Литература:

  1. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда
    Ленинград. Стройиздат. Ленинградское отделение. 1985
  2. Петродворец. Большой дворец.
    Автор текста и составитель И.М.Гуревич.
    Макет и оформление Е.П.Гаврилова.
    Лениздат 1988
  3. Раскин А.Г. Петродворец. Дворцы-музеи, парки, фонтаны.
    Лениздат 1988
  4. Экскурсия по дворцу 2005 г.
  5. Экскурсия по дворцу 2020 г

Петродворец. Большой дворец.

Большой дворец и неотделимый от него Большой каскад являются композиционным центром Петергофского дворцово-паркового ансамбля.

Вид на центральную часть северного фасада Большого Петергофского дворца от Большого каскада

Петродворец. Большой дворец. Вид на северный фасад

Обращенный к морю северный фасад вытянут вдоль края гряды. На краю уступа широкая терраса с балюстрадой, украшенной декоративными вазами.

Петродворец. Большой дворец. Вазы на террасе

Петродворец. Большой дворец. Вазы на террасе Петродворец. Большой дворец. Вазы на террасе

Петродворец. Большой дворец. Вид на северный фасад

Фасад дворца имеет значительную протяженность, усиливающую монументальность и парадность всего сооружения. В его композиции четко выделены отдельные взаимосвязанные объемы, ритмически нарастающие к центру. Это придает зданию особую пластическую выразительность и величавость.

Петродворец. Большой дворец. Вид на северный фасад
Средняя, самая крупная, трехэтажная часть дворца связана неширокими аркадами одноэтажных галерей с симметричными двухэтажными флигелями (Церковным и «Под гербом»).

Северный фасад Большого Петергофского дворца

Петродворец. Большой дворец. Вид на северный фасад

С южной стороны здание дворца напоминает по конфигурации растянутую букву П, образованную его средней частью и примыкающими двумя трехэтажными корпусами.

Петродворец. Большой дворец.  Фрагмент южного фасада. Апрель 2007

В облике дворца значительную роль играют высокая фигурная кровля, золоченая ваза сложной конфигурации и особенно купола с золочеными главами и разнообразным рельефным декором. Отделка фасадов отличается сдержанностью, хотя в ней использованы разнообразные декоративные элементы, характерные для архитектуры барокко: раскреповки, русты, пышные картуши над оконными проемами, барельефы во фронтонах, узорные балконные решетки.

Петродворец. Большой дворец. Фрагмент южного фасада

Существующий облик дворца сформировался не сразу, и в его становлении можно отметить шесть периодов:

1)1714 — 1725 гг. — постройка петровских Верхних палат;
2) 1725 — 1740 — завершение и дополнение декоративной отделки и первая попытка расширения дворца пристройкой деревянных флигелей;
3)1740 — 1760 — коренная перестройка всего здания и превращение Верхних палат в Большой дворец;
4) 1760 — 1800 — создание новых парадных залов;
5) 1800 — 1917 — ремонты и переделки интерьеров, декорированных в 1850-х годах,
6) 1917 — 1983 — превращение дворца в музей и возрождение его после разрушений, причиненных войной.

Один из рисунков Петра I дает общее представление о первоначальном облике Верхних палат, задуманных в виде двухэтажного здания с двумя ризалитами (выступами) и центральной частью, выделенной фронтоном. Летом 1714 года была подготовлена строительная площадка и вырыт котлован для фундаментов дворца. К осени 1715 года стены Верхних палат возведены почти полностью, и в конце строительного сезона отдано распоряжение о достройке летом 1716 года палат и грота с каскадами.

Работы по созданию дворца велись интенсивно, но осенью 1716 года появились трещины, и вода затопила его подвалы. Приехавший в Петергоф Ж.-Б. Леблон приступил к сооружению подземного кирпичного акведука для устранения грозившей дворцу опасности и изоляции здания от почвенных вод. Кроме того, он скрепил продольные и поперечные стены дворца железными связями. 1 ноября 1716 года Леблон представил Петру I проект переделки центральной части Верхних палат. который был осуществлен годом позже. По этому проекту в центре первого этажа дворца создавался обширный сквозной вестибюль с колоннами, выстланный мрамором. В Итальянском салоне, самом большом помещении дворца, Леблон увеличил размеры дверей и окон. На каждом фасаде он устроил не один, а три парадных входа, а балкон на консолях сделал во всю ширину среднего ризалита дворца.

