Литература:

  1. Кириков Б.М. Архитектура петербургского модерна. Общественные здания. Книга первая.
    Издательский дом "Коло". Санкт-Петербург 2012

Витебский вокзал.
Интерьеры

Оформление интерьеров вокзала было доверено начинающему, но уже заявившему о своей одаренности архитектору Симе Исааковичу Минашу, "работавшему под непосредственным наблюдением инж. Н.С.Островского". Он прявил себя умелым стилистом, владевшим разнообразными вариациями нового стиля. Заказ на устройство великокняжеских помещений был отдан архитектору М.А.Сонгайло. Декоративным убранством занимались В.И.Быстренин и С.М.Дудин.

Главный вестибюль

Главный вестибюль, пространственное ядро вокзала, открывает парадную зону. Величественный размах его символичен: это начало пути из столицы империи на юг, через всю страну от Балтики до Черного моря.

Ощущение простора, свободы и воздушности усиливают крупные проемы во всех стенах. Центральный витраж в арке фасадной стены задает вестибюлю гипертрофированный масштаб. Этот витраж - один из крупнейших в городе. Его особенность в том, что основное поле стекла остаётся чистым, чтобы дать максимум света, а орнамент введен экономно, и, в основном, по периметру. В больших полуциркульных окнах продольных стен вестибюля установлены 6 однотипных витражей. В них бесцветная средняя часть работает на просвет. Разная фактура стекла порождает вибрацию света, а неровная окраска кусков - цветовые переливы.

Живописные панно горизонтального формата вкомпонованы визави в верхние сегменты продольных окон и обрезаны по абрису свода и окон. Это виды городов - конечных пунктов железной дороги. Петербургский пейзаж с Петропавловской крепостью написал художник В.И.Быстренин, панораму Одесского порта - С.М.Дудин. Восприятие пейзажей затруднено из-за того, что они помещены в затемненной зоне, слишком удаленной от зрителя.

Более активную роль в оформлении вестибюля играет разнообразный рельеф. Здесь и абстрактный узор из параллельных линий, и стилизованные цветы с листвой, и женские маски, и головы Меркурия. Лепной декор, окрашенный под старую бронзу, контрастно выделяется на светлой глади стен.

Изразцы, метлахская плитка, дубовые панели, осветительные приборы дополняют декоративный ансамбль интерьера. Широкая торжественная лестница с ограждением из ревельского мрамора и бронзы расходится двумя маршами, направляя пассажиров или в помещения I-II классов, или к Световому залу перед платформами. На площадке лестницы бюст Николая I работы скульптора А.К.Тимуса, а витраж в торцевой стене осеняет двуглавый орел - герб империи.

Картинный зал

Бывший зал ожидания для пассажиров I и II классов называют Картинным залом - по циклу живописных полотен, посвященных истории старейшей железной дороги. ОН был соединен с буфетом арочным проемом в виде сплющенной омеги, заключенном в усложненное деревянное обрамление ( сейчас этот проем закрыт). Это поистине апофеоз кривой линии - "линии жизни". Арка создает главный стилевой изыск, эффектный знак-символ ар нуво.

По сравнению с вестибюлем, где очевиден венский след, оформление Картинного зала больше ориентировано на бельгийско-французский вариант ар нуво. Это проявилось в гегемонии текучих округлых форм, в желании избегать прямых углов, в минимальном использовании лепки. Прихотливые, обтекаемые очертания приданы деревянным порталам и рамам картин, зеркалам, филенкам фриза, бра, дверным ручкам и вентиляционным решеткам. Только плафон и деревянные панели отличаются более жестким рисунком. Однако и здесь стилизованные цветущие водоросли, как будто выплеснувшихся на потолок и верхнюю часть стен.

Пять десюдепортов на стене напротив арки - иллюстрированная летопись Царскосельской железной дороги. На них изображены первый поезд и старые станционные здания (правда вместо станции 1837 г показан второй вокзал). 4 картины написал мастер батального и историческогожанров Н.С.Самокиш, Павловский вокзал 1862 г - его жена, известный иллюстратор Е.П.Самокиш-Судковская. В 1959 г эта серия была дополнена двумя картинами Л.А.Островой по сторонам арки.

Стены зала изрезаны высокими окнами и широкими застекленными дверями, так что кажутся почти прозрачными. С узкой стороны помещение распахивается в Световой зал, а омегаобразная арка ведет в буфет-ресторан. Его необычная форма - четверть круга _- порождает необычные зрительные эффекты, усиленные внутренней дуговой аркадой (она поддерживает наружную стену кухни). Кроме трех витражей убранство ресторана включает роспись - краснофонный фриз с голубыми щитами и кувшинками, изображения павлинов в арках.

