Литература:

  1. Владимирович А.Г., Ерофеев А.Д. "Петербург в названиях улиц"
    "Издательство АСТ" Москва Санкт-Петербург "Астрель-СПб" ВКТ Владимир
  2. Гинзбург А.М. Кириков Б.М. "Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX - начала XX века."
    Справочник под общей редакцией Б.М.Кирикова
    "Пилигрим" Санкт-Петербург 1996
  3. Исаченко В.Г., Питанин В.Н. "Литейный проспект"
    Лениздат 1989

Литейный проспект

В 1711 г. для снабжения флота и армии артиллерийским вооружением указом Петра I был заложен Литейный двор. Тогда от него к Большой Перспективной дороге (Невский проспект) проложили просеку, которая и стала впоследствии одим из главных проспектов Петербурга. Место было выбрано удобное, высокое, на берегу Невы, на том месте, где сейчас начинается Литейный мост. Просека стала застраиваться, и вскоре всю эту местность стали именовать Литейной частью. На плане 1715-1716 гг четко обозначены Большая Перспективная дорога и Литейная просека.

Регулярное строительство началось с возведения в 1771 г. южнее Литейного двора здания Арсенала огромной величины и "знатной архитектуры" предположительно по проекту В.И.Баженова. Позднее здание перестроили под Окружной суд. Это здание Старого Арсенала - так он стал называться с 1799 г. в отличие от Нового Арсенала, построенного на противоположной стороне проспекта, определило дальнейшую застройку.

В 1849 г. Литейный двор перевели на Выборгскую сторону (впоследствии это стал завод "Арсенал"), устаревшие помещения снесли, а на их месте появилась площадь. Литейный проспект продлили до Невы, а в его створе построили мост, открытый для движения в 1879 г., и названный тоже Литейным.

В октябре 1918 г. Литейный проспект переименовали в проспект Володарского, в честь члена президиума ВЦИК, комиссара по делам печати, агитатора и пропагандиста Моисея Марковича Гольдштейна (1891-1918), известного под псевдонимом В.Володарский, убитого 20 июня 1918 г. Историческое название Литейному проспекту было возвращено 13 января 1944 года.


Дома 1 и 2

Литейный 1 и 2

Литейный роспект выходит на предмостную площадь двумя одинаковыми домами, образующими своеобразные пропилеи магистрали. Это дома лейб-гвардии артиллерийской бригады (дома 1 и 2). Возведенные в 1850-х годах известным зодчим А. П. Гемилианом (строителем Арсенала на Выборгской стороне) при участии Р. Р. Генрихсена и К. Б. Пранга, они характерны для переходного периода от классицизма к архитектуре второй половины XIX века. В двухцветных фасадах трехэтажных зданий — плотный декор, белые оштукатуренные детали, рустовка, в оформлении входов использована известняковая плита. Гемилиан удачно ввел в оформление фасадов пилястры, наличники, а также чередование треугольных и лучковых фронтонов.

Литейный 1

Литейный проспект XIX—XX веков представляет собой своеобразную архитектурную энциклопедию того времени, и два открывающих проспект здания — типичные образцы городских жилых домов в стиле неоренессанс. Дома имеют почти классическое трехчастное членение фасадов. Первый этаж рустован, декоративные наличники украшают плоскости стен нижних этажей. Второй, имеющий арочные окна, как и присуще дворцу, решен изысканно тонко, в лучших традициях стиля. Углы зданий подчеркнуты пилястрами ионического ордера. А окна обрамлены коринфскими пилястрами, поддерживающими сандрики с треугольными и лучковыми фронтонами. Окна третьего этажа обрамлены простыми наличниками и прямоугольными сандриками. Венчают здания пышные карнизы.

Литейный 1 Литейный 1

Некоторая перегруженность этих двух домов архитектурными пластическими деталями — явление закономерное для того времени. Но насколько пластика фасадов способствует созданию запоминающегося своеобразного облика, целиком зависит от талантливости зодчего. И нужно отметить, что дома построены талантливо. Они не потеряли своей монументальности и значимости пропилей даже после того, как почти на метр поднялась земля на предмостье в результате устройства транспортного тоннеля. Правда, теперь дома на подходе с моста воспринимаются в менее выгодном для них ракурсе.

Литейный 1

В доме 2 накануне до Февральской революции размещались казармы лейб-гвардии Конной артиллерийской бригады. В марте 1917 года здесь и был создан районный Совет рабочих и солдатских депутатов 1-го Городского района, который возглавлял известный партийный организатор и оратор С. Н. Нахимсон. С 7 июля здесь разместились Петербургский комитет и Военная организация РСДРП(б), которые перебрались в Смольный за несколько дней до Октябрьского переворота. Впоследствии в доме еще продолжал работать районный Совет, а затем здание было передано под жилищный кооператив трех предприятий: Металлического завода, "Красного выборжца" и "Арсенала".


Дом 3

Литейный 3

Угловой дом 3 на Литейном проспекте — едва ли не самая значительная историческая достопримечательность проспекта. Построенное в 1808 году по проекту известного русского зодчего начала XIX века Ф. И. Демерцова, здание стало лучшим его произведением. Главный фасад с восьмиколонным портиком выходил на Литейный проспект. С двух сторон завершался своеобразными павильонами в виде триумфальных арок. Стены были декорированы рустовкой. Пропорции всех частей здания отличались строгостью и благородством. Перед главным фасадом на лафетах стояли шестнадцать пушек и две мортиры.

