Литература:

  1. П.Я.Канн "Прогулки по Петербургу"
    Санкт-Петербург "Палитра" 1994
  2. Гинзбург А.М. Кириков Б.М. Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX - начала XX века.
    Справочник под общей редакцией Б.М.Кирикова
    "Пилигрим" Санкт-Петербург 1996

Садовая улица, дом 12

Дом 12

>Садовая 12

Угловое здание, дом 12, в городе нередко называют «домом с четырьмя колоннадами». При царице Елизавете Петровне на месте этого здания находилась Тайная канцелярия, которая ведала политическим сыском. Впоследствии при раскопках были найдены потайной ход, застенок с орудиями пыток и скелеты замурованных в стены людей. Дом с колоннадами сооружен в 1750-х или 1760-х годах, но фасады его лишь в начале XIX века получили архитектурное оформление, характерное для русского зрелого классицизма.

В биографии этого дома много белых пятен. По-видимому, он был построен для графа И. И. Шувалова. В 1777 году дом был откуплен казной. В 1809 году архитектор С. П. Берников разработал проект перестройки дома. После его смерти Луиджи Руска существенно изменил проект Берникова. Он декорировал фасады четырьмя портиками из ионических колонн, несущими треугольные фронтоны. В композицию монументальных фасадов Руска ввел и другой распространенный в русском классицизме мотив — скульптурные декоративные панно на мифологические сюжеты. Чтобы представить себе первоначальное архитектурное оформление дома, cледует войти во двор и ознакомиться с сохранившимися фрагментами декоративной обработки дворовых фасадов. Интересна конструкция лестницы со входом из-под арки ворот. Ее широкие гранитные ступени уложены по сводам с опорой на четыре центральных столба.

Примерно с 1780 по 1821 год дом этот находился в ведении Экспедиции государственных доходов (впоследствии преобразованной в департамент государственного казначейства). В начале XX века Министерство финансов готовилось снести это здание, чтобы на его месте построить дом для Главного казначейства или для отделения вкладов Государственного банка. От этого замысла пришлось отказаться, так как территория, занимаемая домом (около 16 сажен в ширину), оказалась неудобной — здесь нельзя было создать обширный операционный зал и внутренние дворы. Кроме того, узкие в этом месте Садовая и Итальянская улицы не позволяли создать подъезды к зданию. После дискуссий здание для Главного казначейства решили строить на Фонтанке, у Чернышева моста, на месте, занятом тогда дровяным складом (ныне дом 70—72 по набережной Фонтанки). А дом на углу Садовой и Итальянской улиц в 1912 году был продан за 1100 тысяч рублей.

Тут же находились редакция педагогического иллюстрированного детского журнала «Семья и школа», торговый дом «лучших кожаных ремней и принадлежностей к ним», книжный склад и другие заведения, размещалось тут и правление Всероссийского профессионального союза кредитных учреждений. В те же предреволюционные годы в этом доме действовали и зрелищные предприятия, в их числе кино «Балаганчик». В помещениях кинотеатра «Молодежный» (исчезнувший в середине 1990-х) размещался эстрадный театр «Павильон де Пари». В этом театрике в августе 1915 года состоялся примечательный дебют: в гриме и в белом костюме Пьеро впервые как автор и исполнитель своих песен выступил А. Вертинский. В 1917 году в этом доме была кофейная «Ампир». И. Г. Эренбург в мемуарах рассказывает, что в июле 1917 года он щедро угощал здесь свою дочь 6-летнюю Ирину белым хлебом с повидлом.

Позже, в годы гражданской войны, дом 12 был занят почтово-телеграфным учреждением, тогда же, в 1919—1920 токах, здесь работал Украинский коммунистический театр имени Т. Г. Шевченко.

А в начале нэпа открылось кафе «ПЕПО" , что, видимо, призвано было обозначать: Петроградское единое потребительское общество. В 1921 году в этом доме обосновался маленький театр «Вольная комедия», где ставились «последние новинки европейских столиц («для кого комедия, для кого драма!») и архиклассичеекие балеты». Спустя три года в том же помещении открылся кинотеатр «Балаганчик», где,демонстрировались такие душераздирающие фильмы, как «Седьмой удар гильотины», «Пена Парижа» и т. п. В годы нэпа, в частности в 1924 году, в доме 12, в квартирах 3 и 4, действовала Петроградская контора экспортного паевого товарищества «Утильсырье» и «Кишки». Эта фирма работала с большим .размахом: скупала мокросоленые и сухие говяжьи, бараньи и конские кишки, перепродавала их государственным учреждениям и частным колбасным фабрикам, имела «собственные оборудованные кишечные заводы во всех губернских и крупных городах Украины».

1 сентября 1929 года по инициативе губернского комитета комсомола и редакции газеты «Смена» в доме 12 по Садовой улице открылся кинотеатр рабочей молодежи — КРАМ. Организаторами КРАМа были С. Герасимов, Я. Жеймо, Г. Козинцев, Т. Макарова, А. Райкин, Ф. Эрмлер, И. Хейфиц и другие мастера кино и театра. Свою работу КРАМ начал с демонстрации и обсуждения первых лент студии «Ленфильм». (тогда она называлась «Совкино») — «Кружева», «Обломок империи», «Черный». Кинотеатр продолжал работать и в дни блокады Ленинграда. Фильмы демонстрировались под грохот бомб и разрывы снарядов. Защитники города приходили сюда вновь и вновь смотреть любимые фильмы: «Чапаев», «Юность Максима», «Мы из Кронштадта». Впоследствии этот кинотеатр назывался «Молодежный».

Это был замечательный кинотеатр. Но в 1990-х он перестал существовать. Сейчас (2009 г) даже ничто не напоминает о нем. А по фасаду между колоннадами - бесконечные рестораны, кафе, и т.п. заведения. Одно их них называется "Бегемот", и у входа его расположились маленькие бегемотики. Умильно, но не не идет это к облику здания в стиле "зрелого русского классицизма".

>Садовая 12.Кафе Бегемот

Садовая 12