В 1718 году намечалось закончить отделку интерьеров Верхних палат. Петр I распорядился декорировать панели стен дубом и обтянуть их штофом. Осенью 1718 года фасады палат были окрашены и над пилястрами установлены резные капители. Резчики Руст и Э. Фоле под наблюдением Н. Пино и Д. Трезини выполнили деревянный барельеф для тимпана южного фронтона. Леблон не успел завершить задуманное — превращение скромных палат в изысканный по своей декорировке дворец. В феврале 1719 года архитектор умер, и находившиеся у него чертежи палат были переданы И.-Ф. Браунштейну, который продолжал работы, руководствуясь проектом Леблона.

Еще в конце 1718 года резчики Фоле, Руст, Фордр и Таконе начали отделывать резными дубовыми панно по эскизам Пино кабинет Петра I, запроектированный Ж.-Б. Леблоном. Работа была закончена через два года. Эти панно, исполненные в стиле рококо и обрамленные профилированными филенками, составили убранство самого старого дворцового интерьера.

В январе 1721 года в Верхних палатах произошел пожар. Восстановление отделки в пострадавших от огня помещениях совпало с началом перестройки палат по проекту архитектора Н. Микетти. Использовав как основу композиционное решение Монплезира, архитектор решил пристроить к Верхним палатам два симметричных флигеля, связав их с центральной частью здания галереями с аркадами. На одном из чертежей фасада, плана и разреза Верхних палат сохранились пометки Петра I, сделанные им при рассмотрении проекта, в который он неоднократно вносил коррективы. Начавшееся летом 1722 года возведение флигелей и галерей по сторонам Больших палат к осени в основном было осуществлено. В 1723 — 1724 годах в галереях и флигелях велись отделочные работы и над всем дворцом устроена железная кровля.

В 1724 году центральный зал палат (Итальянский салон) был декорирован четырьмя французскими шпалерами и картинами. В том же году живописец Бартоломео Гарсиа представил Петру I эскиз плафона для этого зала дворца, но написал его лишь к весне 1726 года с помощью С. Бушуева и М. Негрубова. В августе 1726 года плафон был поставлен на место.

В 1728-1732 гг. во дворце работали архитекторы М.Земцов и И.Мордвинов. Они укрепили подвалы и внесли некоторые изменения в отделку помещений. В 1732 г. к каменным флигелям архитектора Н.Микетти по проекту М.Земцова пристраиваются вытянутые в одну линию с северным фасадом дворца деревянные одноэтажные покои.

К 40-м годам ХVIII столетия назрела необходимость расширения Верхних палат. В декабре 1745 года Елизавета Петровна приказала «по обе стороны Больших палат па галереях сделать деревянные апартаменты с пристойными покоями». Разработанный Растрелли проект надстройки галерей не получил осуществления, но летом 1746 года велась заготовка строительных материалов для перестройки дворца по новому проекту Б. Ф. Растрелли. Она началась со сломки каменных флигелей и галерей, возведенных Н. Микетти. Старые петровские палаты были включены в объем центрального корпуса вновь сооруженного Большого дворца.

В 1749 — 1751 годах постройка Большого дворца велась с широким размахом и с большим напряжением. Уже к началу 1750 года правый флигель и церковь были полностью закончены наружной отделкой, а левый флигель и средний корпус — вчерне. В конце лета 1750 года покрыты железом купол флигеля «Под гербом» и кровля старого дворца. Для внутренних помещений готовились наборные паркеты, панели, резные декоративные детали, кованые решетки и пр.

В начале 1751 года Б. Ф. Растрелли исполнил проект убранства дворцовой церкви, а в январе следующего года — проект «наилучшего украшения столярною и золотарною работою аванзала» (позднее Чесменского). В 1753 году он представил эскизы отделки орнаментальной резьбой и скульптурой второго аванзала (в дальнейшем Аудиенц-зал), а в 1755 выполнил проект устройства в Большом дворце Эрмитажа с подъемным столом и стулом. Под руководством Растрелли трудились архитекторы Н. Жирар, Я. Дмитриев, И. Казаков и многочисленные мастера-строители.
Петродворец. Большой дворец. Флигель под гербом. Апрель 2006 Петродворец. Большой дворец. Церковный флигель. Июнь 2005

Резные украшения пяти глав церкви выполнялись в 1749 году под наблюдением мастера К. С. Жирардона, а резьба для купола флигеля «Под гербом»И. Шталмейера в 1751 году. Вместе с этими мастерами сложные украшения стен и обрамления дверей (картуши, фигуры трубящих «Слав», изображения орлов, десюдепорты) исполняли скульпторы и резных дел мастера Л. Роллан и В. Петров со своими помощниками-резчиками. В документах об отделке Аудиенц-зала названы исполнители живописных орнаментов: И. Михайлов, И. Николаев, И. Гурьянов. Столярные работы выполняли мастера Б. Гете, П. Нильсен совместно с охтинскими столярами. Мастера-паркетчики «вольного столяра» Я. Гиршфельда изготовили в 1751 — 1752 годах «штучный пол» для Большого зала.