Литейный 3. Фасад, выходящий на улицу Чайковского Литейный 3. Фасад, выходящий на улицу Чайковского

В новом здании были сосредоточены основные мастерские Арсенала, который продолжал оставаться крупнейшим предприятием столицы. В 1836 году здесь аботало около тысячи человек, набранных из рекрутов крепкого телосложения, непригодных по каким-то малозначащим причинам к строевой службе. Для укрепления дисциплины Арсенал был преобразован в воинскую часть, которую надлежало комплектовать. Работа была тяжелой. С двухчасовым перерывом она продолжалась одиннадцать часов в сутки. Жили арсенальцы в казармах под строжайшим надзором. Перед сном делали «всему порядку смотр», а провинившихся при этом секли розгами и шпицрутенами. Лазарет всегда был полон «наказанными». Служивым арсенальцам позволялось заводить семьи, однако для вступления в брак нижним чинам вменялось брать у ближайшего своего начальника разрешение, в котором определялось, что проситель «по воему хорошему и трезвому поведению вполне заслуживает дозволения вступить в первый законный брак». К тому же от него требовали расписку в том, что вступающий в брак заранее обещает «просьбами начальство не беспокоить, о казенной квартире и дополнительных пособиях не хлопотать». Чтобы избавиться от вольнонаемных, в 1820 году ри Арсенале была учреждена артиллерийская техническая школа.

В 1850 году Арсенал перевели на Симбирскую улицу (ныне ул. Комсомола, 1, 2, 3), где архитектором А. П. Гемилианом были возведены для него здания.

В освободившемся помещении оборудовали орудийные мастерские. А спустя некоторое время мастерские переросли в орудийный завод, в результате чего потребовалась перестройка здания. Ее осуществили архитекторы Р. Р. Генрихсен и К. Б. Пранг. По их проекту были ликвидированы колоннада, орнаментика фризов из арматур. Это привело к тому, что здание потеряло изящество пропорций и тонкость архитектурной проработки фасадов.

Позднее, уже в конце XIX века, помещения завода неоднократно перестраивались. И несмотря на то, что здание сохраняет определенную монументальность и сегодня, та значительность, которую оно имело в первозданном виде, утрачена. В настоящее время протяженное здание простых лаконичных форм, с весьма ограниченным набором обогащающих пластику декоративных элементов, представляет, скорее всего, фоновую застройку проспекта, и в целостном ансамбле это положение вполне оправданно. История дома 3 связана со многими событиями и в той или иной степени с судьбами замечательных людей.

С 17 по 22 марта 1840 года здесь, на Арсенальной гауптвахте, под арестом находился великий русский поэт М. Ю. Лермонтов. Арест явился следствием дуэли поэта с сыном французского посла Баранта, а по существу стал одной из акций преследования царскими властями автора стихотворения «На смерть поэта». Поводом для преследования послужило официальное признание Лермонтова в том, что он после неудачного выстрела Баранта сам стрелял в сторону. Барант всячески пытался это опровергнуть. 22 марта арестованный Лермонтов пригласил к себе на Арсенальную гауптвахту Баранта для объяснений. Однако свидание не изменило положения опального поэта. Вскоре Лермонтов был осужден и выслан на Кавказ. Находясь на гауптвахте, поэт написал стихотворение «Журналист, читатель и писатель», в котором определяет свою роль в той высокой миссии, которая ложилась на плечи писателя, гражданина и патриота, б условиях деспотического режима.

Через восемь лет на зту же гауптвахту был доставлен перед ссылкой в Вятку молодой писатель М. Е. Салтыков, арестованный по распоряжению Николая I за повесть «Запутанное дело». В Петербург он вернулся только в 1856 году, и с этого времени писатель до конца жизни был связан с городом на Неве. Обогащенный огромным жизненным и творческим опытом, Салтыков-Щедрин приступил к созданию «Губернских очерков» — книги, сделавшей писателя известным всей России. Прочитав ее, проницательный Т. Г. Шевченко увидел в творчестве Салтыкова-Щедрина одного из продолжателей Пушкина.

Сейчас (2015 г.) это здание занимает Михайловская военная артиллерийская академия.

Литейный 3


Дом 8

Литейный 8


Дом 10

Литейный 10


Дом 12

Литейный 12


Дом 14

Литейный 14


Дом 16

Литейный 16


Дом 17

Литейный 17


Дом 18

Литейный 18 Литейный 18


Дом 19


Дом 20


Дом 21

Литейный 21

Литейный 21


Дом 22

Литейный 22


Дом 24

Литейный 24

Литейный 24


Дом 29

Литейный 29

Дом 29

Литейный 29 Литейный 29


Дом 31

Литейный 31

Литейный 31


Дом 33

Литейный 33

Литейный 33 Литейный 33


Дом 35

Литейный 35


Дом 36

Литейный 36


В саду перед домом 37 PublicArt 21 века портрет Игоря Талькова Литейный 37

Дом 37-39



Дом 42

Литейный 42


Дом 44

Литейный 44


Дом 46


Дом 47


Дом 48

Литейный 48


Дом 50

Литейный 50

счетчик посещений