Литература:
Чесменский зал — первый мемориальный интерьер в русской архитектуре. В середине ХVIII века он назывался Аванзалом, В 1770-х годах архитектор Ю. Фельтен создал его новое оформление в стиле классицизма, основу которого составили лепной декор и двенадцать полотен работы немецкого живописца Ф. Гаккерта, изображающих экспедицию русского военно-морского флота в архипелаг Эгейского моря и победу над турецким флотом в Чесменской бухте 26 июня 1770 года. Лепной декор (слева), включающий изображения воинских трофеев Чесменской победы (турецкое оружие, чалмы, султаны) и дельфинов, которые символизируют спокойное море, выполнен в 70-х годах ХVIII века А. Бернаскони, Т. Насоновым.
Картины «Гибель русского корабля „Святой Евстафий "» и «Сожжение турецкого флота в Чесменской бухте» — работы Ф. Гаккерта. Все эпизоды Чесменского сражения были написаны в 1771 — 1772 годах на основании схем боя и записей его участников: графа А. Орлова, адмиралов Г. Спиридова, С. Грейга и других офицеров. В годы Великой Отечественной войны почти вся отделка Чесменского зала погибла, но полотна были эвакуированы. После реставрации, проведенной Р. Саусеном и Б. Косенковым, они заняли свои исторические места. Перекрытие зала украшает плафон на мифологический сюжет «Жертвоприношение Ифигении» работы немецкого художника А. Тервестена 1790.
Снимки 2020, февраль