Литература:

  1. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда
    Ленинград. Стройиздат. Ленинградское отделение. 1985
  2. Раскин А.Г. Петродворец. Дворцы-музеи, парки, фонтаны.
    Лениздат 1988

Ансамбли дворцов и парков Петергофа.
Нижний парк.
Центральный ансамбль.

Большой каскад

Кульминацией грандиозного красочного праздника, развернутого на берегу моря, в Нижнем парке является Большой каскад, составляющий единое целое с Большим дворцом.

Большой каскад

Водопады, водометы, окутанный тысячами радужных брызг «Самсон», десятки статуй, окрашенные в изумрудный цвет барельефы, вазы, балюстрады, бюсты и над ними дворец с золочеными куполами, сверкающими на фоне голубого неба, немолчный шум падающей воды — все это ошеломляет, покоряет, наполняет ощущением радости. Буйное ликование водной стихии на Большом каскаде выражает прежде всего радость осуществления вековой мечты России об утверждении на Балтийском море. Большой каскад — крупнейший триумфальный памятник ХVIII века.

Архитектура Большого каскада, врезанного в толщу естественного берегового уступа, лаконична, функционально ясна и монументальна. Его фасад вытянут на 42 метра.

Большой грот

Ядро каскада — Большой грот, прорезанный пятью узкими и глубокими арками. Замок каждой арки подчеркнут золоченым маскароном. Завершением грота служит сложный карниз и мраморная балюстрада. Справа и слева от грота расположены две водопадные лестницы длиной по наклону почти 20 метров с семью фигурно изогнутыми ступенями шириной по 8 метров. Ступени фланкируются статуями и вазами на гранитных пьедесталах. Площадка перед аркадой грота переходит в центральный трехступенчатый каскад; так же как и на боковых каскадах, его подступенные стенки декорированы барельефами и кронштейнами. Перед аркадой грота фонтан "Корзинка" из 28 низких наклонных струй, образующих подобие плетеной корзины, в центре которой 9 высоких струй. Воды этого фонтана сливаются в ковш по трем уступам каскада.

Большой и Малый грот

Над Большим гротом устроена терраса, замкнутая фасадом Малого грота с семью арками.

Малый грот Малый грот

Симметрично боковым каскадам стена Малого грота акцентирована пристенными фонтанами и парными бюстами в нишах. Малый грот увенчан мраморной балюстрадой, продолжающейся вдоль Большого дворца.

Подробнее о гротах

Опорой Большого грота и каскадов служит монолитный кирпичный стилобат, облицованный туфом, украшенный пилястрами-гермами и барельефами. У подножия стилобата расположен ковш, посреди которого находится фонтан «Самсон».

Архитектура каскада, выразительная сама по себе, подчинена скульптурной и водяной декорации, связывая их в единое художественное целое.

Водяную феерию открывают повелители волн мускулистые тритоны, трубящие в витые раковины славу русскому флоту. Позади тритонов на стене Малого грота прикреплены огромные маскароны владыки моря Нептуна и бога вина Вакха. Из маскаронов в мраморные раковины бьет вода и стекает в фигурные, бассейны. В неглубоких нишах по сторонам маскаронов поставлены мраморные бюсты — олицетворение времен года.

С бортов ковша у подножия каскада тритонам отзываются мифологические девы — сирены, также трубящие в раковины и прославляющие подвиг. Их сильные, гибкие тела сродни упругим волнам, их движения полны бурного напряжения. Сиренам, дуя в раковины, вторят хранительницы вод наяды с младенцами-тритонами. Они словно приглашают российский флот.