Великокняжеские покои

За Картинным залом в западном крыле находились изолированные великокняжеские покои. Они выадали из общего ансамбля интерьеров и по стилилистике. Автор проекта М.А.Сонгайло отдал предпочтение формам рококо. Игривая лепка, затейливая резьба дверей, десюдепорты с галантными сценами выполнены по мотивам этого стиля. Мраморный камин был перенесен из старого здания. Отголоски рококо не спорили с ранним модерном и нередко вплетались в его канву.

Зал ожидания для пассажиров III класса

Сбоку от главного вестибюля, вдоль фасада по Загородному проспекту тянулся почти на 35 м зал ожидания для пассажиров III класса. На внутренней продольной стене два ряда окон. Они пропускают дневной свет в проходивший за ней коридор и служебные комнаты. Зал вместе с этими помещениями перекрыт двухпролетными неразрезными фермами. В архитектурном решении этого интерьера акцент ставился на изображении конструкции - деревянных арках цилиндрического свода, прикрепленных к верхним частям стен. Рельефный декор строится на диалоге геометрических и свободнорисованных растительных форм. Все стены зала просвечивают насквозь. Три арочных витража в торце служат светопроницаемой границей с главным вестибюлем. С другой стороны через остекленные арки этот зал сообщался со своим буфетом и просторной лестницей, раположенными в северовосточном углу здания.

Лестница начинается от малого вестибюля боковым разворотом маршей. Выше её боковая наружная стена заменеа огромной застекленной аркой. Острый штрих вносит свободно парящая в воздухе междуэтажная площадка. Кованая решетка лестницы пронизана лихорадочным вихревым движением, бьющим через край и утомляющим глаз своей назойливостью.

В малом вестибюле интересны деревянные наличники, охваченные сверху кольцами, которые зрительно деформируют и увеличивают обычные окошки

Служебные помещения

Багажно-кассовый зал на первом этаже соединен широкими проходами с малым и главным вестибюлями. Конструкция зала - ряды железных оштукатуренных пилонов, поддерживающих такие же балки. Необычны их капители. из которых высовываются страшные носатые морды. Словно вылепленные из вязкой массы, капители оплывают внизу набухшими каплями.

Багажное отделение раскрывалось проемами в коридор - узкий дворик без потолка. дневной свет поступает сверху из Светового зала на втором этаже. В Световом зале ощущается легкость, воздушность. Это подчеркивают ажурные металлические конструкции, зенитные фонари и наружная стеклянная стена. Двухшарнирные арочные фермы оставлены в оголенном виде. В сводчатое перекрытие врезан по продольной оси фонарь верхнего света. Над протяженной внутренней стеной потолок сплошь иссечен треугольными просветами - окнами в небо. Узкий боковой неф, спускающийся вниз к багажному отделению, вносит напряженный дисбаланс в композицию зала. Мостики-переходы обеспечивают сообщение над глубоким провалом, куда сбегает вниз винтовая лестница. Провал огражден решеткой, в ее абстрактный узор из гнутыхзмеящихся полос вплетены поникшие тюльпаны.

Из Светового зала видно, что в глубине здания устроен дополнительный третий этаж. В боковых крыльях его находились комнаты агентов и квартира заместителя начальника вокзала. За продольной внутренней стеной размещались служебные комнаты, а под ними контора начальника вокзала и телеграф. Эта стена изрешеченена окнами. Она выглядит скорее как полноценный фасад, а не часть интерьера. Верхнее остекление зала позволяло напитать светом все помещения трех этажей, обращенные в него, как во двор.

Световой зал является транзитной зоной, через которую осуществляется удобная связь всех частей зала с посадочными платформами. Обнаженные решетчатые фермы и фонари верхнего света делают его похожим на крытый перрон. Любопытно, что на чертежах планов, относящихся ко времени строительства, он не включалсч в границы самого здания . так как считался преддверием дебаркадера. Смелым и логичным шагом стало остекление зала с внешней стороны, вдоль лобовой платформы. Прозрачный экран давал возможность следить за прибытием поездов, ограждая пассажиров от паровозного дыма и холода (сейчас стекло затянуто пленкой). Таким образом, Световой зал распахивался непосредственно в дебаркадер, составляющий вторую половину вокзала.

Дебаркадер

Основную часть дебаркадера составляют шатры над платформами и путями длиной 85 м и высотой 13,5 м. Средний пролет шириной 21 м, боковые 17,5 и 19,5 м. Пространство под шатрами освещалось зенитными фонарями и непрерывным ленточным остеклением с левой стороны. Правая, за которой находилась Императорская станция, была зашита частично железом. Дальние участки платформ, выходящие за пределы шатров, укрытв насесами протяженностью более 100 м. Автор проекта инженер В.С.Персон. Купола, шатры и навесы над платформами наглядно демонстрируют работу металлических конструкций и специфику железной архитектуры. Все формы продиктованы жесткой логикой инженерного расчета. Они полностью освобождены от внешнего оформления и представляют только сами себя. Этот уникальный инженерный объект остался единственным в Петербурге историческим дебаркадером, сохранившемся в подлинном виде.

счетчик посещений