Дома 144-146 - корпуса крупного предприятия - фабрики "Гознак", ведущей свою историю от основанного здесь в 1818 году предприятия, которое называлась «Экспедиция заготовления государственных бумаг".
Учреждению этого предприятия предшествовало введение в России во второй половине ХVIII века бумажных денег, которые именовались ассигнациями. Такие знаки, заменявшие собой металлические деньги, существовали очень давно. Так, за 300 лет да нашей эры в древнем государстве Карфагене они изготовлялись из кожи, потом деньги начали изготовлять в Китае из бумаги, там же изобретенной. А в европейских странах бумажные деньги появились совсем недавно - в ХVIII веке. Это объяснялось тем, что быстро шло развитие торговли и промышленности, а имевшихся в обращении золотых и серебряных монет стало недостаточно для потребностей товарооборота. И в употребление вводились денежные суррогаты, вначале в виде частных векселей, а затем - так называемых банкнот, то есть кредитных свидетельств, которые выпускались банками взамен получаемых ими денежных вкладов. Купцы и путешественники избавились от риска, связанного с хранением в больших количествах монет из драгоценных металлов, а также со сложностью транспортировки больших количеств монет при коммерческих расчетах.
В начале царствования Екатерины II ( она взошла на престол в 1762 году) в стране не было бумажных денежных знаков, в обращении находились лишь монеты, количество которых было явно недостаточно для развития коммерческих операций. Во второй половине ХVIII века в России относительно быстро развивались товарно-денежные отношения, и проблема находящейся в обращении денежной массы приобрела большое значение. Предприимчивые купцы, да и некоторые дворяне не могли начать выгодные предприятия из-за отсутствия наличных денег, которые можно было занять под большие проценты.
Правительство Екатерины II жестко ограничивало выдачу из казны золотых и серебряных монет. Они шли преимущественно на оплату заграничных расходов. А для внутреннего употребления выпускались медные деньги. Не только купцы испытывали неудобства в связи с перевозкой и хранением денежных сумм в мелкой монете. В дни повсеместной ежемесячной «получки» - в 20-е числа каждого месяца извозчики в Петербурге были нарасхват: чиновникам надо было со службы увозить домой жалованье. А, к примеру, 25 рублей в медной монете весили полтора пуда - 24 кг!
По инициативе графа П. И. Шувалова в России началось осуществление политики кредита - выпуск кредитных знаков. Слово «кредит» в перевода с латинского означает "доверие" Лица, пользовавшиеся доверием (кредитом) в денежных делах, нередко расплачивались не деньгами, а расписками. И правительство решило, подобно частным лицам, пускать в ход свои расписки. В декабре 1768 года начался выпуск бумажных денежных знаков под названием ассигнаций. В 1769 году учрежден Ассигнационный банк. Было изготовлено на миллион рублей ассигнаций, по предъявлении которых банки должны были выдавать желающим соответствующую сумму монетами. Современник свидетельствовал, что этот первый опыт выпуска бумажных денег удался вполне: «Видя, что выдача против них монеты производится исправно, публика получила к ассигнациям величайшее доверие и предпочитала их неудобной существующей у нас монете» .
Бумага для ассигнаций в 1768 - 1785 годах изготовлялась фабрике в Красном Селе, а затем, с 1785 года, - на казенной «бумажной мельнице» в Царском Селе. Печатание и штемпелевание ассигнации производилось в сенатской тиаграфии (в начале нынешней Галерной улицы), где для этого были отведены особые комнаты. Эти денежные знал были несовершенны. Они печатались в одну краску, на очень тонкой бумаге. Требовалось лишь, чтобы водяные знаки при печатании не оказались вверх ногами, чтобы строки текста были ровными, а штемпели ставились точно на свои места.
Неудивительно, что подделать такие деньги было легко. И этим занимались не только некоторые из фаворитов Екатерины II. Фальшивки изготовлялись даже неграмотными умельцами-крестьянами. Так что создание заведения для изготовления усложненных бумажных денег стало делом неотложным.
После появления множества фальшивых ассигнаций курс их падал (к концу ХVIII века один бумажный рубль расценивался в 60 копеек ссребром) прежде всего потому, что бумажные деньги не имели соответствующего обеспечения драгоценными металлами. Печатные машины работали безостановочно. В начале ХIХ века выпускалось так много ассигнаций, что курс бумажного рубля упал до 20 копеек серебром. Правительство, наконец, поняло, что надо изъять из обращения обесцененные ассигнации и выпустить новые деньги, подделка которых была бы невозможна. Для этого надо было организовать новое, технически хорошо оснащенное бумажное производство. И в 1815 - 1818 годах на набережной Фонтанки по проекту инженера А. А. Бетанкура возвели фабричный корпус, в котором поместили бумажную мельницу, привезенную из Царского Села, и машины, печатавшие бумажные деньги в сенатской типографии.
В 1856 - 1863 годах «Экспедиция заготовления государственных бумаг» была технически переоборудована. Помимо бумажных денег, предприятие начало изготовлять также облигации государственных займов, вексельную и гербовую бумагу, марки, бланки паспортов и другие ценные бумаги. О высокой технической оснащенности предприятия свидетельствует изданная в 1856 году типографией «Экспедиции» миниатюрная книга - сборник басен И. А. Крылова. Эта книжечка размером в почтовую марку набиралась серебряным шрифтом, она соответствовала высшим требованиям наборного и печатного искусства.
