Литература:

  1. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда
    Ленинград. Стройиздат. Ленинградское отделение. 1985
  2. Раскин А.Г. Петродворец. Дворцы-музеи, парки, фонтаны.
    Лениздат 1988

Ансамбли дворцов и парков Петергофа.
Нижний парк.
Центральный ансамбль.

Большой каскад. Фонтан Самсон

Самсон

Апофеоз водного праздника на Большом каскаде - фонтан «Самсон». Почти на 21 метр - намного выше всех остальных водометов - возносится мощный радужный столп воды. Самсон, раздирающий пасть льва, - главный персонаж феерического зрелища. Постамент монументальной группы - трехметровая гранитная скала - высится посреди ковша в фокусе всей композиции ансамбля. Отовсюду четко просматривается запечатленный в бронзе драматический момент единоборства человека и зверя. Могучий исполин шагнул навстречу хищнику, присевшему на задние лапы, и раздирает его оскаленную пасть. В бессильной ярости лев вонзил когти в бедро Самсона, но богатырь железной хваткой держит челюсти зверя, из глотки которого бьет водяной столп. Восемь дельфинов, выдувая из пастей дуговые струи, образующие сверкающий венок, резвятся у ног Самсона, а львы, олицетворяющие страны света, изумленно выглядывают из ниш скалы и словно внимают шуму борьбы. Из их пастей изливаются широкие водяные потоки.

Скульптурная группа «Самсон, раздирающий пасть льва» - аллегория победы русской армии над шведскими захватчиками под Полтавой. Возникновение этой аллегории имеет реальную историческую основу. 22 июля 1709 года, меньше чем через месяц после Полтавской виктории, знаменитый проповедник и просветитель Феофан Прокопович в присутствии Петра произнес в киевском кафедральном соборе речь «Панегирикос, или Слово похвальное о преславной над войском свейским победе» В этом «Слове» Прокопович, обладавший незаурядным поэтическим даром, впервые сравнил Петра с Самсоном. Такое отождествление было подсказано тем, что "Полтавская битва произошла 27 июня, то есть в день святого Сампсона Странноприимца. Используя сходство имен, Феофан Прокопович сказал, что в день Полтавской баталии Петр, «аки второй Самсон», «растерзал еси мужественные льва свейского».

И том же 1709 году граверы И. Ф. Зубов и М. Д. Карновский на одной из гравюр «конклюзии» - печатной программы диспута, посвященного Полтавской битве,- изобразили поединок Самсона со львом, над которым поместили посвятительную надпись: «Самсону Российскому, рыкающего льва свейского преславно растерзавшему».

С той поры образ Самсона стал одним из самых распространенных, общенародных символов русской державы, ее армий и Петра I, а Швеция и ее король Карл ХII обычно изображались художниками в виде льва, который был частью шведского герба.

Фонтан-монумент установили в Петергофе в 1735 году в ознаменование 25-летия великого исторического события. Группу для него отлил из свинца Б.-К. Растрелли, создатель лучшего бюста и памятника Петру I, один из ярчайших выразителей духа эпохи петровских преобразований.

Создавая монументальную группу "Самсона", Б.-К. Растрелли, безусловно, видел русские гравюры, трактующие этот сюжет. Знал он также, что во Франции и Италии существовали фонтаны, основой композиции которых послужил сюжет битвы Геркулеса с гидрой и львом. Изображения этих фонтанов сохранились до наших дней в старинных альбомах гравюр, подобных тем, которые Растрелли привез с собой в Россию. Так в результате сочетания традиций русского и западноевропейского искусства возникла удивительная пластическая композиция, глубокая по содержанию, выразительная и словно специально созданная для фонтана.

Над моделью группы вместе с Растрелли трудились скульпторы А. Селиванов и А. Хрептиков. Постамент, вероятнее всего, проектировал М. Земцов, а гидротехническое устройство и прокладку особого магистрального водовода выполнил П. Суалем.

В 1801 году группу заменили новой, бронзовой, исполненной по модели другого выдающегося ваятеля - М. Козловского, сохранившего первоначальный замысел и композицию, но внесшего изменения в детали и трактовку форм.

Одновременно по проекту А. Воронихина был сооружен новый постамент фонтана, в котором устроили полуциркульные ниши и поместили в них бронзовые золоченые головы львов, отлитые по модели скульптора М. Думнина. Фонтан «Самсон», и в особенности его скульптурную группу, уже современники единодушно признали шедевром мирового искусства.

В период оккупации Петергофа скульптурная группа «Самсон, раздирающий пасть льва» была похищена и увезена в Германию. По всей вероятности, она была распилена и переплавлена. Но ленинградцы не могли и не хотели смириться с потерей «Самсона». Ответственная задача воссоздания всемирно известного произведения была поручена скульптору В. Симонову, которому помогал Н. Михайлов. Используя довоенные фотографии, изучив другие работы Козловского, они выполнили модель, по которой мастера ленинградского завода «Монументскульптура» и произвели отливку в бронзе. В 1947 году третий «Самсон» занял свое историческое место в центре петергофского ансамбля. Его возрождение стало для каждого ленинградца как бы символом победы в Великой Отечественной войне.

Возрожденный Большой каскад с фонтаном «Самсон» является идейным, художественным и композиционным ядром всего петергофского ансамбля, редким образцом высокого синтеза монументальной и декоративной скульптуры, архитектуры, обогащенных динамикой и звучанием воды.

Каждый день в час пуска фонтанов тысячи людей собираются у ковша Большого каскада. Они следят за тем, как, повинуясь незримому сигналу, начинается движение воды... Сколько бы ни приходилось любоваться этим торжественным зрелищем, к нему невозможно привыкнуть. Оно будоражит душу, рождает ощущение праздника.