Литература:

  1. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда
    Ленинград. Стройиздат. Ленинградское отделение. 1985
  2. Ласточкин С.Я., Рубежанский Ю.Ф. Царское село - резиденция российских монархов. Архитектурный и военно-исторический очерк
    Санкт-Петербург 1998
  3. Бардовская Л.В. Пушкин. Проспект.

Пушкин. Город

Рядом с царской резиденцией, быстро расширяя границы, росла слобода, архитектурный облик которой складывался под влиянием уникальных царскосельских дворцово-парковых ансамблей. И не случайно постройки города в художественном отношении представляют также немалый интерес.

Одним из первых сооружений слободы стала церковь Знамения Божьей матери, построенная по проекту М. Земцова И. Бланком в 1747 году рядом с Екатерининским дворцом на первой городской площади. От нее вела начало и первая улица — Садовая, на которой все здания и в наши дни представляют художественную и мемориальную ценность.

Ближайшее к церкви сооружение на Садовой улице — Великокняжеский флигель, построенный в 1789—1792 годах архитектором И. Нееловым для детей Павла I. Он соединяется с Екатерининским дворцом переходом в виде большой арки. В 1811 году флигель был перестроен В. Стасовым для Лицея. В этом учебном заведении жил и воспитывался юный Пушкин.

Спустя много лет, уже в 1900 году, жители города стали свидетелями торжественного открытия в Лицейском саду памятника великому поэту работы скульптора Р. Баха. Этот памятник Пушкину — одна из самых известных достопримечательностей города. Но есть в нем и другие места, связанные с именем поэта. Пушкин и его лицейские друзья бывали в доме В. Ф. Малиновского, в доме Е. А. Энгельгардта, директоров Лицея и в доме Н. М. Карамзина на Садовой улице. Воспитанники часто навещали преподавателя музыки и пения Теппера де Фергюссона. Его дом (постройки начала XIX века) расположен сразу за Лицейским садом. Летом 1831 года Пушкин с женой жили в доме Китаевой на улице Пушкинской. Это небольшое одноэтажное здание построено в 1828 году по проекту В. Горностаева.

Над застройкой Садовой улицы работали архитекторы Ф.-Б. Растрелли, С. Чевакинский, в конце XVIII века — И. Неелов. Дома того времени сохранились не только на Садовой улице, но и в Лицейском (быв. Певческом) переулке. Они представляют собой комплекс одноэтажных и двухэтажных каменных зданий с фасадами, украшенными лишь рустованными пилястрами и наличниками на окнах. Наиболее интересны Кавалерские дома на Садовой улице, предназначавшиеся для придворных. Построены они в 1752— 1753 годах по проекту архитектора С. Чевакинского. Первый из них - дом 4 — в 1811 году был перестроен В. Стасовым для директора Лицея. Три следующих надстроены И. Нееловым в 1784 году. Последний, на углу улиц Садовой и Леонтьевской, в 1817 году переоборудовали для писателя и историка Н. М. Карамзина, который поселился здесь с семьей. В этом доме Карамзин работал над «Историей государства Российского».

За Кавалерскими домами расположено здание Дежурных конюшен, сооруженное в 1827 году архитектором С. Шустовым.

Одноэтажные здания Оранжереи и Манежа на этой же улице придают застройке квартала ансамблевый характер, свойственный всей этой магистрали. Первоначально на их месте стояли деревянные дома, которые снесли в первой четверти XIX века, когда было решено застраивать город по единому градостроительному плану. Оранжереи и Манеж в 1820-е годы перестроены по проекту В. Стасова в стиле позднего классицизма.

Проектирование кварталов-квадратов и разработка индивидуальных проектов зданий для жителей осуществлялись под руководством и при участии архитектора В. Стасова зодчими В. Гесте, А. и В. Горностаевыми, А. Менеласом. Эта идея, нашедшая воплощение в генеральном плане развития города, была обогащена строителями середины XIX века, продолжена в начале XX столетия и актуальна в настоящее время.

Далее на Садовой улице располагаются бывшие Нижние конюшни, сооруженные в 1757-1762 годах архитекторами С. Чевакинским, Ф.-Б. Растрелли. Это целый городок вокруг внутреннего замкнутого дворика.

