А.П.Крюковских | "Дворцы Санкт-Петербурга" | Санкт-Петербург Лениздат 1997 |
П.Я.Канн | "Прогулка от Летнего дворца до Зимнего дворца по Дворцовой набережной Петербурга" | Санкт-Петербург "Петроградский и К" 1996 |
П.Я.Канн | "Прогулки по Петербургу" | Санкт-Петербург "Палитра" 1994 |
Ю.Овсянников | "Доминико Трезини" | "Искусство" Ленинградское отделение 1988 |
А также ФОТО из:
Many-faseted ST Petersburg. The Summer Gardens
P-2 Art Publishers, St.Petersburg, 1997
Вид на Дворцрвую набережную и Летний сад с Петроградской стороны. |
Летний сад - старейший из садов Санкт-Петербурга. Заложенный в 1704 г. по
повелению и плану Петра I, сад был разбит в регулярном стиле, предполагавшем
строгую геометрическую планировку аллей, галерей и водоемов.
В 1716-1717 гг руководил работами Ж.Б.Леблон. После его смерти в 1717 г. - М.Г.Земцов. В 1720-х годах Летний сад приобрел законченный, целостный облик. Его украшали всевозможные беседки, павильоны, фонтаны, вольеры. Современников особенно восхишал Грот, искусно отделанный внутри раковинами и камнями. Территория сада простиралась от Невы до Большой Першпективной дороги (Невский проспект) и от Фонтанки до речки Кривуши (Екатерининский канал, канал Грибоедова).
|
В наше время Летний сад занимает значительно меньшую территорию (11,7гектара). Не все замыслы Пера I сохранило для нас беспощадное время. Но и сейчас Летний сад привлекает не только тишиной тенистых аллей, но и обилием скульптурных изваяний . |
При Петре I...Место, на котором создавался Летний сад в допетровское время, было обжитым: здесь находилась усадьба шведского офицера майора Конау (по преданию, потомка русской семьи Кононовых). Возможно, что именно некоторая благоустроенность этой местности (в окружении заросших болот) побудила царя Петра избрать ее для устройства своей летней резиденции. Для дальнейшего благоустройства территории этой усадьбы царь Петр превратил ее в остров: в 1712— 1719 годах был прорыт Лебяжий канал, реку Мью (Мойку), ранее имевшую исток в юго-западной части нынешнего Марсова поля, по приказу царя соединили с Фонтанкой. Летний сад оказался со всех сторон окруженным водой, что способствовало осушке его территории и радовало Петра, столь любившего моря, каналы и реки... Летний сад ведет свою историю с 1704 года. В литературе об этой достопримечательности Санкт-Петербурга нередко встречается традиционное утверждение, что Летним сад назван по наименованию Летнего дворца. Но нельзя отвергать предположение, что не сад назван по имени дворца, а наоборот, дворец обрел свое имя от Летнего сада. Дело в том, что сад возник раньше Летнего дворца, и в этом саду Петр, завладев ухоженным участком земли, высаживал «летники», то есть однолетние цветы. Возможно, что отсюда произошло название Летнего сада. Не исключено, что название Летнего дворца возникло в связи с тем, что одновременно с сооружением царской резиденции для Петра был построен Зимний дворец. Не исключается также, что находившийся в Летнем саду дворец был предпочтительнее Петру, как летняя резиденция, что, возможно, сказалось в наименовании дворца в Летнем саду. Руководил строительством Доменико Трезини, который в то время являлся фактически главным архитектором Санкт-Петербурга. Он, итальянец по происхождению, служил в Копенгагене при дворе датского короля и был приглашен Петром I в Петербург в качестве «архитектонского начальника городского и палатного строения». В петровское время Летний сад занимал неизмеримо большую территорию, чем в наши дни. Точнее говоря, современный Летний сад — лишь часть обширного ансамбля, который составляли Первый, Второй, Третий и Четвертый Летние сады. Узкий канал пролегал между Фонтанкой и Лебяжьей канавкой, разделяя современный Летний сад на две части: Первый и Второй Летние сады. Первый находился между этим каналом и Невой. Второй занимал территорию к югу от канала до нынешней Манежной площади. Канал был засыпан во второй половине XVIII века в царствование Екатерины II. Cейчас на его месте - широкая аллея, пересекающая Летний сад от Фонтанки к Лебяжьему каналу. Царской резиденцией являлся Первый Летний сад, во Втором были хозяйственные постройки. Третий Летний сад — это современный зеленый массив между Мойкой и северным фасадом здания Русского музея. Четвертый Летний сад (он нередко назывался Итальянским) простирался от левого берега Фонтанки до нынешнего Литейнего проспекта (остатки его сохранились между филиалом Российской Национальной библиотеки и магазином подписной книги). От этого сада произошло название Большой Итальянской (ныне Итальянская) и Малой Итальянской (с 1902 года она носит имя поэта В. А. Жуковского) улиц.
