А. А. Парланд родился в семье купца в Петербурге. Его дед Джон Парланд был преподавателем английского языка в семье императора Павла I. Отец приехал в Россию из Шотландии в конце XVIII в. В 1863 г. Парланд поступил в Академию художеств. Его проекты Скотного двора для Всемирной выставки в Париже, народного театра на две тысячи мест и станции железной дороги в Петербурге получили золотую и две серебряные медали. В 1872-1874 годах под руководством архитектора Н. Л. Бенуа Парланд строит богадельню в Старом Петергофе.
Альфред Александрович Парланд окончил Академию художеств в 1881 году. С 1882 года — профессор этого учебного заведения, а с 1905 года — ее действительный член. Являлся известным сторонником «русского стиля» в архитектуре. Автор проектов нескольких церковных зданий, таких, как церковь Воскресения Троице-Сергиевой пустыни, Знаменской церкви в Петергофе и ряда других.
В период строительства церкви Воскресения Христова в Троице-Сергиевой пустыни на Петергофской дороге Парланд познакомился с архимандритом монастыря Игнатием (в миру — И. В. Малышевым). В 1881 году Игнатий предложил архитектору на основе своего эскиза разработать проект собора Воскресения Христова на Екатерининском канале (Спас-на-Крови). Необходимо отметить, что до этого А. А. Парланд уже составил несколько вариантов проекта, однако начал работу по эскизу архимандрита Игнатия. Результат был одобрен Александром III. В 1883 г. архимандрит Игнатий умер. Всю дальнейшую работу по созданию и осуществлению проекта выполнил А.А.Парланд, который осуществлял авторский надзор над строительством храма с 1883 по 1907 гг. Именно Парланду принадлежит идея мозаичного убранства храма. Парланд занимался преподавательской деятельностью в Академии художеств, в училище Штиглица на кафедре акварельного рисунка. По его проекту были построены полковые церкви в Петергофе и в Царском Селе, частные дома, а также церкви в помещичьих имениях Новгородской, Псковской и Смоленской губерний. А.А. Парланд — один из первых столичных зодчих, обратившийся к архитектурному наследию допетровской эпохи и к «научному конструктированию национального стиля». В своей работе зодчий часто использовал орнаментальные мотивы и композиционные приемы древнерусской архитектурной школы. Во всех его работах чувствуется стремление более последовательно опираться на наследство русской архитектуры XVI — начала XX века, как на «символ нации, национальной культуры, ее исторической неповторимости и значения». Похоронен Парланд на Смоленском кладбище в Петербурге. |