Литература:

  1. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда
    Ленинград. Стройиздат. Ленинградское отделение. 1985
  2. Петродворец. Большой дворец.
    Автор текста и составитель И.М.Гуревич.
    Макет и оформление Е.П.Гаврилова.
    Лениздат 1988
  3. Раскин А.Г. Петродворец. Дворцы-музеи, парки, фонтаны.
    Лениздат 1988

Ансамбли дворцов и парков Петергофа.
Возникновение и развитие

Возникновение Петергофа (Петродворца) связано с окончательным утверждением России на берегах Балтийского моря в начале ХVIII века и с основанием приморской столицы — Санкт-Петербурга. Дорога вдоль берега Финского залива соединяла строившийся Петербург с возводившейся для его защиты военно-морской цитаделью (Кроншлотом — Кронштадтом). Почти все земли побережья были розданы сподвижникам Петра I. Ряд прибрежных мыз закрепили за дворцовым ведомством. На одной из них, расположенной почти на половине пути от Петербурга до Кронштадта, обычно останавливался Петр I, из-за чего она получила наименование Петергоф (Петров двор). Первое упоминание о ней сохранилось в походном журнале Петра за 1705 год. В 1710 — 1711 годах на берегу залива, «при море и роще», был построен деревянный дворец, в котором часто останавливался Петр I, и иногда проводились приемы. Когда в 1714 году по распоряжению Петра началось устройство парадной резиденции, за мызой, находившейся вблизи западной границы Нижнего парка, сохранилось только хозяйственное значение, а обветшавший дворец поддерживали ремонтами до 70-х годов ХVIII века.

Возведение в 1712 году Санкт-Петербурга в ранг столицы и одержанная в 1714 году победа при Гангуте, обеспечившая безопасность для россии на Балтике, по-новому определили судьбу Петергофа.

Восточнее мызы Петр I выбрал место для обширной летней парадной резиденции. Она по замыслу царя должна была своим художественным совершенством соперничать с лучшими загородными западноевропейскими дворцами и парками, которые он видел во время своих путешествий или о которых знал по описаниям и гравюрам. Глазом архитектора Петр увидел в поросшей чахлой лесной растительностью прибрежной полосе, ограниченной крутым береговым уступом, местность, удобную для устройства приморских регулярных садов и строительства дворцов.

Петр I явился не только основателем, но и первым творцом Петергофа. До наших дней сохранилось более десяти его собственноручных набросков, еще большее число чертежей с петровскими надписями, пометками, исправлениями, а также множество продиктованных или подписанных им указов и распоряжений, относящихся к петергофскому строительству. Эти документы свидетельствуют, что именно Петру принадлежит идея использования контрастного рельефа побережья для разбивки Нижнего парка и Верхнего сада, строительства нагорного дворца, каскада и канала. Петр наметил и первоначальную схему аллей Нижнего парка и планировки Верхнего сада.

А. Н. Бенуа, посвятивший описанию Петергофа немало проникновенных страниц, отмечал: «Особое очарование Петергофу придает то, что он расположен на самом берегу моря, а также и то, что здесь на всем лежит отпечаток той гениальной личности, благодаря воле которой и рожден и в память которой Петергоф и получил свое наименование. Петр показал здесь, что он не чужд чего-то такого, что другим словом, как поэзия, не назовешь».

Основание Петергофу как парадной резиденции было положено в 1714 году. В «Походном журнале» Петра за этот год отмечено, что 17 мая он заложил в Петергофе «палатки» на берегу залива (дворец Монплезир). Почти одновременно приступили к строительству Верхних палат (впоследствии Большой дворец).

Работы по созданию петергофской резиденции на месте направляла Контора петергофского строения во главе с комиссаром унтер-офицером лейб-гвардии Преображенского полка С. Павловым. Общее руководство было возложено на У. А. Синявина — помощника директора Канцелярии городовых дел.

Первым архитектором, ответственным за петергофские работы, был И.-Ф. Браунштейн, ученик и помощник известного немецкого архитектора и скульптора А. Шлютера. Работая со Шлютером, он получил разностороннюю подготовку и навыки практической работы. Браунштейн был исполнительным, добросовестным профессионалом, неплохим рисовальщиком и хорошо знал различные «образцовые» строения и проекты европейских зодчих.