Создание плафонов для дворцовых залов связано с именами нескольких художников, чьи работы принадлежат к числу лучших достижений русской декоративной живописи ХVIII века. В начале 1750 года живописец Л. Вернер написал для первого Аванзала плафон «Деметра вручает колосья Триптолему». Одновременно с Вернером над плафонами для петергофского дворца работал и Б. Гарсиа. В августе 1750 года он обязался написать два плафона (для Танцевального зала и Парадной лестницы). На плафоне Танцевального зала, получившего впоследствии название «Купеческий», был изображен «Аполлон на Парнасе». Стены этого зала украшали живописные медальоны на мифологические сюжеты, принадлежавшие кисти Дж. Валериани. Плафон в помещении Парадной лестницы был посвящен аллегорическому возвеличению Елизаветы Петровны. Живописец П. Балларини с помощью живописцев Канцелярии от строений Я. Лигоцкого, Ф. Нестерова написал плафон для Аудиенц-зала. Сюжет плафона «Встреча Армиды и рыцаря Ринальдо» Балларини заимствовал из поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим».

Созданием плафонов, установкой и золочением в 1755 году деревянной резьбы в Аудиенц-зале работы по перестройке и расширению Большого дворца были завершены.

Целый ряд интерьеров сохранял до 1941 года пышную барочную отделку середины ХVIII века, выполненную по проектам Б. Ф. Растрелли. Парадную (Купеческую) лестницу украшали живописный плафон и орнаментальная роспись стен, деревянные золоченые вазы и четыре резные статуи — аллегории времен года. В том же характере было выполнено убранство Танцевального (Купеческого) зала, Аудиенц-зала и церкви,, отмеченное синтезом живописи и декоративной резьбы. Плоскость стен была покрыта деревянной золоченой резьбой, оплетавшей зеркала, двери и оконные проемы. Живописные плафоны и росписи, убранство стен и потолков гармонировали с цветными узорами наборных паркетов.

Спустя восемь лет после окончания перестройки дворца, в 1763 году, два «покоя», расположенные по сторонам центрального зала и обращенные в сторону моря, было решено «убрать лаковою работою» — лаковыми створками деревянных китайских ширм начала ХVШ века. Проект отделки исполнил архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот. Первый покой — будуар закончили отделкой в 1766 году. Компоновку лаковых панно и выполнение орнаментальных живописных дополнений поручили художнику-декоратору А. Перизинотти и его помощникам — живописцам А. Бельскому, Е. Поспелову, Г. Молчанову, Е. Бельскому, И. Павлову, А. Трифонову, И. Скородумову. В 1767 году закончили убранство второго покоя. Небольшие панно для обоих интерьеров, вкомпонованные в дверные створки, панели и окопные откосы, создал лакового дела мастер Ф. Власов, работавший со своими учениками и «мастером разных художеств» Н. Мюриэлем. Живописное убранство стен Китайских кабинетов сочеталось с резным скульптурно-орнаментальным, полихромной росписью перекрытий и наборными паркетами.

Одновременно с устройством Китайских кабинетов Деламот переделал Итальянский салон. Сохранив плафон Б. Гарсиа и резной золоченый декор дверей и зеркал, он заменил прежнюю отделку шпалерной развеской картин, сплошь закрывших стены зала. Для этого была использована коллекция произведений П. Ротари, состоящая из трехсот шестидесяти восьми (368!) портретов, в большинстве изображающих молодых кокетливых женщин, нарядно одетых в польские, венгерские и восточные костюмы. С этого времени зал получил название галереи Ротари, Картинного зала, Кабинета мод и граций.

В 1770-х годах часть растреллиевских интерьеров переделали, при этом в старых объемах были заново отделаны два зала — Чесменский и Тронный. Проекты лекоративной отделки залов принадлежали архитектору Ю. М. Фельтену. Создавая Столовый зал, Фельтен поместил на стенах скульптурные лепные панно с гирляндами и амурами, охотничьими трофеями и музыкальными инструментами и поставил две изящные круглые печи из белых поливных изразцов русского производства. При переделке первого Аванзала, от которого остался нетронутым лишь плафон, Фельтен использовал двенадцать картин художника Я. Ф. Гаккерта, посвященных победам русского флота при Чесме. Картины, закрывавшие стены, обрамлены рельефными тягами, перевитыми орденскими лентами, простенки между окнами украшены медальонами, а десюдепорты — барельефными композициями на тему воинских трофеев (чалм, бунчуков, турецкого оружия) и дельфинами. После переделки зал получил название Чесменского.