В петровское время в садово-парковой архитектуре господствовал принцип «регулярной» планировки, которому были присущи строгая симметрия геометрического рисунка аллей, декоративно подстриженные кустарники и кроны деревьев, статуи, садовые павильоны, фонтаны и иные «садовые затеи». Царь Петр сам составил первоначальный план Летнего сада, его наброски обогатили и реализовали архитекторы И. Матвеев, Д. Трезини, М. Г. Земцов, Н. Микетти; садоводы Я. Роозен, И. Сурьмин и другие мастера садового дела. Петр придирчиво следил за работами по созданию сада, подсказывал, откуда и какие надо привезти цветы и деревья. Да и сам он, находясь вне Петербурга, присылал сюда «коренья белых лилий», цветы «кои пахнут»... Петр мечтал создать сад «лучше, чем в Версале у французского короля», поэтому не жалел средств для закупки за рубежами страны скульптур, деревьев, цветов, диковинных птиц для павильонов, невиданных ранее рыб для водоемов любимого им Летнего сада. Петр загорелся страстным желанием — в Летнем саду установить «водометы» — фонтаны. Вероятно, не будет преувеличением сказать, что царь поклонялся воде, как язычники поклонялись водной стихии... В Англии закупили машину для нагнетания воды в фонтаны. Но «англицкая» машина не давала должного напора воды. Петр был настойчив! Из реки Лиги по трассе нынешнего Лиговского проспекта прорыли канал (его засыпали лишь в 1890-х годах); он подавал воду в «прудки» — бассейны, которые находились на месте нынешнего сквера, где сейчас стоит памятник Н. А. Некрасову. Отсюда по деревянным трубам, проложенным под улицей, получившей впоследствии название Бассейной (ныне улица Некрасова), потоки воды устремлялись к фонтанам Летнего сада. А в нем, на аллеях у Лебяжьей канавки, по проекту М. Г. Земцова был сооружен хитроумный лабиринт, на переплетенных дорожках которого находился 31 фонтан со скульптурными группами, изображавшими сценку или персонажей из басен Эзопа — полулегендарного древнегреческого баснописца (VI—V века до н. э.). Сохранившаяся опись, относящаяся к 1736 году, дает слабое представление о сюжетах этих фонтанов: «Птицелов, при нем соловей»; «Волков четыре, еж один, чаша свинцовая, на которой еж»; «Лев в клетке железной, при нем мышь»; «Петух, две мыши да кот»; «Змей наковальню грызет»; «Мышь под каменной горой» и т. п. Хотя сочинения Эзопа уже были переведены на русский язык и напечатаны, Петр считался с тем, что не все посетители Летнего сада знают эти басни. Приказав «на стороне каждой вбить столб, на коем написана была на жести как самая баснь, так и толкование оной четким российским письмом», Петр преследовал цель «чтобы люди, которые будут здесь, в саду, находили в нем что-нибудь поучительное...» Десятки других фонтанов (свинцовых и мраморных) стояли вне лабиринта, в северной части сада, вблизи Летнего дворца. Скульптуры эти, отлитые (по-видимому в 1721 г.) из свинца и позолоченные (их насчитывалось более 60), размещались на аллее у берега Фонтанки, вблизи нынешнего Кофейного домика. У входа на аллею былы установлена вызолоченная статуя горбатого Эзопа в натуральную величину. Петр любил эту аллею, "он часто прохаживался там по целому часу". В первые годы существования Летнего сада его аллеи и площадки подступали к самой Неве, набережной тогда не было. Главным входом в сад служила пристань на берегу. Здесь, у причала, стояли три деревянные галереи. Сюда прибывали приглашенные гости царя Петра. Заметим, что Петр запрещал пользоваться каретами (их было ничтожно мало в петровском Петербурге — около двадцати!), и знатные петербуржцы обязаны были все свои поездки по городу