За прудом находится здание Запасного дворца, построенного в 1817—1824 годах. В его создании участвовали А. Менелас, П. Неелов, В. Стасов А. Видов. Напротив изящной ионической полуротонды этого дворца возвышаются ворота «Любезным моим сослуживцам», архитектор В. Стасов — памятник событиям Отечественной войны 1812 года. Решетка к ним создана по проекту А. Менеласа.

К юго-западу от Екатерининского дворца находится район, именуемый Софией. В 1780 году здесь был основан как бы новый город, названный Софией. В его проектировании приняли участие Ч. Камерон и Дж. Кваренги. В 1784 году по проекту Кваренги здесь была поставлена церковь, именуемая «Мавзолей А. Д. Ланского». Расположенный сравнительно недалеко от царской резиденции, новый город впоследствии стал одним из районов Царского Села.

Появление в 1837 году первой железной дороги, соединившей Царское Село с Петербургом, вызвало рост города. Вокруг императорских дворцов строили особняки и дачи представители привилегированных слоев общества.

Благоустраивались и малоосвоенные районы города. В 1824 — 1825 годах архитектор А. Менелас распланировал Отдельный парк и Колонистский пруд в нем. Этот зеленый массив простирается параллельно Софии до Павловска. Рядом находились семь одноэтажных деревянных домиков, построенных по проекту В. Стасова. В них жили колонисты — ткачи, садоводы, озеленители, огородники выходцы из Пруссии. Сохранился лишь один из домиков.

Въезд в эту часть города оформлен Московскими воротами, сооруженными по проекту В. Горностаева в 1829 - 1832 годах.

В противоположной части города, на Кузьминском шоссе, въезд в город, ведущий к парадной резиденции, подчеркивали другие ворота — Египетские. Они поставлены по проекту А. Менеласа. Две кордегардии, в которых располагалась охрана заставы, облицованы чугунными плитами с рельефами, стилизованными под древнеегипетскую пластику. Модели исполнены В. Демут-Малиновским по рисункам В. Додонова.

Вблизи ворот, в сторону дворцов, в 1824—1828 годах по проекту Д. Адамини при участии В. Стасова было построено здание римско-католической церкви, значительно перестроенное в 1906—1908 годах архитектором С. Данини. ????????После реставрации, проведенной в 1988 году, в нем открылся Концертный зал.

Еще одно культовое здание — лютеранская церковь на Набережной улице — выстроено в 1860—1865 годах по проекту А. Видова в стиле поздней готической архитектуры.

Редкий образец рядовой застройки Царского Села представляет собой деревянный двухэтажный дом с мезонином, построенный в классическом стиле (ул. Леонтьевская). Поставлен он в 1814 году по типовому проекту В. Гесте и перестроен в 1851-м архитектором И. Монигетти. Дом принадлежал инженеру-гидротехнику Ф. Канобио.

Отличительной чертой городской застройки в XIX веке стало ансамблевое решение его основных градостроительных узлов. К таковым относится его административный центр в районе главной площади. В центре размещался огромный Екатерининский собор, построенный в 30-е годы XIX века, архитектор К. Тон. Северную сторону площади занимал комплекс зданий полиции. Главный его корпус выстроен по проекту В. Гесте в 1820—1822 годах. Боковые корпуса, как и своеобразного рисунка ограда, возведены значительно позже, во второй половине XIX века.

Узкой длинной галереей Гостиного двора оформлен огромный участок Московской улицы. Первоначальное деревянное строение, спроектированное В. Гесте, после пожара было заменено каменным, aрхитектор Н. Никитин. Это старейшее в городе торговое заведение функционирует с 1863 года.

Рядом, на юго-восточной стороне площади, были построены пять частных жилых домов по проекту архитектора С. Черфолио под руководством В. Стасова. Фасады их, украшенные лепными деталями, предельно просты. Чередование двух- и трехэтажных зданий на этой стороне площади поддерживает композицию, единство в масштабах и ритме построек.

В начале XX века архитектором А. Бахом были возведены два больших здания: одно — в 1900 году — для проживания полицейских чинов, другое — в 1902-м — в формах неоклассицизма для женской гимназии. Планировка здания гимназии на редкость удачно соответствовала функциональному назначению.