В 1891 году И.И.Орлов предложил оригинальное решение проблемы многокрасочной печати, которое дало блестящие результаты - одна из принципиальных проблем полиграфии была решена.
И.И. Орлов поступил на работу в экспедицию в 1886 г. До этого он работал мастером-художником на ткацкой фабрике. В это время Экспедиция проводила эксперимент по производству денег на шелковой ткани, и Орлова взяли именно на эту работу. Однако от идеи шелковых денег вскоре отказались, и новому мастеру пришлось включаться в бумажное полиграфическое производство, до того не являвшемся его профилем. Именно тогда Орлов приступил к экспериментам с многокрасочной печатью. Одной из неразрешимых проблем многокрасочной печати в то время было совмещение границ различных цветов, т.к. для каждого цвета необходимо было готовить отдельную печатную форму и соответственно несколько раз прогонять через машину бумагу для создания рисунка - при подобной технике добиться точного наложения красок невозможно (кстати, проблема, совершенно отсутствующая в деле окраски тканей). Орлов предложил новую технику окраски, применив эластичный вал и промежуточные формы шаблоны, передающие окончательное изображение на сборную форму. Конструктивное решение дало блестящие результаты - одна из принципиальных проблем полиграфии была решена, причем относительно просто и элегантно.
Изобретенная техника тут же была принята в Экспедиции и внедрена в производство. Управляющий экспедиции Р. Ленц и министр финансов вышли с докладом к Александру III с предложением о награждении Орлова премией 5000 рублей. Рассмотрев прошение, Александр III повелел выдать Орлову 7000 рублей и изволил "выразить свое удовольствие, что указанное изобретение сделано русскими мастерами". Изобретенный способ печати получил название Oрловским и до сих пор применяется во всем мире для выполнения высококачественных полиграфических работ.
14 октября 1889 года, в канун годовщины чудесного избавления Государя Императора и Его Августейшей семьи от опасности, грозившей при крушении поезда у Борков, труженики ЭЗГБ, «движимые верноподданническими чувствами», обратились к министру финансов с ходатайством о Высочайшем разрешении открыть добровольную подписку, чтобы ознаменовать день спасения Царя каким-нибудь «добрым, богоугодным делом». По почину Управляющего Р.Э. Ленца, они постановили выстроить на свои пожертвования отдельную церковь при Экспедиции, которая была освящена в честь преподобномученика Андрея Критского. (см. Храм преподобномученика Андрея Критского). С разрешения министра финансов в 1895-1897 годах на пожертвования разных поставщиков и подрядчиков Экспедиции была выстроена близ фабричного лазарета пятиглавая Троицкая часовня, которая выходила на набережную реки Фонтанки. В часовне совершались поминовения усопших. Эта часовня не сохранилась.
В дореволюционное время в корпусах "Экспедиции» было сосредоточено все производство ассигнаций и ценных бумаг России. В 1900 году на фабрике работало 3700 человек, она была одним из самых богатых государственных предприятий: имела свою больницу, санаторий, приют-ясли, клуб и театр, техническую школу и дачу для малоимущих рабочих.
Правительственные круги заботились, чтобы «политическая крамола» не проникла в среду рабочих этого особо важного государственного предприятия. На работу в «Экспедицию заготовления государственных бумаг» можно было устроиться только по рекомендациям двух здешних служащих или рабочих, лично знающих новичка. Если он не оправдывал доверия администрации, все трое подлежали увольнению. Наборщики, печатники, шрифтолитейщики, служащие «Экспедиции" получали более высокое вознаграждение, чем работники других предприятий. Рабочим предоставляли казенные квартиры, щедро выдавались денежные премии и даже награждали орденами и медалями.
В 1919 году «Экспедиция заготовления государственных бумаг" была реорганизована. Печатное и художественное отделения были переведены в Москву. В Петрограде сохранились лишь бумагоделательное отделение.
В наши дни наследница «Экспедиции заготовления государственных бумаг» - фабрика «Гознак» на Фонтанке выпускает бумагу высшего качества, а также другую продукцию. Изготовляемая (на «Гознаке» говорят «отливаемая») бумага отличается особой прочностью. Эксперимент сви детельствует: если газетную бумагу двадцать раз согнуть в одном и том же месте, она разорвется. А бумага для денег, "отливаемая" на «Гознаке», должна выдержать не менее шести тысяч таких сгибов. И все же необходимо регулярное обновление находящихся в обращении бумажных денег.
На экскурсии 17.02.2011 в музей фабрики нам рассказали, что все здания от гостиницы до Дерптского переулка и первое здание за Дерптским переулком на Фонтанке принадлежат фабрике "Гознак". Желтое здание - банкнотная, красное - водоочистительная станция, построены во второй половине ХХ века.
Красивая арка - копия павильона выставки в Париже, в которой «Экспедиции заготовления государственных бумаг» участвовала в 1900 году. А самое главное историческое здание в стиле классицизма, в котором и находится музей, находится сразу за гостиницей. Есть здания фабрики, находящиеся и на Рижском проспекте.