За два первых года строительства повысили уровень земли на территории будущих Нижнего парка и Верхнего сада и заложили основу их планировки: прорыли Большой канал и «канальцы», отводившие в залив почвенные воды, для защиты от наводнений насыпали со стороны моря земляной вал, укрепили массивным откосом из валунов и булыжников мыс, на котором возводился Монплезир, возвели и начали отделывать Верхние палаты и среднюю часть Монплезира, построили Большой грот будущего Большого каскада, начали устройство Малого грота, на месте которого впоследствии был сооружен каскад Драконов. Одновременно подвозили плодородную землю и начали посадку деревьев на аллеях.

Второй этап начального строительства Петергофа связан с именем французского архитектора Ж.-Б. Леблона — выдающегося зодчего и теоретика архитектуры, знатока ландшафтного искусства. Приглашенный Петром I, Леблон возглавил все строительство в Петербурге и пригородах. Впервые прибыв в Петергоф в середине сентября 1716 года, Леблон застал уже сложившуюся композицию ансамбля. Найдя различные дефекты, он приступил к частичным исправлениям и переделкам. До конца года Леблон успел укрепить фундаменты Верхних палат и соорудить подземный акведук, отводивший грунтовые воды. Скромным фасадам и интерьерам палат Леблон придал облик маленького, но парадного дворца. Леблон возглавил работы и по декоративной отделке интерьеров Монплезира. По его указаниям был расширен Большой канал, увеличены размеры ковша, изменены его очертания и устроен Средний каскад перед Большим гротом Большого каскада. Разработанный Леблоном и представленный на утверждение Петра I в феврале 1717 года «Водяной план» включал проект водоснабжения Большого каскада и обширную программу убранства Нижнего парка и Верхнего сада фонтанами.

После смерти Леблона в 1719 году руководство строительством перешло к архитектору Н. Микетти, незадолго перед тем приехавшему из Италии. С его деятельностью связан третий период первоначального строительства Петергофа, охвативший 1719 — 1723 годы, когда были спроектированы, начаты или построены крупнейшие фонтанные сооружения.

Важнейшей вехой в истории создания петергофской резиденции явилась поездка в Ропшу в августе 1720 года Петра I, определившего возможность устройства самотечного водовода от ропшинских родников. Его постройка позволила создать грандиозный фонтанный ансамбль, не имеющий себе равных в мире по многоводности и разнообразию форм.

Осенью 1720 года Петр принял решение о возведении «палаток между прудов» (дворец Марли) и «палаток у моря» (Эрмитаж), проект которых поручил выполнить И.-Ф. Браунштейну, а также наметил устройство Больших фонтанов в цветниках перед Большим каскадом.

Летом 1721 года инженер-гидравлик Василий Туволков завершил проведение канала от водоемов будущего Английского парка в Квадратные пруды Верхнего сада. Для испытания напора воды предприняли пробный пуск Большого каскада и одного Большого фонтана. В начале августа 1721 года Ропшинский канал был в основном закончен. Одновременно начала осуществляться разработанная Н. Микетти по предложению Петра I программа сооружения каскадов и фонтанов в Нижнем парке.

В 1722 году в Нижнем парке началось строительство Оранжереи и Лабиринта. В 1723 году были внесены существенные дополнения в оформление центрального ансамбля Нижнего парка: значительно повышены стены канала и сооружены перед шлюзом две полукруглые колоннады («кривые галереи»); в трельяжных нишах по сторонам аллеи у канала устроены фонтаны (Нишельные). Тогда же возникла мысль об украшении Марлинского каскада статуей Геркулеса, поражавшего семиглавую гидру, а Руинного — статуей Нептуна на колеснице. Все скульптурное убранство каскадов Нижнего парка объединялось общей идеей — прославлением в аллегорической форме побед русской армии и флота.

15 августа 1723 года состоялось первое большое празднество, отметившее официальное открытие приморской резиденции. В 1723 году определился первоначальный облик Верхнего сада, где находилось шесть боскетов и три прямоугольных бассейна.

Хотя многое еще не было завершено, приморская резиденция красотой своего местоположения, многоводностью Большого каскада и фонтанов производила неизгладимое впечатление. Об этом свидетельствуют отчеты иностранных послов, письма и мемуары путешественников.