Тема моря, рек и воды по-разному отражена в разнообразной скульптуре каскада. На его ступенях помещены две статуи: Венеры — богини красоты, рожденной из пены морской, покровительницы мореплавания и портов — и Галатеи — юной нереиды, олицетворяющей спокойное море. К ее ногам ластится дельфин. В руке Галатеи жемчужная раковина, ветер играет легкой тканью ее покрывала. Невдалеке от Галатеи — статуя ее возлюбленного пастушка Акида, убитого из ревности циклопом Полифемом и превращенного в реку. В мифологическую морскую символику Большого каскада включены скульптуры, изображающие русские реки Волхов и Неву (первоначально на их месте были фигуры Нептуна и Амфитриты). Они помещены на выступающих полукруглых туфовых постаментах у основания водопадных уступов. Волхов представлен в виде могучего бородатого старца с веслом в левой руке, Нева изображена молодой женщиной, сдавившей рукой свившуюся кольцом змею. Эти статуи — напоминание о начатом в первой четверти ХVIII века строительстве Ладожского канала, соединившего Волхов и Неву и связавшего новую приморскую столицу с водными путями центральной России.

Большое место в скульптурном декоре каскада отведено теме освобождения прибалтийских земель из шведской неволи. Барельеф «Плутон, похищающий Прозерпину» изображает бога подземного царства, который увозит богиню плодородия, истолковывался как «неправедное обладание» шведами Ижорской землей. Сюжет барельефа «Похищение Деяниры кентавром Нессом» имеет такое же значение. Гимном освобождения этих древних русских владений явились изображения подвигов Персея, образ которого олицетворял Петра I и русских воинов.

Сюжет «Персей, освобождающий Андромеду от морского чудовища» разработан в двух барельефах. Один помещен на нижней ступени восточной водoпадной лестницы (справа), второй — на четвертой ступени западной лестницы (справа). Оба они по содержанию и композиции перекликаются с картинами, которые помещались на триумфальных воротах первой четверти ХVIII века. Персей представлен подлетающим на коне с копьем в руке к фантастическому чудовищу, которое подплывает, раскрыв пасть, к дочери эфиопского царя Андромеде, прикованной к скале и предназначенной ему в жертву.

Статуя работы крупнейшего скульптора начала ХIХ века Ф. Щедрина продолжает традицию осмысления древнегреческого мифа в ассоциативной связи с русской историей. Он представил Персея перед началом схватки с морским чудовищем. С мечом в руке, подняв отрубленную голову горгоны Медузы, Персей устремляется на врага. Откинутый порывистым движением плащ ниспадает с плеч, над крылатым шлемом колышется косматая грива, у ног Персея вскипает бурун. Особенно выразительно лицо героя, воодушевленного предстоящим подвигом. В образе Персея Щедрин воплотил мужество русских воинов, воспел их бесстрашие и отвагу.

Рядом с Персеем на каскаде стоит исполненная Ф. Шубиным статуя Пандоры — первой женщины, сотворенной по велению Зевса. В этой работе Шубин вступил в своеобразное сотворчество со знаменитым французским скульптором Э. Фальконе, который выполнил аналогичную по композиции модель для фарфоровой статуэтки. Шубин придал скульптуре монументальное звучание, соединив его с задушевным лиризмом. Пандора чуть наклонилась вперед, будто следя за потоками воды. Кажется, что она задумалась, не решаясь открыть стоящий подле нее сосуд, в котором, согласно мифу, были заключены все беды мира.

Ряд скульптур и барельефов является аллегорическими сатирами на шведских захватчиков. Самонадеянный Карл XII иносказательно представлен в сюжете барельефа «Диана и Актеон» и статуе Актеона. Мифический охотник Актеон, превращенный Дианой в оленя, растерзанного своими собаками, сравнивался с Карлом ХII, утратившим ореол победителя, убежавшим с поля боя и оставленным союзниками. Скульптор И. Мартос представил Актеона в момент трагической для него метаморфозы. Он еще охвачен азартом погони, но уже чуть замедлил быстрый бег и тревожно озирается. Его левая рука привычно тянется к колчану за стрелой, а на голове уже появились маленькие рожки. Еще мгновение - и охотник станет оленем, жертвой своей собачьей стаи.

Победоносный для России и позорный для ее противника исход Северной войны отражен в истолковании мифа о Латоне — матери Аполлона и Дианы (Артемиды). Эпизод из него послужил сюжетом для самого большого на каскаде барельефа «Латона и ликийцы» и двух примечательных, хотя и маленьких, скульптур лягушек, или, как их называли в петровское время, «жаб, которые водою блюют». Торжество Латоны, обратившей ликийских крестьян за отказ дать ей воду в уродливых жаб, толковалось как успех России, получившей воду — море, а ликийцы отождествлялись с разгромленной армией «прегордых сынов свейские земли» и их союзников.