совершать только по воде, на баркасах, шлюпах и иных водных транспортных средствах, которые бесплатно выдавались им Партикулярной верфью, строившей эти кораблики на левом берегу Фонтанки напротив Летнего сада. В одной из галерей находилось мраморное изваяние Венеры. Это было едва ли не лучшее украшение Летнего сада. Созданное в III веке до н. э. изваяние в 1718 году было найдено под слоем земли в окрестностях Рима. Агент царя Петра Юрий Кологривов, понимавший толк в произведениях искусства, немедля приобрел статую для отправки в Петербург. В марте 1719 года он писал Петру: «...купил статую мраморовую Венуса старинную». Но в ту пору существовал наложенный папой римским запрет на вывоз из Рима произведений античного искусства. Экспертиза подтвердила высокую художественную ценность изваяния, и Ватикан прибрал к рукам это сокровище. Тогда на помощь Кологривову Петр направил искусного дипломата Савву Рагузинского и русского посла в Венеции Беклемишева. Они поставили в тупик папу и кардиналов заявлением о том, что русский царь Петр предлагает в обмен на статую Венеры мощи святой Бригитты («мощи» были вывезены из Ревеля после отвоевания его у шведов). Ватикан не мог отвергнуть это предложение и предпочесть изображение языческой богини любви мощам святой Бригитты, столь чтимой в среде набожных католиков. Можно представить, сколь были огорчены правители Ватикана этим дипломатическим ходом представителей России... Но они вынуждены были принять предложение представителей царя Петра. В Рим отправили останки Бригитты, а «мраморовая Венус» поехала в Россию. Такие перипетии предшествовали установке статуи Венеры в центральной галерее Летнего сада на берегу Невы. Изваяние обнаженной женщины, да еще в общественном месте, было непривычно и ненавистно приверженцам старины. Они отплевывались и, отводя глаза, именовали меж собой статую «белой дьяволицей». Известны несколько попыток разбить изваяние, и посему, по приказу Петра, около Венеры, охраняя ее, дежурили вооруженные караулы. После смерти Петра статую перенесли в Грот — другое помещение Летнего сада, где она находилась несколько десятилетий. Затем Венера побывала в Царском селе, возможно, и в Михайловском (Инженерном) замке. В начале XIX века статуя была доставлена в Таврический дворец, с этим и связано ее общеизвестное наименование «Венера Таврическая». Около 1850 года изваяние было перевезено в Эрмитаж, где находится и поныне (зал № 109). Статуя невелика (1,67 м). Лаконичная надпись на медной ленте на подножии гласит: «Императору Петру I в угодность подарил папа Климент XI». Многие статуи Летнего сада не сохранились, иные изваяния перемещены. В частности, после пожара в Зимнем дворце в 1837 году В.П.Стасов, восстанавливая Главную (Посольскую) лестницу дворца, декорировал ее взятыми из Летнего сада четырьмя мраморными статуями. Упомянутый сейчас «Грот» — павильон под куполом — находился у берега Фонтанки. При входе в него стояли мраморные скульптурные группы, в нишах — мраморные бюсты. Великолепным было внутреннее убранство Грота: стены облицованы причудливыми раковинами, разноцветными камнями. В главном зале Грота помещался фонтан, оформленный в виде большой скульптурной композиции, в центре которой был повелитель морей Нептун, а также орган, который приводился в движение и звучал при включении потоков воды. К сожалению, Грот, как и лабиринт с фонтанами, погибли в результате сокрушительного наводнения 1777 года. Наводнение 1777 года - одно из самых разрушительных в истории Санкт-Петербурга, повредило фонтаны, и вскоре после того их разобрали и, вероятно, отдали в переплавку.