После официального открытия резиденции руководство продолжавшимися работами было поручено архитектору М. Г. Земцову, которому Петр лично передал все проектные чертежи.

Смерть Петра I в январе 1725 года помешала осуществлению новых широких замыслов по дальнейшему совершенствованию Петергофского дворцово-паркового ансамбля. Но то, что успели создать за десять лет, было отмечено печатью высокого художественного своеобразия.

Важнейшую роль в создании регулярных парков Петергофа в 1714— 1728 годах сыграл приглашенный из Голландии садовый мастер Леонард ван Гарнихфельт. В Петергофе под его руководством трудились русские садоводы из подмосковных дворцовых сел — Коломенского и Измайловского и ученики петергофской садовой школы. Ближайшим помощником Гарнихфельта был Антон Борисов — один из выдающихся мастеров регулярного паркостроения. В первые годы количество рабочих было невелико (от трехсот до пятисот человек), но поcле заключения Ништадтского мира в 1721 году на строительство Петергофа были направлены полки петербургского гарнизона. Уже в ноябре 1721 года в Нижнем парке ежедневно работало более двух тысяч человек, а в 1722 — 1724 годах в отдельные дни число солдат на строительстве в Петергофе доходило до пяти тысяч. В связи с освобождением в 1725 году армейских полков от строительной повинности, с переходом на хозяйственную и подрядную системы ведения работ и особенно после переезда в 1726 году императорского двора в Москву в Петергофе наступило затишье, тянувшееся около пяти лет. Из работ этого периода следует отметить сооружение при участии архитектора Т. Усова в западной части Марлинской перспективы фонтана «Ева» , симметричного фонтану «Адам» в восточной части Нижнего парка, а также фонтана перед Оранжереей.

Возвращение в 1730 году в Петербург императорского двора и высших правительственных учреждений вернуло Петергофу значение главной загородной резиденции. Здесь начался новый подъем работ, продолжавшийся более десяти лет. Он связан с деятельностью одного из наиболее одаренных русских зодчих первой половины ХVIII века М. Земцова, а также трудившихся с ним архитекторов И. Бланка и И. Давыдова. В эти годы была увеличена сеть аллей и дорог Нижнего парка, построены каскад Драконов, Римские фонтаны и фонтан «Китовый», а вблизи фонтана «Ева» устроены Амфитеатр с павильоном и Лабиринт. Значительно обогащена его скульптурная декорация.

В 1730-х годах в Верхнем саду устроено пять фонтанов. Все фонтаны были богато украшены золоченой свинцовой скульптурой, исполненной по моделям Б. К. Растрелли при участии молодых русских скульпторов А. Селиванова и А. Хрептикова. Новые фонтаны и разнообразное трельяжное убранство придали Верхнему саду такой же парадный характер, какой имел Нижний парк. В итоге работ, осуществленных в 1730— 1740-х годах, композиция ансамбля получила гармоничное развитие, способствовавшее усилению ее выразительности и декоративности.

В середине ХVIII столетия более десяти лет работал в Петергофе Б. Ф. Растрелли, где он выполнил ряд значительных сооружений, придавших новый масштабный размах и монументальность петровскому ансамблю. В 1745 — 1755 годах он перестроил и расширил скромные петровские Верхние палаты, превратив их в импозантный Большой дворец, доминирующий над всем ансамблем. Он создал новую объемную композицию комплекса построек, размещенных по сторонам Монплезира, и исполнил для Нижнего парка проекты фонтана в восточном Лабиринте, павильонов у Большого каскада, трельяжей для фонтанных бассейнов. В 1755 году по его рисункам были построены новые трельяжные беседки у фонтанов «Адам» и «Ева».

Становление в русском искусстве второй половины ХVIII века классицизма отразилось в облике петергофских сооружений, перестроенных или построенных в 1760 — 1770-х годах. В эти годы ряд интерьеров Большого дворца заново декорировали в классицистическом духе по проектам Ж.-Б. Валлен-Деламота и Ю. М. Фельтена. В 1774 году Фельтен построил Знаменскую церковь в Большой слободе (Старый Петергоф), а в 1777 году — новое здание Петергофской гранильной фабрики. С именами Ю. М. Фельтена и архитектора И. Е. Яковлева связаны постройка в Менажерейном пруду императорской купальни и устройство в ней оригинального фонтана «Солнце».