????? В советское время на площади устроен сквер. А в 1960 году в ознаменование 90-летия со дня рождения В. И. Ленина был установлен памятник. Фигура Ленина отлита из бронзы по модели скульптора 3. Азгура, пьедестал исполнил Е. Левинсон.

Неподалеку от центра города, замыкая перспективу Пушкинской улицы, был распланирован квартал городской больницы. Ее главный корпус построен в 1852 году, архитектор Н. Никитин. В начале XX века здания и корпуса палат расширил и модернизировал архитектор С. Данини.

Застройка города в середине XIX века связана с именами архитекторов И. Монигетти и А. Видова. В это время Царское Село развивалось как город-сад, в котором архитектура в сочетании с зелеными насаждениями создает неповторимые пейзажные уголки. Градостроительная программа В. Стасова и В. Гесте предопределяла строительство и перепланировку внутри отдельных кварталов.

Еще одно общественное здание, под городскую богадельню, возводили на Набережной улице, однако после завершения строительства по проекту И. Монигетти в 1869 году здесь открыли мужскую гимназию. В 1872 году по проекту А. Видова выстроили церковь гимназии, примыкающую к углу этого дома. С другой стороны вплотную к гимназии И. Монигетти поставил в 1862—1865 годах дом городской Ратуши, к которой А. Бах в 1902 году пристроил парадный зал с великолепной мраморной лестницей. Комплекс этих зданий хорошо сохранился.

Продолжалось строительство особняков для аристократии. Один из лучших образцов этого периода — дача 3. Юсуповой, построенная на Павловском шоссе в 1865 году, архитектор И. Монигетти. В оформлении двухэтажного миниатюрного дворца с великолепными ажурными решетками и воротами просматриваются вариации на темы русского барокко.

С середины XIX века в городе стремительно вырастают здания нового типа. К таким постройкам можно отнести биологическую станцию, подземный водовод, водонапорные башни, одна из которых, Певческая, была установлена вблизи Екатерининского дворца в 1887 году по проекту А. Видова. Помимо водоснабжения она выполняла роль электростанции — первой в городе. Здание новой электростанции было возведено в 1896 году на углу улиц Малой и Церковной в псевдоготическом стиле, архитектор С. Данини.

В городе появились гаражи для автомобилей. Автором первого из них был также С. Данини, построивший в 1906 году малый гараж со службами. Позднее, в 1913-м, архитектор А. Миняев построил невдалеке более вместительный гараж.

Еще в 1896 году С. Данини получил назначение на должность архитектора Дворцового правления. На его долю выпала разработка принципиально новых типов зданий для медицинских и учебных заведений. В большинстве своем они сохранились до настоящего времени.

По мере того как росла необходимость в специалистах, а также увеличивалась численность населения города, расширялись старые учебные заведения и появлялись новые — женская гимназия (архитектор А. Бах), частная школа Левицкой, Алексеевский приют. Новое училище (угол Октябрьского бульвара и Оранжерейной ул.) построено в 1905 году архитектором А. Шишко. В планировке этого училища Шишко наметил приемы, которые легли в основу формирования современного типа зданий для школ.

Принципиально новые решения, изменившие архитектурный облик окраины города, была применены при строительстве медицинских комплексов, домов-коттеджей: школы нянь, домов матери и ребенка, родильных приютов. Проектировал их С. Данини.

В 1907 году на Кузьминском (ныне Октябрьский) бульваре было построено двухэтажное деревянное здание с верандами для общины сестер Красного Креста. В нем помещались их общежитие, приемный покой с операционной и комнаты для больных. А в память 200-летия Царского Села, в 1910 году, построили каменное здание для амбулатории, богадельни с церковью при ней. Оба сохранились и используются детскими учреждениями. В 1906 году возвели по проекту С. Данини дом призрения увечных воинов русско-японской войны 1905 года на окраине Екатерининского парка. Вылеченных частично, но оставшихся инвалидами бывших воинов учили здесь нехитрым ремеслам. Эти медицинские учреждения в 1918 году заняли детские дома.