После Петра I
Во второй половине 18 века Летний сад оказался причастным к отечественной агрономии. В статье, напечатанной 7 сентября 1764 года в "Санкт-Петербургских Ведомостях", рассказывалось, что "в здешнем императорском саду... старший садовник Эклебен прошлого года посеял на небольших полосках пшеницу и рожь на пробу искусства своего в размножении разного севу. Сие так ему удалось, что почти всякое зерно взошло многочисленными колосами наподобие кустов." И, для примера, газета сообщила, что в одном из кустов "из единого посеянного зерна вышло 2375 зерен". Статья констатировала, что "и в наших северных краях натура в рассуждении хлеба плодовитее может быть старательным искусством". Газета рекомендовала продолжить опыты " в знатном количестве для общей пользы". Как и следовало ожидать, придворный садовник Андрей Эклебен не получил государственной поддержки. Работы по "регулированию" берегов Невы и Фонтанки, развернувшиеся во второй половине XVIII в, повлекли за собой и значительные изменения в облике Летнего сада.
В историю Петербурга вошло свидетельство о том, что в первые годы XIX века в воды Невы на всех парусах вошла английская яхта и пришвартовалась к причалам у Летнего сада. Владелец судна — лорд и меценат — не торопился сойти на берег. Он восхищенно и долго рассматривал ажурную ограду Летнего сада, затем приказал поднять паруса и возвращаться назад в Англию... Спутники лорда недоуменно спросили его о причинах столь внезапного отказа от осмотра многих красот русской столицы. Лорд ответил, что цель путешествия достигнута, ничего более прекрасного увидеть нельзя... В 1820-х годах в ходе обширных работ по реконструкции центра Петербурга К.И.Росси при постройке Михайловского дворца (ныне Русский музей) перепланировал весь примыкающий к нему район столицы. В частности, Садовая улица (ранее она начиналась от Большой Итальянской) была через сделанные просеки продлена до Марсова поля. Тогда же был сооружен висячий (Цепной) Пантелеймоновский мост, а через Летний сад был проложен проезд - продолжение Пантелеймоновской улицы.
Перед тем, как отправиться в путь к Горгонам, Персей обратился к богам с просьбой о помощи. И Афина — богиня-воительница мудрости, покровительница наук и ремесел — вручила Персею отполированный щит с наказом: не смотреть на Медузу, чтобы не окаменеть, а вести бой с ней, глядя на ее отражение в подаренном блестящем щите. А бог Гермес (проводник умерших в подземное царство) дал Персею крылатые сандалии. Эти доспехи принесли Персею победу. Он отрубил Медузе голову и на крылатом коне Пегасе, родившемся из тела убитой Медузы, отправился в обратный путь. Он привез отрубленную голову Медузы злобному Полидекту, и тот, взглянув на нее, окаменел.
На месте Грота, частично сохранив его стены, в 1826 году К. И. Росси возвел сохранившийся до наших дней «Кофейный домик» — небольшое здание, украшенное скульптурными масками, гирляндами и венками, изготовленными по моделям В. И. Демут-Малиновского.
После этих и других первоочередных работ в Летнем саду, ликвидировавших последствия наводнения, газета «Северная пчела» 12 апреля 1827 года известила своих читателей, что Летний сад «обновлен самым приятным и удобным образом. Грунт поднят для уничтожения сырости и изглаживания рытвин, произведенных наводнением. Дороги во всех аллеях заново вымощены, пруд очищен, и в большом каменном гроте устроен кофейный дом, убранный великолепно... Кругом сада устроена новая аллея, по которой ездят верхом и в кабриолетах».
Кофейный домик находился на бойком месте, некий предприимчивый итальянец Пияцци сразу же открыл в нем кондитерскую и содержал ее тридцать лет. Годом позже вблизи Кофейного домика по проекту Л. И. Шарлеманя был построен небольшой павильон под названием «Чайный домик». Это сооружение в несколько измененном виде дошло до наших дней.
В 1855 году, когда отмечалось десятилетие со дня смерти вликого баснописца, в Летнем салу был открыт памятник Ивану Андреевичу Крылову, сооруженный на собранные по подписке народные средства. Окаймляющая памятник ограда - более поздняя, она сооружена лет через двадцать после открытия монумента, чтобы предотвратить порчу бронзовых горельефов.
|
Летний сад осенью. |