В 70-х годах ХVIII века полностью сформировалась неповторимая по своей гармонии и логике планировка Нижнего парка, связавшая в единое художественное целое архитектурные и фонтанные сооружения всего ансамбля.

В 1779 — 1783 годах к юго-западу от петровского ансамбля возник новый Английский парк, выдержанный в пейзажном стиле, который с утверждением классицизма вытеснил в ландшафтном искусстве регулярные сады. Композиция его принадлежала архитектору Д. Кваренги, совместно с которым работали садоводы Д. Медерс, В. Гульд и Д. Гаврилов. В 1781 — 1796 годах Кваренги возвел на территории парка большой дворец, получивший название «Английский», и два дворцовых павильона. Там же в 1780 году Кваренги построил Березовый домик и мосты.

В 1799 — 1806 гг. петровский ансамбль пережил кратковременный период нового интенсивного строительства, ведущую роль в котором сыграл А. Н. Воронихин.

Борьба с наполеоновским нашествием и освободительный поход русских армий в Европу вызвали повсеместное прекращение строительных работ, в том числе и в Петергофе.

Начиная с 1825 года в течение трех десятилетий в Петергофе сформировались новые дворцово-парковые ансамбли. Границы парков Петергофа передвинулись далеко на запад, на восток и к югу от основного ядра — Верхнего сада и Нижнего парка. На территории за восточной границей Нижнего парка, занятой в ХVIII веке Оленьим зверинцем, в 1826 — 1832 годах был создан пейзажный парк «Александрия» — летняя резиденция Николая I. Планировку парка и строительство дворца «Коттедж» осуществил архитектор А. А. Менелас. Этот же архитектор построил в Александрии Руинный мост, павильон у въезда и Ферму.

В 30 — 50-х годах ХIХ века на обширной территории к югу от Верхнего сада, вдоль водовода, по проектам А. И. Штакеншнейдера распланировали новые пейзажные парки (Колонистский и Луговой) и построили павильоны: Царицын, Ольгин и Озерки (Розовый), Никольский домик, Царскую мельницу, декоративную Руину, Бельведер и церковь на Бабигоне.

В 50 — 60-х годах ХIХ века большие работы велись в Нижнем парке. По проектам Штакеншнейдера были выполнены мраморная облицовка Воронихинских колоннад, детали каскадов и фонтанов на террасах, четырнадцати чаш Аллеи фонтанов, мраморные чаши Больших фонтанов; на место обветшавшего Эрмитажного построен из гранита Львиный каскад.

В 1883 — 1896 годах в «Александрии» архитектор А. О. Томишко на месте деревянной башни оптического телеграфа на берегу залива построил летний дворец Николая II — так называемую Нижнюю дачу.

Одновременно с парками рос и формировался город Петергоф. Планировка его сложилась на оси Петергофской перспективы, ставшей главной городской магистралью — Cанкт-Петербургским (с 1993 г.) проспектом. В первой четверти ХVIII века западнее Нижнего парка стихийно образовалась Большая, или Старая, слобода (затем Старый Петергоф), а восточнее — Новая, или Малая, слобода (Новый Петергоф), в которых жили строители, мастеровые и придворные служители.

В 1732 — 1739 годах под руководством М. Г. Земцова застройка Петергофа была упорядочена. Ее последовательно развивал Б. Ф. Растрелли, а во второй половине ХVIII века — начале ХIХ столетия продолжали архитекторы Я. Алексеев, И. Е. Яковлев, Ф. П. Броуэр.

В конце ХVIII века в Большой слободе значилось кроме казенных сто семь обывательских домов, а в Малой (фонтанной) слободе пятьдесят семь домов. К этому времени сложился самый ранний петергофский городской ансамбль из семи каменных однотипных одноэтажных зданий, расположенных вдоль восточной стороны ограды Верхнего сада.

Тридцатилетие, с 1827 по 1857 год, отмечено большим строительством, устройством и замощением улиц. В эти годы построили казармы гвардейских полков, несколько жилых каменных домов для военных. Лучший среди них — особняк А. Струкова, поручика лейб-гвардии уланского полка (архитектор В. Ф. Федосеев, 1828 г.).