В Тронном зале прежняя живописная отделка, имитировавшая золоченую резьбу, была заменена по проекту Фельтена портретами, картинами, лепными изображениями военных доспехов, гирлянд, пальмовых листьев, акантов и разнообразной классической орнаментикой. От растреллиевского оформления зала сохранился только наборный паркет в виде гигантских спиралей, розеток и лучей.

Оформление Чесменского, Тронного и Столового залов относится к периоду становления русского классицизма. Их стены со строгой однотонной окраской оживлены декоративной скульптурой: рельефными венками, гирляндами цветов и фруктов, лепными изображениями амуров; картины и плафоны заключены в лепные обрамления. По проектам Фельтена было также изменено убранство ряда парадных остиных: Диванной, Куропаточной, Туалетной, Спальни (Коронной), стены которых затянуты китайским расписным шелком начала ХVIII века и французскими декоративными тканями середины ХVIII века, выполненными по эскизам Филиппа де Лассаля. Характерным элементом фельтеновских интерьеров явилось устройство фигурных перегородок с затейливым резным скульптурно-орнаментальным декором.

В конце XVIII века Большой дворец стал примером сочетания основных стилистических направлений в русской архитектуре и декоративно-художественном оформлении интерьеров.

В конце ХVIII и начале XIХ века во дворце не велось крупных работ.

В 1845 — 1850-х годах архитектор А. И. Штакеншнейдер частично переделал парадные помещения как в восточной части дворца, так и в восточном корпусе, получившем после переделки название «половина великой княгини Ольги Николаевны», для которой они предназначались. Одновременно Штакеншнейдер надстроил восточный корпус дворца со стороны Верхнего сада третьим каменным этажом, уравновесив его по высоте с западным. Сохранению декоративного облика Большого дворца способствовала замена в 1883 — 1885 годах деревянных резных деталей на его фасадах и куполах выбивными из меди.

Во время ремонта помещений парадной анфилады Больщого дворца в 1845 — 1850-х годах архитектор А. И. Штакеншнейдер проявил тонкое чувство стиля, сохранив художественную выразитеьность растреллиевского декора. Повысив на один этаж восточный флигель дворца, выступавший в Верхний сад, он увеличил размеры и количество комнат так называемой "запасной половины" ко дню свадьбы Ольги Николаевны. Интерьеры этого флигеля, получившего название "Ольгина половина", выполнены в стиле "второго рококо".

К Большому дворцу с западной стороны примыкает длинное каменное двухэтажное здание, композиционно и конструктивно соединенное с флигелем «Под гербом». Оно носит название корпуса «За гербом». Начало строительства этого подсобного жилого и служебного корпуса связано с именем Ю. М. Фельтена. По его проекту в 1779 — 1785 годах были построены пять одноэтажных каменных павильонов с деревянными мезонинами, предназначенных для детей Павла I. При павильонах имелся хозяйственный двор с каменными кухнями, построенными И. Е. Яковлевым. Все эти здания в 1838 — 1840 годах переделал И. И. Шарлемань, придав фасадам единообразие — декорировав их в стиле борокко. Взамен мезонинов он возвел каменный этаж, а на месте прежней кухни построил новое двухэтажное здание Больших кухонь. Этим завершилось формирование корпуса «За гербом».

Петродворец. Большой дворец. Флигель за гербом. Апрель 2007

После Великой Октябрьской социалистической революции художественно-историческое значение Большого дворца обусловило превращение его в музей.

В 1941 — 1944 годах дворец был варварски разрушен. Перед отступлением фашисты взорвали северную стену центральной (петровской) части дворца. На месте блестящего Большого дворца стояли обгоревшие развалины. От взрывов и пожара уцелели лишь стены и незначительные фрагменты отделки. Разрушение дворца было настолько велико, что многим казалось нереальным его возрождение.

В 1946 — 1947 годах в мастерской А. А. Оля начали подготовку проекта реставрации, выполнили обмер и макет дворца. Для изготовления макета использовали довоенную аэрофотосъемку и замеры следов кровли на печных трубах. Сопоставление снимков макета и фотографий дворца до его разрушения позволило с максимальной точностью воссоздать его объемно-пространственную композицию.

