владельцем участка стал обер-экипажмейстер (отвечал за флотские экипажи) Леонтий Макушев, в 1713 г. продавший его «обер-комиссару подполковнику Ивану Афанасьевичу Тормасову, который шесть лет спустя заявил, что «полаты и мазанки по даче чертежей строить буду». Переселившись из Олонца, где заведовал местной верфью, Тормасов купил участок и стал служить в Адмиралтейств-коллегии. В 1727 г. его назначили воеводой в Вологду, и, очевидно, тогда же у его владения появился новый хозяин – князь Петр Борисович Черкасский (ок. 1700 - 1768), происходивший из знатного черкесского рода. Княжна Мария Темрюковна Черкасская была второй женой Ивана Грозного, а отец князя Петра - стольником Петра Великого.

Сам князь карьеру начал на флоте, был участником крымского похода графа Миниха и отличился при взятии Бахчисарая. В чине генерал-майора командовал в 1744 - 1760 гг. лейб-гвардии Конным полком, после чего два года состоял губернатором Москвы, где у него имелся настоящий дворец. В 1768 г. Черкасский вышел в отставку. В том году он уже не жил в своем столичном доме - им владел крупный английский купец Джон Томсон, a в конце XVIII века домом владеет Томсон, только с именем Майкл.

Шесть лет спустя домохозяином назван немецкий купец Иоганн Блессиг, родом из Страсбурга. Он, его вдова Эмилия и сыновья долго владели особняком, который в 1814 - 1816 гг. перестроили в стиле классицизма. Одновременно Блессиг распорядился «вновь построить каменные флигели в 3 этажа, каменные сараи и конюшни в один этаж».

В 1830-х дом принадлежал княгине Репниной Е.П. При ней изменения особняка осуществлялархитектор Г.А.Боссе.

В 1865 г. владелецем стал Эдуард Петрович Казалет (Cazalet), торговавший от фирмы «Виллиам Миллер и Ко.». Он был внуком английского негоцианта Ноя Казалета, основавшего в 1780-е гг. торговую фирму «Крамп и Казалет». Сын Ноя Петр предпочел торговле пивоварение и в 1859 г. стал хозяином Калинкинского пивоваренного завода, с временем крупнейшего в стране, выпускавшего в зеленых бутылках элитные сорта английского и баварского пива, а также меды. Завод существует доныне и носит имя Степана Разина. Разбогатевший на пиве Эдуард Казалет получил звание потомственного почетного гражданина и поселился в самом центре столицы. Он сразу поручил архитектору В. Е. Стуккею (кстати, тоже англичанину) полностью перестроить приобретенный особняк в стиле необарокко, что и было исполнено за два года. Лицевой дом надстроили на этаж и перепланировали. Из богато украшенных интерьеров сохранились нарядная парадная лестница и два зала в бельэтаже - большая гостиная, оформленная кариатидами и лепными фигурными панно, и другая, украшенная деревянными панелями, резными пилястрами и мраморным камином. В 1873 г. архитектор В. Ф. Эстеррейх пристроил к дому восточный флигель с двумя парадными помещениями, которые в 1910 г. расширили театральным залом.

В 1872 г. в проданном доме разместился Международный коммерческий банк, приспособивший часть помещений для канцелярских нужд. Он был открыт в 1863 г. и занимался финансированием главным образом тяжелой промышленности и железных дорог. В 1899 г. банк переехал в новое здание на Невском пр., 58, и дом на Английской набережной за 475 тыс. руб. выкупил пайщик банка князь Вячеслав Николаевич Тенишев (1843 - 1903) - крупный предприниматель и одаренный делец, наживший огромное состояние благодаря своим способностям. Сын генерал-майора, этот «русский американец» получил высшее гуманитарное и техническое образование и уже в 26 лет обзавелся собственным заводом. Радея о развитии образования, князь много жертвовал, в частности, отпустил полтора миллиона рублей на создание в столице известного Тенишевского училища. В начале 1901 г. он подарил особняк своей второй жене Марии Клавдиевне (1867 - 1928) - молодой, красивой и образованной женщине, которая после смерти мужа переехала сюда с Английской наб., 14, и еще активнее занялась меценатством и возрождением народных промыслов. Для этого в Смоленской губернии в «идейном имении» Талашкине устроила мастерскую для обучения местных крестьян. Обладавшая художественным вкусом и способностями княгиня увлекалась искусством эмали и немало в нем преуспела, коллекционировала акварели и русскую старину.

В 1910 - 1911 гг. гражданский инженер Л. Ф. Геллерт вместо сломанного поперечного дворового флигеля возвел четырехэтажный дом в стиле модерн с ателье для художников, которым, однако, мало кто воспользовался. В июле 1914 г. особняк превратили в казарму и «на штучных итальянских паркетах, сделанных из розового дерева, перламутра и слоновой кости, очутилось 600 солдат».

Большевики особняк национализировали и заняли под разные учреждения. Княгиня с дочерью в это время жила далеко - в Париже.

После войны в княжеский дом надолго вселился институт «Ленгражданпроект», проектировавший для всей страны города, жилые и гражданские объекты.

Сейчас здание принадлежит новому офису "Газпрома".


Площадь Труда


Дом 44 Особняк Румянцева


счетчик посещений