В 1830 — 1840-х годах ведущим петергофским архитектором был И. И. Шарлемань, который создал два городских ансамбля и пожарное депо. В 1849 году Петергоф с двумя форштадтами, Петербургским и Ораниенбаумским, получил статут уездного города, а его форштадты стали называться Старый и Новый Петергоф. В Старом Петергофе были сосредоточены уездные и городские учреждения (ратуша, казначейство, полиция), для которых Шарлемань построил здание присутственных мест, и, возможно, по его проекту построены и сохранившиеся поныне дома начальника дворцового правления и Офицерского собрания.

В 1850 году архитектором Петергофа назначили Н. Л. Бенуа. В одну линию с оградой Верхнего сада (Правленская улица) Н. Л. Бенуа в 1847 году возвел трехэтажное здание дворцовой кухни, превращенной спустя двадцать два года в жилой дом, названный Верхнесадским. Более семи лет (1848 — 1855 гг.) по проекту Бенуа у въезда в «Александрию» велось строительство монументального комплекса готических «императорских конюшен». Здание конюшен, как и другие постройки Бенуа, во многом определило архитектурный облик центральной части города. На главной петергофской магистрали (Caнкт-Петербургский проспект) в 1853 году Бенуа закончил сооружение Дворцового госпиталя, а спустя год — почты. В ее облике также отражено увлечение средневековой английской архитектурой. Теми же стилистическими чертами отмечено и здание вокзала Нового Петергофа (1854 — 1857 гг.) .

Сооружая в 1853 — 1858 годах два каменных Фрейлинских дома на Дворцовой площади, Бенуа вдохновлялся творчеством Растрелли.

В 1853 году Петергоф обогатился особняком А. Г. Гейрота, историка и литератора , построенным архитектором А. И. Штакеншнейдером. В декоративной отделке его фасадов и интерьеров использованы мотивы ренессансного зодчества; гранитные колонны, узорные решетки придают ему подчеркнуто нарядный облик.

К середине ХIХ века город значительно вырос. В нем находилось семьдесят каменных и триста семнадцать деревянных зданий.

Одно из самых значительных сооружений дореволюционного Петергофа — пятиглавый собор св. Петра и Павла, построенный архитектором В. А. Косяковым по проекту академика архитектуры Н. В. Султанова в 1894 — 1905 годах. Исследователь древнерусского зодчества Султанов придал собору черты, характерные для московских и ярославских храмов ХVI — ХVII веков. Особенно удачно объемное решение собора, средний шатер которого поднят на высоту около 70 метров.

В первом десятилетии ХХ века в центральной части Петергофа появилось несколько зданий, отразивших стилистические поиски русских архитекторов того времени. Неизвестный архитектор построил в духе классицизма особняк и павильон для промышленника Н. Н. Беллея, удачно использовав дорический ордер. В здании Военной школы (1914 г.) на улице Разводной (Коминтерна) архитектор Л. А. Ильин применил декоративные элементы, типичные для построек петровского времени, а инженер И. Л. Балбашевский в здании магазина гвардейского.офицерского общества «Экономия» (1910 — 1912 гг.), расположенном на Санкт-Петербургском (Красном) проспекте, сочетал функциональное его назначение с романтическим обликом.

До Великой Октябрьской социалистической революции Петергоф являлся одной из летних резиденций династии Романовых. С октября 1917 года начался новый период в истории Петергофа. В 1918 году по решению Совета Народных Комиссаров дворцы Петергофа и его парки превращены в историко-художественные музеи. 18 мая 1918 года в Большом дворце был открыт музей, а в 1941 году в Петергофе действовало десять музеев.

Великая Отечественная война была временем тяжелых испытаний для Петергофа. 23 сентября 1941 года фашисты захватили город. За период оккупации немецкие захватчики подвергли варварскому разрушению парки, дворцы и фонтаны. Территории Верхнего сада и Нижнего парка были заминированы. В восточной части Марлинской аллеи устроен противотанковый завал из срубленных двухсотлетних лип. В Верхнем саду через весь партер фашисты выкопали противотанковый ров. Было вырублено более десяти тысяч деревьев и уничтожены цветники.