Начиная с 1951 года по проекту В. М. Савкова и Е. В. Казанской ведутся последовательные работы по полному возрождению этого величественного архитектурного памятника.

К 1958 году было завершено восстановление фасадов дворца, золоченых куполов, кованых решеток. Спустя пять лет экскурсанты уже осматривали воссозданный Портретный зал, где на прежних местах находились спасенные ротариевские портреты, а все остальные части декора — плафон, роспись падуг, резные скульптурно-орнаментальные и лепные детали — были выполнены заново художниками, скульпторами и мастерами- реставраторами. По тому же принципу — установки на прежние места спасенных живописных полотен, панно, рельефов, осветительной арматуры, воссоздания всех утраченных частей — восстанавливаются парадные интерьеры.

Петродворец. Большой дворец. План 2-го этажа
Большой дворец. План 2-го этажа [3]

1 — Кабинет Петра I (Дубовый кабинет);
2 — Коронная;
3 — 1-я комната запасной половины;
4 — 2-я комната запасной половины;
5 — 3-я комната запасной половины;
6 — 4-я комната запасной половины;
7 — Голубая гостиная;
8 — Малая проходная;
9 — Кавалерская;
10 — Штандартная;
11— Кабинет;
12 — Туалетная
13 — Диванная;
14 — Куропаточная гостиная;
15 — восточный Китайский кабинет

16 — Портретный зал;
17 — западный Китайский кабинет;
18 — Белая столовая;
19 — Аудиенц-зал;
20 — Тронный зал;
21 — Чесменский зал;
22 — Голубая приемная;
23 — Проходная комната (Сандерса);
24 — Буфетная;
25 — Секретарская;
26 — Церковь;
27 — Танцевальный зал;
28— парадная лестница;
29,30 — Проходные комнаты.

31 - киноконцертный зал; 32 - дирекция дворцов-музеев и парков.

Лестницы:
А — лестница у кабинета Петра I;
Б — Дубовая лестница;
В — лестница у Белой столовой;
Г — лестница у киноконцертного зала.

В ноябре 2005 г для обозрения были открыты:
Bестибюль,

Парадная лестница,
Портретный (Картинный) зал,
Тронный зал,
Столовый зал,
Чесменский зал,
Аудиенц-зал,
Дубовый Кабинет Петра I,
оба Китайских кабинета (западный и восточный),
Диванная,

Куропаточная,
Туалетная,
Коронная (Спальня),
Голубая гостиная,
Кавалерская,
Штандартная,
Кабинет,
Секретарская.

В феврале 2020 г на экскурсии нам были представлены:

Нумерация помещений здесь соответствует экскурсии 26.02.2020


1. Парадная лестница


2.
Танцевальный зал
3. Чесменский зал
4. Голубая приёмная
5. Тронный зал
6. Аудиенц-зал

Северная анфилада


7. Белая столовая с Подогревальной
8. Китайский кабинет западный
9. Портретный зал (Ротари)
10. Китайский кабинет восточный
11. Будуар (Куропаточная гостиная)
12. Диванная (Спальня императрицы)
13. Туалетная
14. Кабинет императрицы (комната для государственных дел)
15. Штандартная
16. Кавaлерская
17. Малая проходная
18. Голубая гостиная
19. Секретарская

Южная анфилада так наз.
Запасная или Ольгина половина


20. 1-ая комната Запасной половины
21. 2-я комната Запасной половины
22. 3-ая комната Запасной половины
23. 4-ая комната Запасной половины (Камерюнгферская)
24. Коронная (Спальня императора)
25. Дубовый кабинет Петра I.


Конференц-зал (киноконцертный)

Восстановление Большого дворца — заслуга коллектива талантливых реставраторов. Особенно значительный труд вложили в восстановительные работы архитекторы Е. Н. Петрова, П. П. Ковалевский, В. Б. Можанская, А. И. Вихвиляйнен, конструкторы Д. И. Греков М. С. Чухаев М. И. Юношев, Е. П. Севастьянов, скульпторы Михайлова, Э. П. Масленников, Л. М. Швецкая, скульпторы-модельщики А. Е. Громов Н. И. Оде, Г. Ф. Цыганков, Н. К. Рогачев, живописцы Я. А. Казаков, Л. А. Любимов, Р. П. Саусен, В. Г. Корбан, В. А. Никифоров, резчики Н. Е. Базанов, А. Л. Кемниц, Б. К. Гершельман, А. П. Семенов, Ф. В. Куксинский.

Большой дворец вновь существует как один из значительных памятников русского искусства ХVIII века и как популярный дворец-музей.

счетчик посещений