Литература:
Эрмитаж — один из самых выдающихся памятников архитектуры русского барокко середины XVIII века — предназначался для празднеств и отдыха в кругу приближенных. Павильон Эрмитаж, "хижина отшельника", предназначался для отдыха и обедов владельца усадьбы в узком кругу избранных и помещался в дикой части парка. Эта часть парка так и называлась "Дикая роща". Композиционная основа здания характеризуется типичным для барокко диагональным построением плана. Центральный восьмиугольный зал связан галереями-переходами с четырьмя малыми кабинетами. Проект царскосельского Эрмитажа разработал в 1743 году М. Г. Земцов. Летом 1746 года павильон был отстроен вчерне. Строительные работы вел С. И. Чевакинский. Террасы — «ко флигелям переходы с балюстрадами» — он заменил деревянными галереями, позднее перестроенными в камне.
В 1748 году Растрелли исполнил проект нового декоративного оформления фасадов. В соответствии с новым проектом в 1749 году фасады готового к тому времени павильона были переделаны.
Неповторимый почерк обер-архитектора императрицы Елизаветы Петровны передают исключительно сложные ракурсы, в которых здание предстает зрителю при ближайшем рассмотрении. Замысел Растрелли
В 1941—1944 годах фашистские захватчики превратили Эрмитаж в казарму зенитчиков. Плафон Большого зала был похищен ими или уничтожен. В послевоенные годы выполнены первоочередные работы по реставрации здания. Открытие его для посетителей осуществилось в 2012 году.
В 2014 г Эрмитаж представлял собой восхитительное зрелище. Будучи открытым только в летнее время, основное внимание при посещении 03.09.2014 мной было уделено его интерьерам. Внешний вид удалось снять 14.10.2015 и 13.02.2016.