По проектам С. Данини в городе строились и частные дома, сохранившиеся до нашего времени. Один из наиболее интересных особняков находится на Парковой улице. Он построен в 1905 году в стиле модерн из известняка, белого и красного кирпича, гранита, с эффектными витражными окнами и красиво оформленными въездными воротами. Неподалеку от него, на этой же улице, в 1910 году архитектор С. Корвин-Круковский выстроил дом в неоклассическом стиле — великолепный образец архитектуры начала XX века. Рядом с ним еще один особняк в неоклассическом стиле, возведенный в 1911 — 1914 годах А. Туманяном, Н. Лансере, В. Яковлевым, Н. Романовым. Эти здания создают один из красивейших уголков города.

Особое место среди построек этого периода занимает бывшая дача на берегу Колонистского пруда. Выстроенная в стиле английского загородного коттеджа в 1896 году лондонской фирмой «Непль» по проекту английского архитектора Шернборна, она не имеет в городе аналогов. Комплекс включает в себя большой, рационально спланированный дом, оранжереи, конюшни, каретник и большой сад.

Для одного из самых богатых жителей города А. Кокарева в 1905 году архитектор С. Данини построил на Московской улице каменный двухэтажный особняк, отделанный белым облицовочным кирпичом. По желанию владельца — мецената, любителя искусств — дом построили в стиле модерн, а залы оформили в разных стилях. Были здесь китайская, японская, мавританская гостиные; в центре дома — зимний сад и предмет особой гордости владельца — картинная галерея.

К типовым частным постройкам начала XX века относятся небольшие двух-, трехэтажные жилые дома на улице Конюшенной. В их оформлении использованы элементы неоготического стиля.

От Египетских ворот просматривается интереснейший ансамбль в неорусском стиле, включающий в себя Федоровский собор, Федоровский городок, Ратную палату, здание вокзала «царской ветки». Создавался он с 1909 по 1914 год архитекторами А. Померанцевым, В. Покровским, С. Кричинским, В. Максимовым, художниками Н. Емельяновым, Н. Пашковым при участии инженера М. Курилко. Этот комплекс представляет собой самобытную композицию на берегу пруда. Ворота и порталы зданий привлекают внимание великолепной резьбой по камню, напоминающей декор древнерусских соборов. Этот ансамбль можно по праву назвать замечательным памятником неорусского стиля начала XX века.

Частое пребывание в Царском Селе императорского двора в 1900-е годы, события первой российской революции повлекли за собой строительство больших комплексов казарм: в Софии — лейб-гвардии стрелкового полка (архитектор В. Покровский), рядом с Федоровским городком — для полка казачьего конвоя и сводного пехотного полка (архитектор В. Максимов).

После Октябрьской революции жизнь Царского Села резко изменилась. Дворцы и парки были превращены в музеи. В 1918 году особняки знати и лечебные учреждения заняли санатории и детские дома, поэтому город стал называться Детским Селом.

В 1937 году, к столетию со дня гибели Пушкина, городу присвоили его имя. В связи с этой датой у Египетских ворот был установлен памятник поэту, созданный еще в 1911 году по модели скульптора Л. Бернштама.

За годы Великой Отечественной войны оккупированный врагами город жестоко пострадал. После победы первыми стали восстанавливать любимые всеми пушкинские места: в 1949 году состоялось открытие мемориального музея — Лицея; в 1958-м — экспозиции в доме Китаевой. А через год, в 1959 открылись первые восстановленные залы Екатерининского дворца.

В 1987 году открылся новый музей — мемориальный дом художника и педагога П. П. Чистякова, который прожил здесь 43 года. Многих замечательных людей помнят стены этого дома, построенного еще в 1876 году.

В послевоенное время выстроен парадный въезд в город — ансамбль вокзала и привокзальной площади, архитекторы Е. Левинсон, А. Грушке. В зале ожидания — бронзовая скульптура Пушкина работы М. Манизера.

От вокзальной площади радиально расходятся улицы. В 1960-е годы здесь развернулось массовое жилое строительство. Учитывая историческую ценность застройки центральных кварталов города, было принято постановление о строительстве в исторических его границах зданий по индивидуальным проектам. К таким постройкам относятся Пушкинский районный Совет народных депутатов и Дом ветеранов архитектуры.

Город продолжает расти и развиваться как один из культурных, научных и медицинских центров. И, как всегда, он влечет к себе своими парками, дворцами, а также очарованием прошлого, которым овеян современный город.