Острой и многозначительной сатирой на поражение Карла ХII под Полтавой является барельеф на сюжет мифа о Фаэтоне — легкомысленном и дерзком сыне бога солнца, пытавшемся управлять огненной колесницей отца, едва не спалившем землю и пораженном за это молнией Зевса. Примечательно, что Петр обратился именно к образам этого мифа; когда писал о разгроме шведов под Полтавой: «...единым словом сказать, вся неприятельская армия фаетонов конец восприяла».

Не только статуи, барельефы, но каждая деталь скульптурного убранства каскада имеет определенный смысл. Над средним уступом каскада ринулись навстречу друг другу бойцы-гладиаторы. Каждый одной рукой сжимает змею, другой — держит опущенный пламенем вниз факел. Змеи символизируют побежденную измену, а перевернутые факелы — окончание войны.

В декоре Большого каскада использовано множество скульптурных форм. Здесь представлены монументальные статуи и барельефы, кронштейны, маскароны, бюсты, вазы, гермы — 241 скульптура из золоченой бронзы, свинца и мрамора.

Пластический декор Большого каскада, являясь единым ансамблем скульптуры, одновременно представляет сочетание самостоятельных произведений. Каждую скульптуру можно рассматривать отдельно, «читая» ее силуэт и форму с разных точек, на фоне водометов, зелени и моря.

Многообразием и живописностью, характерной для фонтанных сооружений барочного стиля, отличается водное убранство каскада. Сначала кажется невозможным разобраться в стремительном движении шумных потоков и сплетении звенящих струй, которыми кипит и сверкает громада Большого каскада. Но постепенно, вглядевшись в эту бесконечно разнообразную и изменчивую, картину, можно проследить путь воды, рассмотреть узор отдельных водометов, понять, как органично связано водное убранство каскада с его архитектурными формами.

Движение воды начинается небольшими струями, бьющими из маскаронов Нептуна и Вакха. Затем на верхних ступенях каскада вода поднимается прозрачными водяными раковинами-веерами и, расстилаясь тонкой пеленой, низвергается вниз. Пробежав по семи уступам боковых каскадов, она на мгновение скрывается в недрах мощного основания и затем с новой силой вырывается клокочущими бурунами из расщелин туфа вокруг статуй Волхова и Невы.

По краям каждой каскадной ступени, контрастируя с разливом потоков, словно стебли фантастических растений, взлетают тонкие струи, высота которых достигает максимума внизу. Замирая у незримой черты на одном уровне, они образуют водяные пропилеи. Из бронзовых ваз, чередующихся со статуями, тоже взмывают тонкие струйки, тотчас рассыпающиеся разноцветным бисером. Перед аркадой Большого грота в плоском фигурном бассейне поднимаются струи самого многоводного и сильного из фонтанов каскада — «Корзинки». Из туфового кольца бьют 28 наклонных струй, переплетающихся подобно прутьям цветочной корзинки. Внутри ажурной водяной корзинки высятся восемь вертикальных струй, окружающих среднюю, самую высокую струю, Кажется, что в хрустальной корзинке собраны сказочные жемчужные тюльпаны, распускающиеся только на одно мгновение.

Водяной наряд каскада, построенный на сплетении и контрасте вертикальных, дуговых и горизонтальных струй, органически слит со скульптурой. Струи, бьющие из пастей льва, дельфинов, змей, лягушек, изо ртов герм, вылетающие из раковин, в которые дуют сирены, наяды и тритоны, усиливают художественную выразительность каждой скульптуры, увеличивают ее динамичность, придают ее композиции полную завершенность. Большой каскад с его 17 водопадными уступами и 75 фонтанами по мощи и разнообразию водной декорации не имеет себе равных.

Большой каскад. Центр.

У Большого каскада примечательная история.

История создания Большого каскада

Большой каскад. Скульптура

Самсон

На первую страницу о Нижнем парке Петергофа

На первую страницу о Петродворце

счетчик посещений