Жестокому разрушению подверглись дворцы ХVIII века. Артобстрелы и пожары разрушили Большой дворец; выгорели Екатерининский корпус Монплезира, Большая оранжерея. Дворец Марли был взорван изнутри, а в Монплезире и Эрмитаже почти полностью погибли дубовая облицовка, изразцы, лаковые панно, паркеты, повреждены живопись, лепная отделка. Английский дворец, Розовый и Ольгин павильоны и Нижнюю дачу фашисты превратили в руины. Коттедж, Бельведер, Капелла и другие дворцы и павильоны в пейзажных парках ХIХ века получили серьезные повреждения. Были полуразрушены Большой и Марлинский каскады, каскад Драконов, мраморные части фонтанов.

Оккупанты уничтожили все фонтаны-шутихи, все фонтаны Верхнего сада, вывели из строя водоводные коммуникации, значительную часть каналов и шлюзы. Были похищены монументальные бронзовые статуи «Самсон», «Волхов», «Нева», «Тритоны», свинцовые барельефы и другие декоративные детали Большого каскада, а также оставшиеся скульптуры. Таким образом, в 1944 году Петергофского дворцово-паркового ансамбля как целостного памятника искусства уже не существовало.

После освобождения Петергофа, переименованного 27 января 1944 года в Петродворец, началась работа по сбору фрагментов и обмеру руин дворцов и фонтанов. Перед реставраторами стояла задача восстановления Петергофского дворцово-паркового ансамбля и тем самым сохранения для грядущих поколений замечательного памятника культуры ХVIII - XIХ веков.

17 июня 1945 года после разминирования парков, расчистки их от завалов, разборки дотов, засыпки рвов, установки на прежние места вынутой из земли скульптуры, посадки деревьев Нижний парк был открыт для посещений. Важнейшая веха реставрации — 25 августа 1946 года. В этот день были торжественно включены первые восстановленные фонтаны центрального ансамбля и водометы Большого каскада. 14 сентября 1957 года вновь забил фонтан «Самсон». Для этого фонтана скульптор В. Л. Симонов воссоздал похищенную группу «Самсон, разрывающий пасть льва». В последующие годы продолжались реставрация каскадов, фонтанов и воссоздание их скульптурного декора. Ленинградские скульпторы возродили для фонтанных сооружений Петродворца более четырехсот скульптур: монументальных статуй, барельефов, ваз и декоративных деталей. В настоящее время в Верхнем саду и Нижнем парке действуют около ста семидесяти фонтанов и три каскада.

Значительные успехи достигнуты в реставрации дворцов-музеев. В августе 1952 года был открыт для осмотра восстановленный музей Эрмитаж. По проекту и под руководством В. М. Савкова и Е. В. Казанской поднят из руин Большой дворец. В мае 1964 года были распахнуты двери его первых возрожденных интерьеров. По проекту А. Э. Гессена восстановлен дворец Монплезир. Для обозрения стали доступны Большая оранжерея, Вольер, дворец Марли, а также дворец Коттедж в парке «Александрия».

Восстановлен Марлинский ансамбль Нижнего парка, готовится проект реставрации его остальных районов. В возрождении дворцов, павильонов исключительно велика роль мастеров-реставраторов. Особенно значительный вклад внесли живописцы Р. П. Саусен, Л. А. Любимов, Я. А. Казаков, В. Г. Корбан, скульпторы Г. Л. Михайлова, Э. П. Масленников, Л. М. Швецкая, скульпторы-модельщики Н. И. Оде, Г. Ф. Цыганков, резчики А. Л. Кемниц, Б. К. Гершельман, Н. Е. Базанов, В. С. Иванов, А. П. Семенов и многие другие замечательные мастера — художники различных специальностей. Некоторые из них за высокие творческие достижения в реставрации удостоены орденов и медалей, Государственных премий РСФСР, медалей и дипломов Академии художеств СССР.

В послевоенные годы, и особенно с начала 1950-х годов, в Петродворце развернулось большое жилищное строительство. Территория города намного раздвинулась в южном и западном направлениях. В 1972 году был утвержден генеральный план развития Петродворца, разработанный под руководством архитекторов М. Б. Плехановой и А. А. Байдалиновой. В плане четко отражена забота о сохранении художественной целостности всего Петергофского дворцово-паркового комплекса. 1973 год в истории Петродворца отмечен замечательным событием: в связи с двухсотпятидесятилетием со дня открытия Нижнего парка за заслуги трудящихся города в его возрождении Петродворец был награжден орденом «Знак Почета».